kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на педсовет "Компетентностный подход в образовании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описан компетентностный подход в образовании, рассмотрены понятия "компетентность" и "компетенция", виды компетентностей учителя и ученика. В сравнении представлены ключевые особенности (цели, организация учебного процесса, позиция ученика, результат образования, оценка результатов) компетентностного подхода и традиционного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на педсовет "Компетентностный подход в образовании" »

Цель: определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллектива школы. Задачи: 1. Рассмотреть понятия:  компетентностный подход;  компетенция; компетентность. 2. Основные компетентности педагога. 3. Профессиональные компетенции педагога, влияющие на качество обучения.

Цель: определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллектива школы.

Задачи:

1. Рассмотреть понятия:

  • компетентностный подход;
  • компетенция; компетентность.

2. Основные компетентности педагога.

3. Профессиональные компетенции педагога, влияющие на качество обучения.

«Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».  М.Ноулз  Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование, и здесь большую роль играет учитель.

«Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

М.Ноулз

Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование, и здесь большую роль играет учитель.

Новые требования к системе образования закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте

Новые требования к системе образования закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте

Федеральный государственный образовательный стандарт –  система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт –

система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Компетентностный подход – это совокупность:

Компетентностный подход – это совокупность:

  • целей образования
  • отбора содержания образования
  • организации образовательного процесса
  • оценки образовательных результатов
Что даёт компетентностный подход  учителю и ученику?

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?

  • согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  • подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению;
  • подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.
Компетентностный подход позволяет

Компетентностный подход позволяет

  • повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся;
  • облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
  • разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования;
  • не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
Компетентность - способность человека решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно
  • Компетентность - способность человека решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).
Компетенция  – способность человека следовать определённым стандартам поведения (критерий того, как должна
  • Компетенция – способность человека следовать определённым стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность).
Компетенция  - то, что необходимо достичь.    Термин компетентность  определяет, что из  желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер.  Компетентность – это мера освоения компетенции.

Компетенция - то, что необходимо достичь.

Термин компетентность определяет, что из

желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер.

Компетентность – это мера освоения компетенции.

Компетентный  – обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо; знающий, сведущий в определенной области; обладающий компетенцией; правомочный.

Компетентный – обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо; знающий, сведущий в определенной области; обладающий компетенцией; правомочный.

Основные компетентности педагога:

Основные компетентности педагога:

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ
  • КОММУНИКАТИВНАЯ
  • ПРАВОВАЯ
4 элементарные ключевые компетенции:

4 элементарные ключевые компетенции:

  • информационная - готовность работать с информацией;
  • коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной
  • кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
  • проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Педагог должен уметь:

Педагог должен уметь:

  • успешно решать свои собственные жизненные проблемы;
  • ориентироваться в ситуации на рынке труда;
  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям;
  • чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью;
  • закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
  • планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы;
Педагог должен уметь:

Педагог должен уметь:

  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
  • в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
  • оценивать учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
  • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ  Способность решать профессиональные проблемы в условиях профессиональной деятельности  Сумма знаний и умений, определяющих результативность и эффективность труда  Комбинация личностных и профессиональных качеств

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

  • Способность решать профессиональные проблемы в условиях профессиональной деятельности
  • Сумма знаний и умений, определяющих результативность и эффективность труда

  • Комбинация личностных и профессиональных качеств

Критерии  компетентности учителя Составляющие компетентности Психолого- педагогическое общение Личность учителя Педагогическая деятельность

Критерии компетентности учителя

Составляющие компетентности

Психолого-

педагогическое

общение

Личность

учителя

Педагогическая

деятельность

Педагогическая деятельность  Уровень обученности ЗУН Уровень сформированности ОУУН Инновационная работа Самообразование, исследовательская работа Образование, квалификация Самоанализ, самодиагностика

Педагогическая деятельность

  • Уровень обученности ЗУН
  • Уровень сформированности ОУУН
  • Инновационная работа
  • Самообразование, исследовательская работа
  • Образование, квалификация
  • Самоанализ, самодиагностика

Современные образовательные технологии Традиционные технологии Игровые технологии Тестовые технологии Модульно-блочные технологии Интегральные технологии Технология опорных сигналов Технология адаптивной системы обучения и многие другие

Современные образовательные технологии

  • Традиционные технологии
  • Игровые технологии
  • Тестовые технологии
  • Модульно-блочные технологии
  • Интегральные технологии
  • Технология опорных сигналов
  • Технология адаптивной системы обучения и многие другие

Психолого-педагогическое  общение Интерес, мотивация Сознательное обучение Отношения:  учитель ↔ ученик Учет индивидуальных особенностей ученика

Психолого-педагогическое общение

  • Интерес, мотивация
  • Сознательное обучение
  • Отношения:

учительученик

  • Учет индивидуальных особенностей ученика

Личность учителя Эмоциональность Выразительность речи Творческое начало личности Организаторские способности Чувство юмора Настойчивость, дисциплинированность

Личность учителя

  • Эмоциональность
  • Выразительность речи
  • Творческое начало личности
  • Организаторские способности
  • Чувство юмора
  • Настойчивость, дисциплинированность

Функция универсальных учебных действий –  обеспечить ключевую компетенцию обучающихся –  умение учиться

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся – умение учиться

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.  (Стратегия модернизации образования в РФ)

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций

в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

(Стратегия модернизации образования в РФ)

«Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который должен гореть» Плутарх В новых стандартах речь идет не о формировании каких-либо качеств заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.

«Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который должен гореть» Плутарх

  • В новых стандартах речь идет не о формировании каких-либо качеств заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.

Компетентностный подход

Компетентностный подход

  • Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.
  • Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода.
Компетентность - качество, приобретаемое учащимся в результате обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике.

Компетентность -

качество, приобретаемое учащимся в результате обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике.

Ключевые особенности компетентностного подхода  Цель образования. Цель образования. Что нового узнает ученик в школе?  Чему учить ученика? Чему научится за годы обучения? Для чего учиться ученику? ( ключевые компетенции)

Ключевые особенности компетентностного подхода

  • Цель образования.
  • Цель образования.

Что нового узнает

ученик в школе?

Чему учить

ученика?

Чему научится

за годы обучения?

Для чего учиться

ученику?

( ключевые компетенции)

Ключевые особенности компетентностного подхода  Организация Организация учебного процесса. Как научить ученика учиться? учебного процесса. Как учить ученика?

Ключевые особенности компетентностного подхода

  • Организация
  • Организация

учебного процесса.

Как научить

ученика учиться?

учебного процесса.

Как учить

ученика?

Ключевые особенности компетентностного подхода  Позиция ученика: Позиция ученика: объект  педагогических воздействий.  субъект собственного развития.

Ключевые особенности компетентностного подхода

  • Позиция ученика:
  • Позиция ученика:

объект

педагогических

воздействий.

субъект

собственного

развития.

Ключевые особенности компетентностного подхода  Результат Результат  образования. Знания,  Умения,  Навыки.  образования. ЗУН + приобретённые  учениками компетенции.

Ключевые особенности компетентностного подхода

  • Результат
  • Результат

образования.

Знания,

Умения,

Навыки.

образования.

ЗУН +

приобретённые

учениками

компетенции.

Ключевые особенности компетентностного подхода  Оценка   Оценка результатов: 5-бальная шкала. результатов: самоконтроль, самооценка, рейтинговая оценка, создание портфолио.

Ключевые особенности компетентностного подхода

  • Оценка

  • Оценка

результатов:

5-бальная шкала.

результатов:

самоконтроль,

самооценка,

рейтинговая оценка,

создание

портфолио.

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция

  • умение слушать, слышать и понимать партнёра;
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
  • умение распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
  • умение договариваться;
  • умение вести дискуссию, способности правильно выражать свои мысли в речи;
  • уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.
Познавательная компетенция

Познавательная компетенция

  • способность формулировать проблему;
  • самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение анализировать объекты с целью выделения признаков;
  • умение самостоятельно достраивать, восполнять недостающие компоненты;
  • способность выбирать основания, критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, выдвигать гипотезы и их обоснование.
Познавательная компетенция

Познавательная компетенция

  • способность самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
  • умение структурировать знание;
  • способность осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • способность выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;
Регулятивная компетенция

Регулятивная компетенция

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;
  • оптимистическое восприятие мира.
Регулятивная компентенция

Регулятивная компентенция

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация на педсовет "Компетентностный подход в образовании"

Автор: Жукова Ирина Николаевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 128855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Развитие метапредметных умений в логике системно-деятельностного подхода "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-mietapriedmietnykh-umienii-v-loghikie-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "105753"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402907278"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства