Цель: развитие творческого мышления и воображения учащихся на основе знакомства с технологией квиллинга. Раскрытие возможностей использования детьми сети Интернет при занятиях ручным трудом во внеурочное время.
Задачи:
• Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
• Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
• Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Вид учебного труда: работа с бумагой, скручивание деталей.
Объект труда: объемная аппликация «Цветок»
Методы и приёмы: групповая проектная деятельность, проблемно-познавательный диалог, практическая работа, анализ конструкторских особенностей изделия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка «Умелые ручки» »
Занятие кружка «Умелые ручки» по теме «Объемная аппликация «Цветы на лужайке» в технике квиллинг»
Цель: развитие творческого мышления и воображения учащихся на основе знакомства с технологией квиллинга. Раскрытие возможностей использования детьми сети Интернет при занятиях ручным трудом во внеурочное время.
Задачи:
Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Вид учебного труда: работа с бумагой, скручивание деталей.
Объект труда: объемная аппликация «Цветок»
Методы и приёмы: групповая проектная деятельность, проблемно-познавательный диалог, практическая работа, анализ конструкторских особенностей изделия, ИКТ – иллюстрация способов деятельности через презентацию, Интернет-технология – работа в сайте http://stranamasterov.ru, модульное освоение информатики через предмет технологии, самоконтроль и самооценка деятельности.
Оборудование:
для учителя: образец целый и в деталях объемной аппликации «Цветок», полоски бумаги, картон, ножницы, клей, зубочистка, карандаши, салфетка, мультимедиа
для учащихся: цветной картон, бумажные полоски, клей, ножницы, зубочистка, клеенка, салфетка, подарочные визитки с адресом сайта.
Ход занятия
I Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем обучение, сотрудничая в группах. Давайте повторим главные правила сотрудничества.
– У вас в каждой группе есть контролёры, которые оценивают результат урока и психологи, которые отслеживают культуру общения в группе. – А какие обязанности ещё есть в ваших группах и как называются эти роли?
(экологи, хозяйственники, командиры и лидеры)
-Поскольку мы сегодня работаем в группах, то к концу урока каждая группа должна :
1. Осуществить свой проект.
2. Представить свой проект одноклассникам.
3. Дать название своей работе и обосновать его
- Для этого каждая группа должна работать чётко и слаженно.
II Проверка готовности учащихся к уроку
– Давайте проведем проверку готовности к уроку. Проверять будем отгадывая кроссворд. Вы глазками следите, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе?
Кроссворд
Толстая и очень твердая бумага. (картон)
Липкое вещество для плотного соединения чего-либо. (клей)
Черный Ивашка – деревянная рубашка, Где носом поведет, там заметку кладет. (карандаш)
Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды. (салфетка)
Длинная узкая ленточка из бумаги. (полоска)
Заостренная палочка для удаления остатков пищи, застрявших между зубов. (зубочистка)
– Прочтите ключевое слово: правила.
– С какими правилами мы знакомились на уроках трудового обучения? (с правилом рабочего человека и правила безопасности)
– Сегодня на уроке нам необходимо повторить правила безопасности с чем? (с клеем)
Повторение правил безопасности при работе с клеем:
Правила безопасности при работе с клеем
Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой.
Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.
После работы клей плотно закройте, уберите.
Обязательно вымойте руки и кисточку.
– А какие правила рабочего человека?
Правила рабочего человека
Прежде чем начать работу приготовь свое рабочее место правильно.
Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи
Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.
Кончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.
Работайте дружно.
III Введение в тему урока. Мотивация деятельности
Сообщение темы урока:
Слайд №1
– Сегодня на уроке, ребята, мы встретимся с уже хорошо известными вами видом работы с бумагой-аппликацией. Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.
- А что же квиллинг? (предположения детей)
- Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
2. Беседа - диалог «Знакомство с техникой квиллинг»
– Посмотрите на наши аппликации, их не погладишь рукой; они не плоские.
– А как вы думаете, почему эти аппликации я назвала «объемными»? (они выпуклые)
– Совершенно верно, ведь скрученная полоска наклеена лишь с одной стороны и имеет выпуклое строение. Квиллинг, т. е. техника кручения из бумажных полос возникла в корейских монастырях в середине века, практически сразу после того, как была изобретена бумага. Такая работа требует большого внимания и содержит в себе два очень мощных эффекта – развивающий и энергетический, поскольку в основе каждой детали композиции лежит спираль.
– Знаете ли вы, ребята, что такое спираль? (ответы)
– Спираль – это кривая, которая обходит вокруг точки удаляясь от нее все дальше и дальше. При скручивании такой спирали многие люди замечают, что с ними что-то происходит: они согреваются, у них поднимается настроение и появляется желание творить. И это не случайно. В природе такие закрученные спирали встречаются довольно часто.
Слайд №2,3,4
– Одной из самых больших спиралей является наша звездная система – Галактика, состоящая из миллиардов звезд, вселенная, космос, раковины у улиток, практически все, что нас окружает.
– Можете ли вы, ребята, привести примеры таких спиральных конструкций? (улитка, венчик, хвостик поросенка, болтик…)
- Послушайте стихотворение И.Сурикова
Слайд№5
На лугу
Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На них разбросаны букеты.
- Как вы думаете, что будет являться объектом нашей работы? (цветок)
- Давайте посмотрим на фотографии, которые я нашла в Интернете.
-Красиво? Правда? Эти поделки изготовили такие же детки, как вы.
-А вам хочется самим сделать такую замечательную поделку?
-Тогда приступаем…
IV Анализ изделия Слайд №6,7,8
– Взгляните на эти работы: бутоны, листики выполнены из скрученных полос, которым потом придается необходимая форма.
– Все заготовки для создания этих композиций – «капли», «шарики», «лепестки» – выполнены способом кручения.
– Техника бумагокручения выполняется при помощи специального шила – толстой иглы, вставленной в деревянную основу. Но это очень опасно и я предлагаю вам воспользоваться зубочисткой. (показ шила)
– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.
V Физминутка для пальцев рук «Колокольчик» Слайд №9
В прятки пальчики играют И головки убирают, Словно синие цветки, Распускают лепестки. Наверху качаются, Низко наклоняются. Колокольчик голубой Повернулся к нам с тобой. Пальчики вы не зевайте И к работе приступайте.
VI Подготовка деталей: Слайды № 10-16
– Итак: наше рабочее место готово.
– Начнем знакомиться с новой техникой кручения с самой простой заготовки «шарик».
– берем в правую руку зубочистку, а в левую полоску бумаги. Кладем полоску на зубочистку под прямым углом и крутим ее вместе с зубочисткой. Пальцем придерживаем полоску, чтобы она не спадала. Рулончик должен быть ровным, и до конца его удобнее докручивать пальцами.
– А теперь, не выпуская рулончик из рук, слегка раздвигаем его, чтобы он стал более рыхлым и внутри была видна спиралька.
– Хвостик ленточки подклеиваем. У нас получился шарик.
– Как получить форму капли? Соединяем пальцами один край углом.
– Листья заготавливаются в форме «глаза». Зажимаем шарик с двух сторон.
Итак: мы научились делать детали. Я предлагаю выполнить аппликацию «Цветок» и все дальнейшие этапы работы я буду показывать по этой аппликации. Но вы, ребята, можете проявить свою фантазию и сделать свою аппликацию. Сейчас закройте глаза, для вас звучит музыка Чайковского « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», представьте свой цветок, какие детали нужно заготовить, какого цвета, как украсить, как сделать так, чтобы ваша поделка была единственной и отличалась от других? Откройте глаза.
– Вопросы есть? Приступайте к работе. (самостоятельная работа)
– Я вижу многие уже справились с заданием. Давайте отдохнем.
VII Физминутка «Цветочная поляна» Слайд № 17
На полянку мы идем, а вокруг так хорошо! Птицы весело поют, солнце светит ярко. Свежий ветер пролетел, заиграл листвою. Цветов прекрасных лепестки мы разглядим с тобою. Если утро на рассвете солнцем тронет лепестки, Их прекрасные соцветья приоткроют лепестки. А как только ночь спустилась черным бархатным ковром, Лепестки окутал он, нежной дремой долгий сон.
VIII Алгоритм выполнения работы. Работа в группах
- Ну как, вам понятна техника изготовления ?
– Есть вопросы?
– Приступайте к работе строго выполняя наш алгоритм.
Целевые обходы учителя:
Контроль организации рабочего места.
Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.
Контроль объема и качества выполнения работы.
IXПодведение итогов. Выставка работ
1. Выставка работ
– Несколько бумажных полос, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия. Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать аппликации, непохожие друг на друга.
– А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)
Рефлексия. Самооценка
- Какое чувство вы испытываете после завершения работы? Отчего?
- А ещё приятнее дарить такие чудесные поделки своим близким.
- А когда даришь что-то, как надо это делать?
- Где же мы сегодня взяли информацию к нашему уроку? На каком сайте?
- Я хочу вручить вам адрес этого чудесного сайта, и теперь вы можете вместе с родителями или самостоятельно заходить на него в Интернет и творить своими руками разные красивые вещи, чтобы дарить их друг другу и своим близким.
После изготовления всеми членами групп цветочной поляны, контролёры выставляют оценки в экран сотрудничества.
После изготовления мини-проекта, психологи оценивают культуру общения каждого ученика в группе. Учитель оценивает мини-проект. Ребята выявляют лидеров, подводят итог работы по ролям – как справился каждый член группы со своими обязанностями.
Подведение итогов проходит в форме защиты мини-проектов: название, основные идеи их сотворчества.
3. Итог урока. Заключительное слово учителя
– Цветы во все времена – символ любви, верности, памяти. Дарить красоту пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы. Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти.
Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы, не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.
Стихотворение «Берегите природу»
На земле исчезают цветы, с каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых нам понятно было едва ли. Беззаботно топтали мы их и безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой». Нам казалось все мало и мало. А потом в толчее городской мы охапки тащили устало. И не ведали, как из под ног, молчаливо, дыша еле-еле, Обреченно глядел василек, безнадежно гвоздики глядели.
С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов и они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи Видел я: цветы как люди, плачут и росу роняют на песок.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны и не будет красоты!