КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.
Переход на современные государственные стандарты создаёт предпосылки существенного повышения эффективности организации учебного процесса, в ходе которого подготовка специалистов должна ориентироваться не только на прошлый опыт, но и на проектируемое будущее. В связи с этим происходит смена образовательной модели подготовки специалиста от квалификационной к компетентностной.
Просмотр содержимого документа
«КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ. »
Г.Н. Доброва
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рыбницкий политехнический техникум», г. Рыбница
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УЧЕБНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.
Переход на современные государственные стандарты создаёт предпосылки существенного повышения эффективности организации учебного процесса, в ходе которого подготовка специалистов должна ориентироваться не только на прошлый опыт, но и на проектируемое будущее. В связи с этим происходит смена образовательной модели подготовки специалиста от квалификационной к компетентностной.
Профессиональные качества специалиста – плодоовощевода по профессии «Хозяйка усадьбы», формируются на основе междисциплинарных умений и определяют готовность к практической деятельности. Способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности специалистов, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей в разных аспектах и контекстах, многими авторами определяется как профессиональная компетентность.
Как показывает практика, профессиональные умения специалиста-плодоовощевода нарабатываются лишь после нескольких лет практической деятельности. Такой феномен обусловлен нарушением связи между теоретическими знаниями и умением их использовать в профессиональной деятельности. Одна из причин такого рассогласования связана с нарушением принципа междисциплинарности в ходе теоретического обучения будущих специалистов, а также с недостатками в организации практической подготовки.
Одним из способов разрешения этого конфликта может быть интеграция естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также комплексность преподавания специальных дисциплин, таких как «Основы агрономии», «Плодоовощеводство», «Хранение и переработка плодоовощной продукции», и др.
Комплексность преподавания подразумевает синхронизацию и гармонизацию программ лекционных курсов, рабочих программ лабораторных занятий, а также вариационных курсов.
Так, программа по дисциплине «Плодоовощеводство» согласована с основным базовым курсом по дисциплине «Основы агрономии».
Подготовка студентов к лабораторным занятиям предполагает самостоятельное изучение литературы как по плодоовощеводству, так и смежным дисциплинам. Например, для выполнения домашнего задания к лабораторному занятию по теме «Размножение плодово-ягодных и овощных культур» рекомендуются источники и по дисциплине «Основы агрономии», раздел «Размножение растений», и по общеобразовательной дисциплине «Биология», раздел «Строение растений»,
Таким образом, при подготовке к лабораторным занятиям студент изучает источники литературы по всем специальным дисциплинам, и общеобразовательным, имеющим отношение к изучаемой теме.
В последние годы в нашем техникуме, одним из способов реализации комплексности преподавания по специальности «Плодоовощевод», является выполнение выпускных квалификационных работ. Этот вид работы, согласно учебного плана профессии, обязателен для каждого студента и включает несколько этапов.
Первым из них является написание обзора литературы по теме квалификационной работы, что побуждает к углубленному изучению первоисточников по специальности, а также некоторым другим базовым и специальным предметам.
В структуру квалификационной работы включен этап приготовления слайдового сопровождения, для выполнения которого студенту необходимо повторить материал по соответствующему разделу в курсе дисциплины «Информационные технологии».
Следующий этап квалификационной работы - оценка и анализ самостоятельно изготовленного дидактического и практического материала. Обучаемыми готовятся плакаты, действующие стенды, образцы овощей, фруктов и ягод в натуральном и в законсервированном видах, выращенных культур, подделки и макеты сооружений защищённого грунта, хранилищ, тары и др. После проведения практической части квалификационной работы студент должен сформулировать выводы по полученным данным. Этот вид работы требует умения анализировать и интерпретировать экспериментальные данные не только по дисциплине «Плодоовощеводство», но и по другим дисциплинам.
Наивысшей формой самостоятельной работы студентов является выполнение квалификационных работ, которые в большинстве являются комплексными, что позволяет улучшить качество подготовки специалистов и способствует повышению теоретических знаний и практических навыков самостоятельной работы.
Традиционно квалификационная работа состоит из двух разделов. Первый раздел - это литературный обзор по изучаемой тематике. Этот этап работы предполагает самостоятельное изучение литературных источников, как правило, по нескольким направлениям и не ограничивается только темой квалификационной работы. Написание литературного обзора требует не только умения собирать и выбрать правильную информацию, но, что самое главное, ее критически осмыслять и анализировать. В ходе составления литературного обзора студенты, по сути, получают навык по написанию научного обзора литературы.
Вторым этапом квалификационной работы является выполнение экспериментальной части. В процессе ее выполнения, в первую очередь, студенты учатся планировать эксперимент, так как правильное планирование эксперимента является залогом его успешного выполнения. Практическая часть квалификационной работы зачастую требует освоения навыка работы с инструментами, оборудованием и приборами, которые не входят в программный минимум как по дисциплине «Плодоовощеводство», так и по смежным дисциплинам «Основы агрономии» и «Хранение и переработка плодоовощной продукции»
После выполнения экспериментальной части студентам необходимо представить руководителю описание полученных данных и сделать выводы по результатам исследований в виде слайдов. Этот вид деятельности позволяет студентам научиться интерпретировать экспериментальные данные и на основании этого делать выводы по результатам своей работы.
Выполнение квалификационной работы заканчивается ее публичной защитой на заседании государственной аттестационной комиссии. Успешное прохождение этого этапа аттестации требует максимальной психологической концентрации, умения мгновенно ориентироваться в ситуации, используя весь объем полученных теоретических знаний и практических умений, то есть демонстрировать свои общие и профессиональные компетенции. Под руководством преподавателей специальных дисциплин ежегодно выполняется около 50 квалификационных работ.
В техникуме практикуется совместное издание методических указаний, в которых рассматриваются как теоретические вопросы, так и практическое их использование в области получения профессий НПО и специальностей СПО. Одним из примеров является учебное пособие к комплексному лабораторному занятию, разработанное по профессии «Хозяйка усадьбы», квалификация-плодоовощевод , по дисциплинам «Плодоовощеводство» и «Основы агрономии».
Проверка знаний студентов на курсовых экзаменах и Государственной аттестации подтвердила значимость разработанного комплексного подхода к обучению студентов, что нашло отражение в повышении среднего балла на 28 %.
Таким образом, осуществляемый в техникуме комплексный подход к процессу обучения дает возможность подготовить компетентного специалиста, который в условиях высоко конкурентного рынка труда может претендовать на достойное место в его структуре.
Список литературы:
1. Аверкин, В. Региональная система управления образованием: мониторинг развития/ В. Аверкин, С. Аверкина, Е. Карданова Е. и др. // Народное образование. - 2008. - №2. - С.156-164.
2. Авлишина, Л.Н. Служба мониторинга учебно-воспитательного процесса/ Л.Н. Авлишина, А.Е. Луковников // Справочник заместителя директора школы. - 2007. - №0/август. - 24-32.
3. Баранова, В.В. Мониторинг качества образовательного процесса/ В.В. Баранова // Образование в современной школе. - 2008. - №1. - С.3-8.
4. Булдыгина, Л.М. Реализация мониторинга как средство управления профессиональным развитием педагогов/ Булдыгина Л.М., О.Г. Красношлыкова // Информатика и образование. - 2007. - №4. - С.103-108.
5. Бурдакова, О.П. Мониторинг как механизм управления качеством образования школьников/ О.П. Бурдакова // Управление качеством образования. - 2007. - №3. - С.53-69.