Р/Р. Сочинение – описание по картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»
Р/Р. Сочинение – описание по картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»
Тема урока: Р/Р. Сочинение – описание по картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»
Цели урока:
Сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;
Подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования;
Научить пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка и собственной речи;
Оборудование: репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
- Ребята! Говорят, что в природе, как у людей, есть свои праздники. Вы согласны с этим мнением? Если да, то попробуйте придумать названия этим праздникам. С какими явлениями в природе они могут быть связаны? ( Наверное, все изменения, которые происходят в природе, всё новое и можно назвать праздником. Например, Праздник первого снега, Осенний маскарад, День весны, Праздник весенних ручьёв, Праздник первоцветов, Праздник Ивана Купалы.)
- Молодцы, ребята! Сразу видно, что вы очень внимательно следите за изменениями в природе. Но гораздо лучше нас с вами подмечают праздники в природе художники, поскольку именно благодаря природе они вдохновляются и пишут замечательные картины, такие как репродукция, которую вы видите перед собой.
- Это картина художника Александра Михайловича Герасимова «После дождя. Мокрая терраса». Какие чувства она у вас вызывает? (Примерный ответ: У меня сразу поднимается настроение, хочется улыбнуться, даже рассмеяться, настолько на полотне всё свежо)
- Послушайте, как художник рассказывает об истории создания полотна: «Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами».
- Смог ли художник с помощью кисти передать свой неожиданный восторг от происходящего обновления в природе? Как цветовая гамма картины помогает создать настроение воодушевления, праздника? (Примерный ответ: Атмосферу свежести передают холодные тона картины. Но это ощущение свежести не оборачивается холодом, наоборот, хочется оказаться на террасе и вдохнуть всю свежесть и благоухание природы. А как, наверное, после дождя пахнут розы )
- Какой же цвет преобладает на картине?( Примерный ответ: На полотне много оттенков серебристого цвета - цвета чистоты и свежести)
- Вы правы, ребята, серебристый цвет во всех деталях картины. Именно благодаря дождю природа окрашивается в такой цвет. Какие ещё изменения происходят после дождя? ( Примерный ответ: На перилах террасы, на полу появляются силуэты, тени)
- Давайте прочитаем стихотворение «После дождя» поэта А.Яшина и подумаем, а подходит ли оно для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
- Что общего в картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» и в этом стихотворении? Подумайте. ( Примерный ответ: Общим является чувство, это удивление и восторг от изменений в природе после дождя. Кажется, что и сама природа удивлена и обрадована переменами)
- Вы уже сказали, что в картине А.М.Герасимова вас привлекает особое настроение, атмосфера, но ведь художник даёт своей картине двойное название «После дождя. Мокрая терраса». Как вы думаете, почему? (Примерный ответ: Художник хотел показать состояние природы после дождя, но в тоже время важно и то, что уголок террасы, который изобразил художник, не потерял своей прелести, уюта)
- Что создаёт уют? Какие детали способствуют созданию особой атмосферы теплоты? (примерный ответ: Художник изобразил часть террасы, а не целую террасу. Крышу террасы словно обнимает ярко-зелёная листва деревьев и кустов сада. Напротив выхода в сад стоит изящный чёрный стол. А на нём такой же изящный букет роз в графине. Кажется, дунешь на этот букет, и разлетятся в разные стороны лепестки, похожие на снежинки)
3. Работа с учебником. Упражнение № 103
- Давайте, представим себе, что вы фотографы и вам важно рассказать как можно подробнее о каждом фрагменте картины. Попробуем выделить отдельные эти фрагменты. В упражнении описаны некоторые фрагменты картины, перепишите их к себе в тетрадь (в столбик), дополнив недостающими фрагментами.
4. Собирание материала
На доске запись( жирным шрифтом выделены слова, добавленные учащимися)
Круглый стол на резных ножках, букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, разбросанные по столу лепестки роз, опрокинутый стакан с водой, словно лакированный от дождя стол, пушистый букет роз, блестящие перила.
Крыша сарая в саду; виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе; густая зелень сада; ветви деревьев, обнимающие террасу.
5. Словарно – стилистическая и орфографическая работа
1) Составьте предложения со словами, вынесенными в рамки на стр. 57: перила, терраса; мокрый, влажный, сырой; густой, частый, плотный; исчезать, пропадать, теряться.
2) Придумать олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»( заплакал дождь, заулыбался сад, заговорили цветы).
6. Написание сочинения
- Используя собранные материалы, написать сочинение - описание с элементами повествования на основе изображённого на картине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Р/Р. Сочинение – описание по картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»»
Тема урока: Р/Р. Сочинение – описание по картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»
Цели урока:
Сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;
Подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования;
Научить пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка и собственной речи;
Оборудование: репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
- Ребята! Говорят, что в природе, как у людей, есть свои праздники. Вы согласны с этим мнением? Если да, то попробуйте придумать названия этим праздникам. С какими явлениями в природе они могут быть связаны? ( Наверное, все изменения, которые происходят в природе, всё новое и можно назвать праздником. Например, Праздник первого снега, Осенний маскарад, День весны, Праздник весенних ручьёв, Праздник первоцветов, Праздник Ивана Купалы.)
- Молодцы, ребята! Сразу видно, что вы очень внимательно следите за изменениями в природе. Но гораздо лучше нас с вами подмечают праздники в природе художники, поскольку именно благодаря природе они вдохновляются и пишут замечательные картины, такие как репродукция, которую вы видите перед собой.
- Это картина художника Александра Михайловича Герасимова «После дождя. Мокрая терраса». Какие чувства она у вас вызывает? (Примерный ответ: У меня сразу поднимается настроение, хочется улыбнуться, даже рассмеяться, настолько на полотне всё свежо)
- Послушайте, как художник рассказывает об истории создания полотна: «Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять , - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами».
- Смог ли художник с помощью кисти передать свой неожиданный восторг от происходящего обновления в природе? Как цветовая гамма картины помогает создать настроение воодушевления, праздника? (Примерный ответ: Атмосферу свежести передают холодные тона картины. Но это ощущение свежести не оборачивается холодом, наоборот, хочется оказаться на террасе и вдохнуть всю свежесть и благоухание природы. А как, наверное, после дождя пахнут розы )
- Какой же цвет преобладает на картине?( Примерный ответ: На полотне много оттенков серебристого цвета - цвета чистоты и свежести)
- Вы правы, ребята, серебристый цвет во всех деталях картины. Именно благодаря дождю природа окрашивается в такой цвет. Какие ещё изменения происходят после дождя? ( Примерный ответ: На перилах террасы, на полу появляются силуэты, тени)
- Давайте прочитаем стихотворение «После дождя» поэта А.Яшина и подумаем, а подходит ли оно для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
- Что общего в картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» и в этом стихотворении? Подумайте. ( Примерный ответ: Общим является чувство, это удивление и восторг от изменений в природе после дождя. Кажется, что и сама природа удивлена и обрадована переменами)
- Вы уже сказали, что в картине А.М.Герасимова вас привлекает особое настроение, атмосфера, но ведь художник даёт своей картине двойное название «После дождя. Мокрая терраса». Как вы думаете, почему? (Примерный ответ: Художник хотел показать состояние природы после дождя, но в тоже время важно и то, что уголок террасы, который изобразил художник, не потерял своей прелести, уюта)
- Что создаёт уют? Какие детали способствуют созданию особой атмосферы теплоты? (примерный ответ: Художник изобразил часть террасы, а не целую террасу. Крышу террасы словно обнимает ярко-зелёная листва деревьев и кустов сада. Напротив выхода в сад стоит изящный чёрный стол. А на нём такой же изящный букет роз в графине. Кажется, дунешь на этот букет, и разлетятся в разные стороны лепестки, похожие на снежинки)
3. Работа с учебником. Упражнение № 103
- Давайте, представим себе, что вы фотографы и вам важно рассказать как можно подробнее о каждом фрагменте картины. Попробуем выделить отдельные эти фрагменты. В упражнении описаны некоторые фрагменты картины, перепишите их к себе в тетрадь (в столбик), дополнив недостающими фрагментами.
4. Собирание материала
На доске запись( жирным шрифтом выделены слова, добавленные учащимися)
Круглый стол на резных ножках, букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, разбросанные по столу лепестки роз, опрокинутый стакан с водой, словно лакированный от дождя стол, пушистый букет роз, блестящие перила.
Крыша сарая в саду; виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе; густая зелень сада; ветви деревьев, обнимающие террасу.
5. Словарно – стилистическая и орфографическая работа
1) Составьте предложения со словами, вынесенными в рамки на стр. 57: перила, терраса; мокрый, влажный, сырой; густой, частый, плотный; исчезать, пропадать, теряться.
2) Придумать олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»( заплакал дождь, заулыбался сад, заговорили цветы).
6. Написание сочинения
- Используя собранные материалы, написать сочинение - описание с элементами повествования на основе изображённого на картине.