Индивидуальный проект как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования
Современное время формирует и современное образование. А что это такое? В первую очередь это формирование личности, которая будет успешной и вне стен школы. Конкурентноспособность, готовность к решению проблем, самообразованию, к адаптации в постоянно меняющихся условиях – вот главные качества, которыми должен обладать выпускник.
Устаревает лозунг: «Образование – на всю жизнь». В настоящее время его можно заменить лозунгом: «Образование через всю жизнь».
Как говорил Чарльз Дарвин: «Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».
Новые ФГОС СОО определяют цели и задачи, которые сегодня ставятся перед образованием. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования ставится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, добывать информацию, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Таким образом на первый план выходит системно – деятельностный подход и большие возможности в этом плане открывает метод проектов— один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач учебного проекта.
Выполнение и защита индивидуального проекта обязательны для каждого обучающегося, осваивающего основную образовательную программу среднего общего образования, и является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
При выполнении учебного проекта (учебного исследования) обучающиеся включаются в активную учебно-познавательную деятельность, результатом, которой являются сформированные компетенции, включающими в себя:
-навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
-способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
-навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
-постановки целей и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
-структурирования, аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
-выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.
Индивидуальный проект в 10-11 классах это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических, технических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проект предполагает создание новых, прежде не существующих объектов, или изменения известных объктов с целью получения их новых свойств или характеристик.
Можно сказать, что проект – это вид деятельности, находящийся на стыке инвариантной и вариативной частях образовательного процесса.
Индивидуальный проект СОО выполняется в течение одного или двух лет (70 часов) в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Проект должен быть представлен в следующих видах:
прикладной (разработка и создание или модификация материального продукта с конкретными запланированными характеристиками);
исследовательский (создание интеллектуального продукта, основанного на исследовании в определенной области деятельности, с использованием методов современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.);
социальный (проектирование и реализация способа решения социальнозначимой проблемы);
инженерный (оптимизация/ модификация уже существующего изделия, устройства, и/или адаптация изделия к новым условиям);
конструкторский (создание (разработка) нового продукта, изделия, устройства, технологии);
информационный (создание информационного продукта, являющегося результатом сбора, обработки и анализа информации);
инновационный (создание новых или изменение существующих систем (технологи ческой, информационной, социальной, экономической, организационной);
творческий (разработка и реализация нестандартных подходов в решении проблем в различных областях деятельности и оформлении результатов работы).
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно, под руководством учителя (тьютера) по выбранной теме в рамках одного или нескольких учебных предметов в любой избранной области деятельности. Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иного образовательного учреждения или организации. Могут привлекаться специалисты организаций дополнительного образования, профессионального образования, организаций культуры, спорта и предприятий. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Вид работы | Продукт |
Электронные | Webсайт; Электронная газета; Электронный номер журнала; Мультимедийный продукт – аудиокнига, фильм, мультфильм; Виртуальная дискуссия; Компьютерная графика; Программное обеспечение; Новое приложение для телефона; Компактдиски с мультимедийным продуктом; Тематический паблик в социальной сети |
Печатные | Научноисследовательская работа; Реферат; Аналитические материалы; Обзорные материалы; Статистические данные; Справочные материалы; Отчет о проведенных исследованиях и опросах; Стендовый доклад; сценарии мероприятий; Печатные статьи; Альбомы; Буклеты; Брошюры; Проект книги; Публикация на сайте; Статья; Сборник сочинений; Сбор ник эссе; Цикл стенгазет; Главы из несуществующего учебника (учебные пособия); Интервью; Обзор материалов по конкретной теме; Сказка; Стихи; Рассказ; Рекламный проспект; Постер; Проект настольной игры |
Творческие | Видеофильм, документальные фильмы, мультфильмы; Видеоклип; Буктрейлер; Дизайнмакет; Конструкторская модель; Музыкальное произведение; Серия иллюстраций; Дневник путешествий; План ролевой тематической игры; Разработка выставки; Мероприятие (концерт, праздник, состязание, викторина, экскурсия, театральная постановка, пресс конференция, литературное кафе, тематический вечер, КВН); Поделки, рукоделие; Программы акций, флешмобов, волонтерских мероприятий; |
Аналитические | Реконструкции событий; Обработки архивов и мемуаров; Научный док лад; Анализ данных социологического опроса; Результаты исследовательских экспедиций; Схемы; Бизнесплан; Модель; Макет; Прогноз; Сравнительносопоставительный анализ; Памятка; Дебаты; Отчёт о работе экспедиции |
Систематизирующие | Схемы; Чертежи; План карты; Тематический атлас; Законопроект; Кол лекция; Пакет рекомендаций; Инструкция; Путеводитель; Справочник; Словарь; Отчёт об исследовании (эксперименте); Рабочие установки; Проект лабораторной работы. |
Вопросы об оформлении, презентации и оценивании учебного проекта регулируется локальный документ.
Титульный лист;
Содержание (план);
Введение (с указанием проблемы, цели, задач, методов);
Основная часть;
Заключение
Список используемых источников;
Приложение;
Рецензия руководителя.
Два этапа защиты проекта.
1 этап – защита проектной идеи(темы)
актуальность проекта;
положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;
2 этап- защита реализованного проекта
Тема и краткое описание сути проекта.
Актуальность проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
Ход реализации проекта.
Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Одной из проблем введения предмета «Индивидуальный учебный проект» на ступени среднего общего образования является оценивание результата. Ведь оценивается не только продукт, но и деятельность обучающегося. Что может выступать критериями для оценивания? Ведь на выходе проверяются личностные, метапредметные и предметные результаты (среди которых познавательные коммуникативные, регулятивные и личностные УУД). Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата по проекту.
Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
– оценивание производится на основе критериальной модели;
– оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; учитываются целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
– для обработки всего массива оценок предусмотрены критерии оценивания в положении об индивидуальном проекте
Учитель при работе над проектом выступает консультантом. В процессе консультирования учитель как руководитель проекта решает две задачи. Во-первых, он обеспечивает продвижение обучающегося в определении и разрешении проблемы. Учитель может предлагать алгоритм деятельности, разъясняя его ученику и предлагая выполнить ту или иную операцию на содержании проекта. Он может выстраивать этот алгоритм с помощью системы вопросов, отвечая на которые, обучающийся фактически выполняет все шаги алгоритма. Во-вторых, учитель отслеживает корректность действий ученика с точки зрения алгоритма деятельности. При обнаружении ошибки учитель проблематизирует позицию обучающегося с помощью вопросов. Также учитель может прямо указать на ошибку в алгоритме и пояснить, в чем она состоит, предоставив исправлять ее ученику. Тем не менее, основным инструментом работы руководителя проекта во время консультации является вопрос
Далее учениками определяется цель создания проекта и методы его выполнения. Вся работа разбивается на этапы, каждый из которых ограничен временными рамками, которые оговариваются заранее.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
(15) Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что проектная деятельность однозначно является неотъемлемой частью современного образования, и только в наших руках – руках учителей, находится подготовка выпускника, способного успешно справиться с данным видом деятельности. А в руках администрации нашей школы подготовка понятной, четкой и ясной системы требований к проекту. Спасибо за внимание!
5