kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен» - 6 класс Презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

                   Урок по курсу «Изобразительное искусство»

Тема урока: « Пятно как средство выражения. Композиция  как  ритм  пятен»  - 6 класс

Цели: дать понятие пятна, силуэта, тона и тональных отношений в изобразительном искусстве; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, развивать приёмы работы с красками; воспитывать интерес к предмету и изобразительной деятельности.

Задачи :

-создать эмоциональный настрой.

- подвести  учащихся к теме урока, путём рассуждения (над вопросом) сделать соответствующие выводы.

                                                      Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Приветствие учащихся.
  3. Проверка к готовности к уроку. Смачивание красок.

 

  1. Сообщение темы урока

Слайд 1

Большое чёрное пятно
Вдруг расползлось и всё закрыло.
Остыло солнце, дождь пошёл,
И радость обо мне забыла.
 

Слайд 2.

Учитель: Вдохновение, трепет сердца художника оставляют след в каждом штрихе карандаша, мазке кисти, движении резца . Сегодня узнаете о роли пятна в изображении и его выразительных возможностях при решении композиционных задач.    

Слайд 3.     Трудно переоценить и значение пятен, контрастов и ритма в картине и рисунке. Об этом хорошо рассказывает выдающийся график и теоретик искусства Е. А. Кибрик: «Выразительность, то есть воздействующая сила композиции, зависит, главным образом, от умения пользоваться контрастами. … Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды, его окружающей. И чем контрастнее, противоречивее их соотношения, тем ярче впечатление от предмета. Сочетание выразительных контрастов не случайно, не хаотично в композиции, а закономерно. Эта закономерность выражается через ритм…

 

  1. Изучение нового материала

Слайд 4.    1.   Словарная работа

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета 

 

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все её части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением, линейной перспективой.

 

Слайд 5. Ритм – это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое».

Ритм, ритмичность в изобразительном искусстве – чередование линий, фигур, цветовых пятен, объёмов.

Ритмы различают:

  • по содержанию: колористический (цветовой), композиционный и др.;
  • по направленности движения: вертикальный, волнообразный и др.;
  • по характеру чередования: единый, мерный, повторяющийся, размеренный, своеобразный, сложный, стройный, чёткий;
  • по образности художественного языка: выразительный, гибкий, динамичный, замедленный, мажорный, музыкальный, навязчивый, напряжённый, неторопливый, плавный, радостный, резкий, спокойный, стремительный, тревожный и др.;

 

Слайд 6. Контраст (от франц. Слова contraste) в изобразительном искусстве – художественное средство, противопоставление предметов по противоположным качествам.

Контрасты различают:

  • по содержанию: красочный, живописный, тоновой, цветовой; светлотный, световой, светотеневой; смысловой; фактурный;
  • по выразительности: красноречивый, мягкий, напряжённый, резкий, сильный, щемящий, эффектный … контраст.

Контрасты каких-либо предметов, явлений, качеств; освещения, светотени, теней, фигур, фона; чёрного и белого.

 

Слайд 7. 2.  Сообщение. Точка. Линия. Пятно. Одним из основных средств выражения художественного образа является форма. Как считал Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело.

Слайд 8. Точка, линия, пятно – все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти. Существует и чисто физическое восприятие формы человеком. Рядом с огромным, активным пятном на стене мы начинаем ощущать дискомфорт. Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживаний с художником, создателем формы.

Слайд 9. Существует много форм пятен, но все они могут быть отнесены к четырем основным простейшим формам – квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».

Слайд 10. Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать законченные образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение.

 

Форма пятна «Квадрат»

Слайд 11. Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы.

 

Форма пятна «Треугольник»

Слайд 12. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – сверхнеустойчива. В этой форме выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.

 

Форма пятна «Перевернутый треугольник»

Слайд 13.Круг. В этой форме более, чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются с формой круга или его производными.

 

Форма пятна «Круг»

Слайд 14. «Амеба». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм – вот их диапазон.

 

Форма пятна «Амеба»

Слайд 15. Линиям тоже свойственно выражение образа. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм, угловатые ломаные линии напоминают треугольник. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая невесомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы. Одна линия – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда.

Слайд 16. Точка – тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.

 

Линии и точка

Совокупность тех или иных  форм обогащает художественный образ. Дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, усложняет ассоциативный строй. Но нельзя сказать, что использование более простых форм и меньшего их количества приводит к созданию менее значимых произведений.

Слайд 17. Стилизация. Трансформация. Необходимо подчеркнуть, что именно выразительность формы является тем основополагающим фундаментом, на котором будет держаться все здание художественного образа. Ощутив воздействие форм на зрителя, художник в своем творчестве обычно активно использует такие приемы, как стилизация и трансформация. Они позволяют через реально существующие, узнаваемые предметы и их формы передать тот или иной образ.

Слайд 18.

 

Слайд 19. Но почувствовать образ и создать форму, выражающую его, еще недостаточно. Важно учесть, как она будет работать на зрителя. Оказывается, каждая форма, как целая, так и ее детали, воспринимается нами по-разному. Более простая по силуэту прочитывается быстрее, сложная – дольше, но глубина созданного образа от этого не зависит.

 

 

Климт Г. Поцелуй

Слайд 20. Так, легче узнается силуэт руки с растопыренными пальцами, нежели с прижатыми друг к другу. Хотя форма пятна во втором случае более простая, но, оказывается, менее выразительная. Выразительность формы зависит от найденного силуэта. Работа над силуэтом, выраженным пятном, линией или контуром, – один из важнейших этапов в создании произведения. В процессе работы над силуэтом становится ясно, что для решения данного образа случайно и что типично, характерно.

 

Врубель М. Жемчужина

Силуэт может быть решен темным пятном на светлом фоне или, наоборот, светлым на темном. Контраст для прочтения формы обязателен. Он может быть выражен в тоне, цвете, фактуре, выявлен освещением. Но читаемость и значимость их будет неодинакова. Так, на темном фоне белый силуэт активнее действует на зрителя, получается более запоминаемым. В отличие от силуэта, решенного темным пятном, белый или светлый силуэт должен быть более обобщающим, с меньшим количеством деталей. Поэтому найденное черное пятно, возможно, потребует их корректировки, если для создания определенного образа будет необходимо изменить тональность.

Физкультминутка

 

Упражнение для укрепления позвоночника.

 

  1. Исходное положение – основная стойка, ноги врозь.
  2. Наклоните туловище вперёд, руки скрестите под грудью, а затем рывком отведите их в стороны (проделайте 10 раз).
  1. Закрепление изученного  материала

1. Самостоятельная работа

- Нарисовать с помощью пятна  любой рисунок      Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов рисования; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объёма и качества выполненных рисунков.

Слайд 21

 

 

Слайд 22

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 23

 

 

  1. Подведение итогов урока

- Что сегодня с вами узнали на уроке?

 

  1. Домашнее задание. Послушайте отрывок

 

«Графических  материалов  много.  Это  может  быть  простой  карандаш,  уголь,  сангина,  соус,  пастель  и  др.  И  каждый  из  них  имеет  свои  особенности,  каждый    по-своему  может  выразить  художественные  особенности  изображаемых  предметов», -  прочитал  я  в  учебнике  по  рисунку.  Только  лишь простой  карандаш,  которым  работаю  на  каждом  уроке.  Скучно.  И  вдруг я  вспомнил,  что  вчера  мы  с  папой  жгли  сухие  листья  и  среди  них  попадались  веточки  нашей  старой  березы. 

   Покопавшись  в  кострище,  я  нашел  несколько  угольков.  А  вот  и  белая  стена  папиного  гаража.  Какая  же  яркая  получается  линия!  Жаль,  что  стереть  её  трудно.  На  этом  месте  остаются  серые  пятна.  И  тут  я  понял,  что  углем  можно  не  только  линии  проводить,  но  и  растертые  изображения  могут  быть  частью  рисунка.

      Самым  древним  графическим  материалом  является  уголь.  С  его  помощью  выполняются  очень  эмоциональные  рисунки,  так  как  он  позволяет  проводить  и  тонкие  линии,  и  с  нажимом,  дает  возможность  передачи  тональных  отношений  через  пятно,  при  этом  работы  получаются  «бархатистыми».

 

  • -Задание на дом: Сделайте   углем  эскиз  рисунка,  передающего  выразительность  пейзажа  в  тумане.
  • Найдите  необычный  способ  работы  углем  для  передачи  эмоционального   содержания  работы.   Оцените  возможности  угля  как  графического  материала  для  выполнения  рисунка  пейзажа.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен» - 6 класс Презентация »

Автор : учитель ИЗО Голяткина Е.В.
  • Автор : учитель ИЗО Голяткина Е.В.
Большое чёрное пятно  Вдруг расползлось и всё закрыло.  Остыло солнце, дождь пошёл,  И радость обо мне забыла.

Большое чёрное пятно Вдруг расползлось и всё закрыло. Остыло солнце, дождь пошёл, И радость обо мне забыла.

Вдохновение, трепет сердца художника оставляют след в каждом штрихе карандаша, мазке кисти, движении резца . Сегодня узнаете о роли пятна в изображении и его выразительных возможностях при решении композиционных задач.
  • Вдохновение, трепет сердца художника оставляют след в каждом штрихе карандаша, мазке кисти, движении резца .
  • Сегодня узнаете о роли пятна в изображении и его выразительных возможностях при решении композиционных задач.
« Выразительность, то есть воздействующая сила композиции, зависит, главным образом, от умения пользоваться контрастами. … Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды, его окружающей. И чем контрастнее, противоречивее их соотношения, тем ярче впечатление от предмета. Сочетание выразительных контрастов не случайно, не хаотично в композиции, а закономерно. Эта закономерность выражается через ритм… Е.А. Кибрик

« Выразительность, то есть воздействующая сила композиции, зависит, главным образом, от умения пользоваться контрастами. … Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды, его окружающей. И чем контрастнее, противоречивее их соотношения, тем ярче впечатление от предмета. Сочетание выразительных контрастов не случайно, не хаотично в композиции, а закономерно. Эта закономерность выражается через ритм… Е.А. Кибрик

Словарная работа

Словарная работа

  • Композиция
Ритм Ритм,
  • Ритм
  • Ритм,
Контраст
  • Контраст
Точка. Линия. Пятно.

Точка. Линия. Пятно.

  • форма
Точка, линия, пятно – все это элементы организации плоскостной композиции.

Точка, линия, пятно – все это элементы организации плоскостной композиции.

  • формы формы.
форм  пятен формам
  • форм  пятен формам
форма форма
  • форма форма
Форма пятна «Треугольник» Треугольник.   Активная  форма , развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы.

Форма пятна «Треугольник»

Треугольник.   Активная  форма , развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы.

Форма пятна «Круг»

Форма пятна «Круг»

  • Круг.   В этой  форме  более, чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются с  формой  круга или его производными.
Форма пятна «Амеба »

Форма пятна «Амеба »

  • «Амеба».  
Стилизация. Трансформация.

Стилизация. Трансформация.

Врубель М. Жемчужина Климт Г. Поцелуй

Врубель М. Жемчужина

Климт Г. Поцелуй

Физкультминутка
  • Физкультминутка


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: ИЗО

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 6 класс

    Скачать
    « Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен» - 6 класс Презентация

    Автор: Голяткина Елена Васильевна

    Дата: 23.11.2014

    Номер свидетельства: 134620


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства