kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Р/Р. Сочинение – описание по картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Р/Р.  Сочинение – описание по картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;
  • Подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования;
  • Научить пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка и собственной речи;

Оборудование: репродукция картины А.М.Герасимова  «После дождя. Мокрая терраса».

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

- Ребята! Говорят, что в природе, как у людей, есть свои праздники. Вы согласны с этим мнением? Если да, то попробуйте придумать названия этим праздникам. С какими явлениями в природе они могут быть связаны? ( Наверное, все изменения, которые происходят в природе, всё новое и можно назвать праздником. Например, Праздник первого снега, Осенний маскарад, День весны, Праздник весенних ручьёв, Праздник первоцветов, Праздник Ивана Купалы.)

     -  Молодцы, ребята! Сразу видно, что вы очень внимательно следите за изменениями в природе. Но гораздо лучше нас с вами подмечают праздники в природе художники, поскольку именно благодаря природе они вдохновляются и пишут замечательные картины, такие как репродукция, которую вы видите перед собой.

    -  Это картина  художника Александра Михайловича Герасимова «После дождя. Мокрая терраса». Какие чувства она у вас вызывает? (Примерный ответ: У  меня сразу поднимается настроение, хочется улыбнуться, даже рассмеяться, настолько на полотне всё свежо)

   - Послушайте, как художник рассказывает об истории создания полотна: «Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало  солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков  воды,  залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами».

- Смог   ли художник с помощью кисти передать свой неожиданный восторг от происходящего обновления в природе? Как цветовая гамма картины помогает создать настроение воодушевления, праздника? (Примерный ответ: Атмосферу свежести передают холодные тона картины. Но это ощущение свежести не оборачивается холодом, наоборот, хочется оказаться  на террасе и вдохнуть всю свежесть и благоухание природы. А как, наверное, после дождя пахнут розы )

- Какой  же цвет преобладает на картине?( Примерный ответ: На полотне  много оттенков серебристого цвета -  цвета чистоты и свежести)

- Вы правы, ребята, серебристый цвет во всех деталях картины.  Именно благодаря дождю природа окрашивается в такой цвет. Какие ещё изменения происходят после дождя? ( Примерный ответ: На перилах террасы, на полу появляются силуэты, тени)

- Давайте  прочитаем стихотворение «После дождя» поэта А.Яшина и  подумаем, а подходит ли оно для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».

Подготовленный ученик   выразительно  читает стихотворение.

После дождя

Дождик прошёл по садовой дорожке.

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся.

Дождь прошуршал по широкому лугу.

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонёчку, по серебринке.

                                                     А.Яшин

- Что общего в картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» и в этом стихотворении? Подумайте. ( Примерный ответ: Общим является чувство, это удивление и восторг от изменений в природе после дождя. Кажется, что и сама природа удивлена и обрадована переменами)

- Вы уже сказали,  что в картине А.М.Герасимова  вас привлекает особое настроение, атмосфера, но ведь художник даёт своей картине двойное название  «После дождя. Мокрая терраса». Как вы думаете, почему? (Примерный ответ: Художник хотел показать состояние  природы после дождя, но в тоже время важно и то, что уголок  террасы, который изобразил художник, не потерял своей прелести, уюта)

- Что создаёт уют? Какие детали способствуют созданию особой атмосферы  теплоты? (примерный ответ: Художник изобразил часть террасы, а не целую террасу. Крышу террасы словно обнимает ярко-зелёная листва деревьев  и кустов сада. Напротив выхода в сад стоит изящный чёрный стол. А на нём такой же изящный букет роз в графине. Кажется,  дунешь на этот букет, и разлетятся в разные стороны лепестки, похожие на снежинки)

3. Работа с учебником. Упражнение  № 103

   -  Давайте, представим себе, что вы фотографы  и вам  важно рассказать как можно подробнее о каждом фрагменте картины. Попробуем выделить отдельные эти фрагменты. В упражнении описаны некоторые фрагменты картины, перепишите их к себе в тетрадь (в столбик), дополнив недостающими фрагментами.

4. Собирание материала

На доске запись( жирным шрифтом выделены слова, добавленные учащимися)

    Кругом   яркий  блеск, неяркий солнечный свет, щедрый летний ливень, обновлённая природа.

  Круглый стол на резных ножках, букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, разбросанные по столу  лепестки роз, опрокинутый стакан с водой, словно лакированный от дождя стол, пушистый букет роз, блестящие перила.

  Крыша сарая в саду; виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе;  густая зелень сада;  ветви деревьев, обнимающие террасу.

5. Словарно – стилистическая и орфографическая работа

1)  Составьте  предложения со словами, вынесенными в рамки на стр. 57:  перила, терраса; мокрый, влажный, сырой; густой, частый, плотный; исчезать, пропадать, теряться.

2) Придумать олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»( заплакал дождь, заулыбался сад, заговорили цветы).

6. Написание сочинения

-    Используя  собранные материалы, написать сочинение  - описание с элементами повествования на основе изображённого на картине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Р/Р. Сочинение – описание по картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»»

Тема урока: Р/Р. Сочинение – описание по картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;

  • Подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования;

  • Научить пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка и собственной речи;

Оборудование: репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

- Ребята! Говорят, что в природе, как у людей, есть свои праздники. Вы согласны с этим мнением? Если да, то попробуйте придумать названия этим праздникам. С какими явлениями в природе они могут быть связаны? ( Наверное, все изменения, которые происходят в природе, всё новое и можно назвать праздником. Например, Праздник первого снега, Осенний маскарад, День весны, Праздник весенних ручьёв, Праздник первоцветов, Праздник Ивана Купалы.)

- Молодцы, ребята! Сразу видно, что вы очень внимательно следите за изменениями в природе. Но гораздо лучше нас с вами подмечают праздники в природе художники, поскольку именно благодаря природе они вдохновляются и пишут замечательные картины, такие как репродукция, которую вы видите перед собой.

- Это картина художника Александра Михайловича Герасимова «После дождя. Мокрая терраса». Какие чувства она у вас вызывает? (Примерный ответ: У меня сразу поднимается настроение, хочется улыбнуться, даже рассмеяться, настолько на полотне всё свежо)

- Послушайте, как художник рассказывает об истории создания полотна: «Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять , - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами».

- Смог ли художник с помощью кисти передать свой неожиданный восторг от происходящего обновления в природе? Как цветовая гамма картины помогает создать настроение воодушевления, праздника? (Примерный ответ: Атмосферу свежести передают холодные тона картины. Но это ощущение свежести не оборачивается холодом, наоборот, хочется оказаться на террасе и вдохнуть всю свежесть и благоухание природы. А как, наверное, после дождя пахнут розы )

- Какой же цвет преобладает на картине?( Примерный ответ: На полотне много оттенков серебристого цвета - цвета чистоты и свежести)

- Вы правы, ребята, серебристый цвет во всех деталях картины. Именно благодаря дождю природа окрашивается в такой цвет. Какие ещё изменения происходят после дождя? ( Примерный ответ: На перилах террасы, на полу появляются силуэты, тени)

- Давайте прочитаем стихотворение «После дождя» поэта А.Яшина и подумаем, а подходит ли оно для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение.

После дождя

Дождик прошёл по садовой дорожке.

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся.

Дождь прошуршал по широкому лугу.

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонёчку, по серебринке.

А.Яшин

- Что общего в картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» и в этом стихотворении? Подумайте. ( Примерный ответ: Общим является чувство, это удивление и восторг от изменений в природе после дождя. Кажется, что и сама природа удивлена и обрадована переменами)

- Вы уже сказали, что в картине А.М.Герасимова вас привлекает особое настроение, атмосфера, но ведь художник даёт своей картине двойное название «После дождя. Мокрая терраса». Как вы думаете, почему? (Примерный ответ: Художник хотел показать состояние природы после дождя, но в тоже время важно и то, что уголок террасы, который изобразил художник, не потерял своей прелести, уюта)

- Что создаёт уют? Какие детали способствуют созданию особой атмосферы теплоты? (примерный ответ: Художник изобразил часть террасы, а не целую террасу. Крышу террасы словно обнимает ярко-зелёная листва деревьев и кустов сада. Напротив выхода в сад стоит изящный чёрный стол. А на нём такой же изящный букет роз в графине. Кажется, дунешь на этот букет, и разлетятся в разные стороны лепестки, похожие на снежинки)

3. Работа с учебником. Упражнение № 103

- Давайте, представим себе, что вы фотографы и вам важно рассказать как можно подробнее о каждом фрагменте картины. Попробуем выделить отдельные эти фрагменты. В упражнении описаны некоторые фрагменты картины, перепишите их к себе в тетрадь (в столбик), дополнив недостающими фрагментами.

4. Собирание материала

На доске запись( жирным шрифтом выделены слова, добавленные учащимися)

Кругом яркий блеск, неяркий солнечный свет, щедрый летний ливень, обновлённая природа.

Круглый стол на резных ножках, букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, разбросанные по столу лепестки роз, опрокинутый стакан с водой, словно лакированный от дождя стол, пушистый букет роз, блестящие перила.

Крыша сарая в саду; виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе; густая зелень сада; ветви деревьев, обнимающие террасу.

5. Словарно – стилистическая и орфографическая работа

1) Составьте предложения со словами, вынесенными в рамки на стр. 57: перила, терраса; мокрый, влажный, сырой; густой, частый, плотный; исчезать, пропадать, теряться.

2) Придумать олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»( заплакал дождь, заулыбался сад, заговорили цветы).

6. Написание сочинения

- Используя собранные материалы, написать сочинение - описание с элементами повествования на основе изображённого на картине.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Р/Р. Сочинение – описание по картине А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»

Автор: Чиркова Любовь васильевна

Дата: 09.05.2021

Номер свидетельства: 580068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства