kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обощение опыта по экологическому воспитанию в 8-9 классах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание в школе»

Педагогическая практика «Чистоград»



Аннотация: Экологическая педагогическая практика «Чистоград» предназначена для объединения семьи в заботе об экологии, своем городе, своей Родине. Она позволяет педагогу провести работу с семьей, вовлечь детей вместе с родителями в общественно полезное дело, способствует взаимопониманию и формированию семейных ценностей.

Ключевые слова: экология, семейные ценности, забота о природе, природоохранные акции

Цель: сформировать у обучающихся экологическую культуру, любовь к Родине, к своему городу, стремление поддерживать в нем чистоту.

Задачи:

— формировать понятие об экологии;

— активизировать желание заботиться о природе;

— объединить не только обучающихся, но и их семьи в экологических акциях;

— воспитывать любовь к Родине и своему городу, патриотизм, взаимопомощь и взаимовыручку.

Что такое экология? На этот вопрос уверенно ответит любой школьник. Экология — забота о природе. Если говорить языком науки, то экология — это естественная наука о взаимодействии живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней (популяции, сообщества, экосистемы) [2].

Термин «экология» был введен немецким биологом Э. Г. Геккелем в 1866 году, и в переводе он означает «наука о доме». И действительно, природа — это наш общий дом, в котором обитают не только люди, но и растения, животные, рыбы, птицы, насекомые. Такие разнообразные и многочисленные живые существа!

Именно на сохранение природы, заботу о ней и направлена педагогическая практика «Чистоград».

Актуальность данной практики состоит в том, что природа ежедневно страдает от вмешательства человека. Экологическая культура, умение заботиться о мире вокруг нас, о природе, о братьях наших меньших должны воспитываться с детства. Из года в год школьники, участвуя в экологических акциях, привыкают со вниманием относиться к окружающему миру, видеть его красоту, познавать его.

Мы живем в новое время, «эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор» [3].

И с этим сложно не согласиться. Каждый человек ответственен за то, чтобы сохранить родную природу во всей ее красоте и многообразии. Поэтому школьники должны осознавать ответственность за судьбу нашей планеты, России, своей малой родины — Луганской Народной Республики, своего города.

В нашем городе всегда была непростая экологическая обстановка. Активно работали шахты, заводы, принося пользу человечеству, но при этом разрушая природу. Затем начались военные действия. Взрывы снарядов заставляют животных менять среду своего обитания, выходить в города, ближе к людям. Воздух загрязняется, растет количество мусора, так как из-за оттока населения в другие регионы в результате военных действий коммунальные службы испытывают недостаток кадров. Все это вредит экологии нашего города. Так что же мы можем сделать, чтобы сохранить природу?


Я как педагог начинаю работу над экологическим просвещением школьников с пятого класса, так как являюсь учителем основной школы, но и на начальной ступени обучения они уже привыкают к труду, посильно участвуют в экологических акциях, подкармливают птиц.

Уникальность практики «Чистоград» состоит в том, что она направлена не только на школьника, но и на всю его семью, таким образом, она поддерживает семейные ценности, помогает родителям лучше понять своего ребенка и показать ему пример бережного отношения к природе.

Педагогическая идея данной работы — объединить семьи обучающихся в заботе об окружающей среде, дать возможность родителям и детям провести время вместе за полезным делом. При этом система экологических акций, в которых школьники принимают участие, четко продумана, зачастую приурочена к важным историческим событиям. Таким образом, ребята не только заботятся об окружающей среде, но и лучше познают историю своего края, своего Отечества.

Традиционным для последних дней августа стало мероприятие «Дорога к школе». Любому ребенку приятно идти в школу по чистым улицам, любоваться одевшимися в золото деревьями, а не смотреть на мусор, выброшенный прохожими вокруг учебного учреждения. Поэтому родители и дети вместе принимают участие в экологическом десанте, убирая дорогу к родной гимназии. Хочу отметить, что акция показала высокую результативность: ежегодно к ней присоединяется большое количество и детей, и родителей. Присутствие родителей для школьников особо важно, потому что взрослые подают им пример, как нужно трудиться, чтобы убрать мусор и сделать окружающий мир красивым и цветущим.

Сентябрь и май — время акции «Посади дерево». В этом мае акция была приурочена к 80-летию победы в Великой Отечественной войне, и к ней присоединились не только родители, но и гости из нашего региона-шефа, Ставропольского края. Вместе с отрядом Движения Первых они повесили скворечники дружбы, посадили Сад Победы: кленовые и липовые деревья, за которыми теперь ухаживают школьники.

В октябре вот уже второй год семьи нашего класса собирают корм и необходимые предметы для животных, которые содержатся в городском приюте. Дети посещают приют, общаются с братьями нашими меньшими, учатся состраданию к животным и заботе о них.

В ноябре-декабре ученики участвуют в «Экологическом диктанте», проверяют свои знания и непременно узнают что-то новое. Они проводят небольшие лектории, экологические игры в младших классах, делятся своими знаниями и учат малышей бережно относиться к окружающему миру.

В декабре мои ученики с нетерпением ждут двух акций, которые тоже стали традиционными. Первая является общереспубликанской. Речь об акции «Сохраним живую ель». Чтобы сберечь ели от уничтожения, ученики гимназии создают елки из любых материалов: бумаги, пластилина, бусин, ниток, ткани. Они проявляют свою фантазию и одновременно заботятся об окружающей среде.

Вторая акция направлена не только на экологическое воспитание, но и на волонтерскую деятельность, на воспитание милосердия и сострадания. Наша гимназия тесно сотрудничает с Центром реабилитации детей-инвалидов, и в преддверии новогодних праздников дети вместе с родителями создают елочки из конфет, которые также привлекают внимание к проблеме вырубки елей, и в то же время эти елочки представители классов-участников относят в Центр реабилитации детей-инвалидов. Ребята принимают участие в новогодних торжествах и дарят воспитанникам центра елочки из конфет.

Январь — традиционное время заботы о птицах. Ученики моего класса изготавливают кормушки, развешивают их на территории гимназии, в своих дворах, в городе, чтобы помочь нашим пернатым друзьям перезимовать. Конечно, родители приходят на помощь своим детям в изготовлении кормушек.

Весна — пора пробуждения природы. Апрель — это месяц субботников. Акция «Чистый четверг» в нашем классе и гимназии проводится весь апрель. Ребята убирают территорию вокруг гимназии, заботятся об окружающей среде.

В мае перед Днем Победы акция продолжается — ребята, педагоги, родители убирают братские могилы жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Они не только заботятся о чистоте родного города, но и отдают дань памяти людям, которые пожертвовали своими жизнями ради мирного неба над нашей страной.

Круглогодично ребята участвуют в акции «Собери макулатуру, спаси дерево», экологических турслетах, распространяют на улицах листовки.

Хочу отдельно отметить, что экологическое направление работы включено в концепцию воспитания «Луганский характер», которая вот уже два года реализуется в Луганской Народной Республике. Согласно концепции, ребята выбирают одно из двенадцати направлений работы, знакомятся с выдающимися личностями, связанными с ним, и выполняют общественно полезные дела. Стоит ли удивляться, что первым и главным направлением в прошлом году мои восьмиклассники выбрали экологию?

Мы участвовали в большом количестве акций, и по итогам года были награждены как самый активный класс в рамках реализации концепции «Луганский характер». Поэтому я могу смело говорить о высокой результативности практики «Чистоград». Дети и взрослые совместно трудятся, лучше узнают мир вокруг, свой родной город, свою Родину.

Число участников практики неуклонно растет. В этом году мы планируем стать наставниками для учеников пятых классов, которые будут работать в направлении «Экология». Уверена, это станет новой точкой роста для моих учеников, и они почувствуют себя в новой роли наставников, смогут поделиться тем, чего уже достигли.

Хочется, чтобы городские службы активнее присоединялись к нашим акциям. Мы работаем над этим, но не всегда получаем отклик, и дети расстраиваются, если видят, что, допустим, после уборки коммунальные службы обещали вывезти мусор, но у них по какой-то причине это не получилось. Также постараемся привлечь к экологическим акциям жителей близлежащих к гимназии домов.

Уверена, практика «Чистоград» может быть реализована на любой территории, ведь главное в ней — интерес к природе и желание родителей участвовать в акциях вместе с детьми, становиться для них примером и ориентиром в заботе об окружающей среде.

«Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», — писал Лев Николаевич Толстой. И мы, как педагоги, должны разделить это счастье с нашими учениками, ведь природа — наш общий дом, и каким его увидят наши потомки, зависит только от нас с вами.

















Список использованной литературы:

1. Коротина, О. В. Экологическая работа в средней школе / О. В. Коротина // Журнал «Научное образование». — Владимир: Научное образование, 2022.

2. Леднева, О. С. Экологическое воспитание школьников / О. С. Леднева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 74-79.

3. Савватеева О.А., Федорук Н.А., Федотова К.П. Экологическое образование и просвещение в средней школе // Современные наукоемкие технологии. — 2020. — № 6-1. — С. 176-182.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Экологическое воспитание в школе

Автор: Валентеева Ольга Александровна

Дата: 18.10.2025

Номер свидетельства: 675658

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Презентация проекта «Деятельность детской организации «Лесовички», как форма экологического воспитания младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-proiekta-dieiatiel-nost-dietskoi-orghanizatsii-liesovichki-kak-forma-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "106421"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403009178"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства