Воспитательное мероприятие по толерантности "И на солнце есть пятна"
Цель: развитие способности адекватно и более полно познавать себя и других людей.
Задачи:
- развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
- содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
- формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
Добрый день, ребята, мои дорогие шестиклассники!
Добрый день, уважаемые гости!
Предлагаю начать наше общение с разминки. Подготовила и проведёт её Наталья.
Игра «Косичка».
Нам нужно разделиться на 3 команды. Я разрезала 3 открытки, возьмите 1 деталь. Вам нужно собрать эти открытки.
Молодцы. Вы хорошо справились.
А теперь, давайте заплетём «косичку». (К опоре привязано три ленты 5-7 метров). Каждая группа берётся за ленточку и все вместе плетут «косичку». Но есть условие: разговаривать, отвечать на любые вопросы- нельзя. (Музыка)
(Можно провоцировать ребят на разговор.)
Рефлексия: Трудно было справиться с заданием?
Всё ли получилось?
Чувствовали ли вы единение в своей группе?
Всем спасибо! Занимайте места, усаживайтесь удобнее.
Тема нашего занятия: «И на солнце есть пятна».
- Как вы понимаете эти слова?
- Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить. Давайте послушаем притчу о Рабби Зусси. (Рассказывает подготовленный ученик.)
Притча.
Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
Вопросы для беседы:
- Как вы поняли притчу?
- Какой вывод вы сделали для себя?
- Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?
- Хотели бы вы изменить себя?
Вывод: человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.
- Что такое счастье в вашем понимании?
- Какого человека можно назвать счастливым?
На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать.
Недавно мы читали «Сказку о счастье». На уроках ИЗО вы нарисовали прекрасные иллюстрации к сюжету. (Кабинет оформлен работами ребят.) Предлагаем вашему вниманию инсценировку по этой сказке.
«Сказка о счастье».
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастье он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить злой удел
Не в королевской власти.
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице:
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя увидеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение.
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Ношу из леса я дрова –
Тяжёлая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто – кто…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигну счастье!
И всё бы кончилось бедой,
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: - Заблудшая душа,
Король, побойся бога!
Ты ищешь счастья для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но только ближнего любя,
Найдёшь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня.
Дитя согрей, и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Всё это сделай. Но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезёшь дрова,
Распилишь и уложишь…
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелёгкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет.
(И. Токмакова «Приключения Тутитами»)
Вопросы для обсуждения:
- Как бы вы озаглавили эту историю?
- Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке?
- Каким было поведение короля в начале истории? Какие черты личности вы можете назвать?
- Как вы думаете, почему король изменился?
- Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
- Случались ли с вами подобные истории? (Вам не помогли или вы кого-то не услышали?)
- Приходилось ли вам изменить что-либо в себе после того, как кто-то указал на ваш недостаток?
- Давайте определим, каких качеств не хватало королю до встречи со старцем?
- Была ли цель в жизни у короля до встречи со старцем?
- Изменилась ли его цель после встречи?
- Чему учит нас эта сказка?
- Как вы воспринимаете указания на вашу ошибку, замечания взрослых? Замечания друзей?
Вывод: - Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Игра «Поиск».
На доске большое число табличек с качествами и личностными характеристиками ( отзывчивый, равнодушный, добрый, понимающий, скупой, невежливый, самолюбивый… ) Найдите те слова, которые определяют короля до встречи со старцем. Расположите их в столбик на правой части доски, закрепляя магнитами.
Все слова найдены? Молодцы!
У людей есть и другие качества, которые позволяют ему жить в мире с собой и другими. Одним из таких качеств является терпимое отношение к другим людям, непохожим на вас.
Расположите их в левой части доски.
Спасибо. Вы были очень внимательны в нашей игре.
Введение понятий «толерантная личность» и «интолерантная личность».
Человек, обладающий такими качествами, является толерантной личностью.
А человека с данными качествами можно назвать интолерантной личностью.
Посмотрите ещё раз на эти характеристики. Всё ли вам понятно?
- Подумайте, какие качества есть у вас?
- Есть ли у вас качества из правой колонки?
- К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим? Как вы себя чувствовали в той ситуации?
- Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?
Вывод: Интолерантная личность – личность, нетерпимо относящаяся к людям, непохожим на неё. Интолерантность (нетерпимость) может начинаться от невежливости и раздражительности, а заканчиваться уничтожением людей.
- Как же справиться со своей нетерпимостью к некоторым школьным предметам, некоторым школьникам, братьям или сёстрам, окружающим?
Вывод: Этому нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, быть выносливыми, слушать замечания, пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибки.
Вы, наверное, слышали поговорку: «Ошибок не совершает тот, кто ничего не делает». Предлагаю вам стихотворение В. Берестова. (Читает подготовленный ученик)
* * *
Однажды человек ошибку совершил,
Напуганный, не знал, куда деваться,
И, дорожа спокойствием души,
Поклялся вообще не ошибаться.
Чтобы не споткнуться, он замедлил шаг,
Чтобы не забыться, спорить не решался,
А собственное мнение прятал так,
Что, собственно, без мнения остался.
Он никому на свете не мешал.
Его встречали вежливой улыбкой.
Ошибок он уже не совершал.
Вся жизнь его теперь была ошибкой.
Спасибо.
На следующих занятиях мы обсудим ещё раз все эти понятия, это стихотворение, проведём тренинги в более тесном и привычном кругу, располагающем к откровениям.
Мне хочется дать вам возможность ещё раз почувствовать себя командой, выплеснуть свои эмоции и отдохнуть в процессе творчества.
Игра « Рисуем портрет».
Давайте разделимся на 4 группы, занимайте места вокруг столов, где вы найдёте всё необходимое.
Ребята получают задание. ( Нарисовать портрет толерантной личности, другие – интолерантной). (Звучит музыка)
У вас 5 минут.
Вашим талантам нет границ! Шикарные работы!
С обсуждения портретов мы начнём следующее занятие.
Рефлексия в конце занятия:
Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?
Что больше всего понравилось на занятии?
Каким цветом вы хотели бы покрасить стены кабинета, где проходит наше занятие? (вопрос может задать психолог, если он принимает участие в обсуждении, чтобы оценить общее (и индивидуальное) эмоциональное состояние).
имя, фамилия
белый,
бежевый
жёлтый,
оранжевый
розовый,
красный
зелёный,
салатный
голубой,
синий
сиреневый,
фиолетовый
коричневый
1……
2…….
(музыка)
Большое всем спасибо.