Презентация на педсовет "Компетентностный подход в образовании"
Презентация на педсовет "Компетентностный подход в образовании"
В презентации описан компетентностный подход в образовании, рассмотрены понятия "компетентность" и "компетенция", виды компетентностей учителя и ученика. В сравнении представлены ключевые особенности (цели, организация учебного процесса, позиция ученика, результат образования, оценка результатов) компетентностного подхода и традиционного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на педсовет "Компетентностный подход в образовании" »
Цель: определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллектива школы.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия:
компетентностный подход;
компетенция; компетентность.
2. Основные компетентности педагога.
3. Профессиональные компетенции педагога, влияющие на качество обучения.
«Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».
М.Ноулз
Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование, и здесь большую роль играет учитель.
Новые требования к системе образования закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте
Федеральный государственный образовательный стандарт –
система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Компетентностный подход – это совокупность:
целей образования
отбора содержания образования
организации образовательного процесса
оценки образовательных результатов
Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?
согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению;
подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.
Компетентностный подход позволяет
повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся;
облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования;
не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
Компетентность - способность человека решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того,что должнобыть выполнено).
Компетенция– способность человека следовать определённым стандартам поведения (критерий того,как должнабыть выполнена работа, деятельность).
Компетенция- то, что необходимо достичь.
Терминкомпетентностьопределяет, что из
желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер.
Компетентность– это мера освоения компетенции.
Компетентный– обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо; знающий, сведущий в определенной области; обладающий компетенцией; правомочный.
Основные компетентности педагога:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ
КОММУНИКАТИВНАЯ
ПРАВОВАЯ
4 элементарные ключевые компетенции:
информационная - готовность работать с информацией;
коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной
кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Педагог должен уметь:
успешно решать свои собственные жизненные проблемы;
ориентироваться в ситуации на рынке труда;
видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям;
чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью;
закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы;
Педагог должен уметь:
ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
оценивать учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Способность решать профессиональные проблемы в условиях профессиональной деятельности
Сумма знаний и умений, определяющих результативность и эффективность труда
Комбинация личностных и профессиональных качеств
Критерии компетентности учителя
Составляющие компетентности
Психолого-
педагогическое
общение
Личность
учителя
Педагогическая
деятельность
Педагогическая деятельность
Уровень обученности ЗУН
Уровень сформированности ОУУН
Инновационная работа
Самообразование, исследовательская работа
Образование, квалификация
Самоанализ, самодиагностика
Современные образовательные технологии
Традиционные технологии
Игровые технологии
Тестовые технологии
Модульно-блочные технологии
Интегральные технологии
Технология опорных сигналов
Технология адаптивной системы обучения и многие другие
Психолого-педагогическое общение
Интерес, мотивация
Сознательное обучение
Отношения:
учитель ↔ ученик
Учет индивидуальных особенностей ученика
Личность учителя
Эмоциональность
Выразительность речи
Творческое начало личности
Организаторские способности
Чувство юмора
Настойчивость, дисциплинированность
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся – умение учиться
Основным результатомдеятельности образовательного учреждениядолжна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций
в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
(Стратегия модернизации образования в РФ)
«Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который должен гореть» Плутарх
В новых стандартах речь идет не о формировании каких-либо качеств заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.
Компетентностный подход
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.
Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода.
Компетентность -
качество, приобретаемое учащимся в результате обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике.
Ключевые особенности компетентностного подхода
Цель образования.
Цель образования.
Что нового узнает
ученик в школе?
Чему учить
ученика?
Чему научится
за годы обучения?
Для чего учиться
ученику?
(ключевые компетенции)
Ключевые особенности компетентностного подхода
Организация
Организация
учебного процесса.
Как научить
ученика учиться?
учебного процесса.
Как учить
ученика?
Ключевые особенности компетентностного подхода
Позиция ученика:
Позиция ученика:
объект
педагогических
воздействий.
субъект
собственного
развития.
Ключевые особенности компетентностного подхода
Результат
Результат
образования.
Знания,
Умения,
Навыки.
образования.
ЗУН +
приобретённые
учениками
компетенции.
Ключевые особенности компетентностного подхода
Оценка
Оценка
результатов:
5-бальная шкала.
результатов:
самоконтроль,
самооценка,
рейтинговая оценка,
создание
портфолио.
Коммуникативная компетенция
умение слушать, слышать и понимать партнёра;
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
умение распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
умение договариваться;
умение вести дискуссию, способности правильно выражать свои мысли в речи;
уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.
Познавательная компетенция
способность формулировать проблему;
самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
умение анализировать объекты с целью выделения признаков;
умение самостоятельно достраивать, восполнять недостающие компоненты;
способность выбирать основания, критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, выдвигать гипотезы и их обоснование.
Познавательная компетенция
способность самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
умение структурировать знание;
способность осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
способность выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;
Регулятивная компетенция
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
готовность к преодолению трудностей;
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;
оптимистическое восприятие мира.
Регулятивная компентенция
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;