Данная методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с разными видами природного материала, на развитие интереса к миру природы.
Возможно использование данного занятия педагогическими работниками других образовательных учреждений как вводного для кружков аналогичной направленности, а также как отдельного массового мероприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Введение в образовательную программу »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детский эколого-биологический Центр»
Елабужского муниципального района РТ
КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ
«Введение в образовательную программу»
Разработала:
Хоснуллина Г.Ф. педагог
дополнительного образования
первой квалификационной категории
Елабуга,2014
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с разными видами природного материала, на развитие интереса к миру природы.
Возможно использование данного занятия педагогическими работниками других образовательных учреждений как вводного для кружков аналогичной направленности, а также как отдельного массового мероприятия.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время, в связи с развитием компьютерных технологий, ослабевает прямая, непосредственная связь ребенка с природой. Всё больше он знакомится с природой по картинкам, видеофильмам, слайдам. А ведь природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много интересного и удивительного.
Для реализации этой идеи служит программа «Калейдоскоп творчества». Название очень точно отражает суть содержания: материал для поделок берется в природе, а также природа подсказывает темы занятий и сюжеты для изготовления изделий. Чтобы познакомить детей с содержанием программы «Калейдоскоп творчества» и привлечь к работе с природным материалом, составлена данная методическая разработка. Учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста: активность, эмоциональная отзывчивость, любознательность, желание сделать что-нибудь своими руками.
В ходе занятия происходит последовательное знакомство детей с разными видами природных материалов и изделиями из них. Ребята имеют возможность рассмотреть, потрогать, исследовать каждый вид природных материалов, сделать выводы об их внешнем виде и свойствах. Большое значение имеет то, что все виды природных материалов можно найти в пределах своего родного города, а значит, есть место для проведения природоохранных экскурсий.
Физминутка проводится в игровой форме с использованием природного материала – шишек.
Практическая работа по изготовлению поделки-подвески «Подарок» соответствует уровню умений детей данного возраста: все операции просты и сопровождаются показом слайдов. Педагогу надо только следить за четким последовательным выполнением этапов работы.
Рефлексия, проводимая в конце занятия, позволяет отследить результативность данного мероприятия: сколько детей привлекла работа по изготовлению поделок, а сколько только проявили интерес к этим занятиям.
Важно, чтобы дети не только сами загорелись идеей изготовления поделок из природных материалов, но и привлекали к этому своих родителей. Ведь совместная работа над поделками создает теплую обстановку для общения, помогает поддержать тесную эмоциональную связь в кругу семьи.
К тому же, детям предоставляется возможность увидеть полезность и необходимость Интернета для поиска разных видов поделок.
Введение в образовательную программу
Цель: пробудить интересдетей к работе с разными видами природного материала.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с разными видами природного материала;
- пробудить интерес к изготовлению поделок из природного материала;
- научить изготавливать простейшее изделие из шишки;
развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы;
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: мультимедиа, наборы природных материалов, наборы для изготовления «Подарка» каждому ребенку, шишки для физ. минутки, рисунок «Береза» для рефлексии.
Форма проведения: заочноепутешествие.
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация образцов и слайдов), практический (практическая работа по изготовлению поделки).
Возраст: младший школьный возраст (1-2 класс), 15 человек.
Ход занятия.
1.Орг. момент.Приветствие. Представление.
(На экране заставка – виды природы.)
-Здравствуйте, мои юные друзья, всезнайки и почемучки! Меня зовут – Гульназ Фаридовна, я работаю в Детском эколого- биологическом центре, где учат любить и беречь природу. Ведь природа окружает вас с самого раннего детства и всю жизнь. Она рядом с вами, когда вам хорошо и радостно, для вас светит солнце и поют птицы, она рядом, когда вам грустно, поддерживает вас легким ободряющим ветерком, ласково касаясь плеча веточкой дерева.
- Ребята, вы замечали, что природа сопереживает вашим чувствам? (Ответ детей).
-Да, ребята, природа всегда рядом с вами. Но сегодня у нее на душе тревожно, потому что дети стали забывать о ней, много времени они тратят на компьютерные игры, Интернет, телевизор. Меня это очень огорчает. Я пришла к вам, чтобы обрести новых настоящих друзей природы. Скажите, ребята, а вы любите природу? Какая она? (Ответ детей).
2. Основная часть.
1.Знакомство. Сообщение цели занятия.
Я очень рада, я знаю, что вы действительно любите природу в разные времена года. Каждое из них – чудесно и неповторимо, и дарит вам простор для фантазии и творчества. Сегодня я хочу познакомить вас с разнообразными видами природных даров, показать, как фантазия людей превращает их в прекрасные творения искусства, и научить делать поделки. А эти поделки могут служить вам подарком для ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Я приглашаю вас посетить Мастерскую Природы. Я буду мастером, а вы сегодня будете моими подмастерьями? Согласны?
2.Игра «Если я приду в лесок».
Но только провести вас я смогу, если буду уверена, что вы умеете беречь природу. Давайте проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Я буду говорить вам предложения. Если вы с ними согласны, говорите «да», а если не согласны, говорите «нет». Понятно? Тогда, внимание!
Игра «Если я приду в лесок».
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет).
- Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (Нет).
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да).
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да).
- Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет).
- Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет).
- Если мусор уберу, банку закопаю? (Да).
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да).
Молодцы! Порадовали меня!
3. Путешествие в Мастерскую Природы.
Итак, мы отправляемся в Мастерскую природы. А Мастерская находится везде, где природа. (Показ слайдов). Это и дремучие леса, и высокие горы, и широкие равнины, и глубокие моря и озера. Всюду много моих творений – природных даров. Но сегодня мы отправимся не так далеко - вы увидите, что даже в своем родном городе можно встретить много интересного.
У меня есть вот такие легкокрылые бабочки. В каждой из них спрятана загадка. Я прочту их, а вы должны назвать отгадку. Если ответ верный - в волшебной книге Природы откроется нужная страничка, и вы увидите отгадку. (После каждого ответа на загадку открывается слайд с видом природного материала, а после изучения материала – слайд с показом поделок из него).
Знакомство с природным материалом и поделками из него.
Падают с ветки золотые монетки. (Листья). (Показ слайда).
Листья разных деревьев – замечательный материал для изготовления аппликаций. Листья лучше собирать и засушивать осенью. И собирать их можно в любом уголке нашего города.
Из листьев можно делать интересные аппликации-картины. (Показ слайда).
Без окон, без дверей, полна горница людей. (Семена). (Показ слайда).
Семена образуются в плодах растений. После созревания их можно собирать и использовать для создания оригинальных работ. Нужно ли далеко ходить, чтобы найти и собрать семена?
Посмотрите, какие интересные композиции получаются из семян. (Показ слайда).
Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (Шишки). (Показ слайда).
Шишки – это плоды хвойных деревьев. Они тоже отличаются по внешнему виду и размерам. Давайте рассмотрим их поближе. Кто знает, с каких деревьев каждая шишка? (Сосновая и еловая).Это прекрасный материал для объемных игрушек. Где вы можете найти шишки?
Посмотрите, во что могут превратить шишки умелые ручки. (Показ слайда).
Домик для улитки, домик для моллюска,
Очень необычной может стать игрушкой. (Ракушки). (Показ слайда).
Это действительно, пустые домики улиток и моллюсков. Давайте посмотрим, какие же они. Где можно их найти? (На море, а также много улиток в огороде). Это удивительно красивый, разнообразный по цвету и форме природный материал. Из ракушек получаются необычные игрушки и украшения. (Показ слайда).
В земле скрывается,
В руках преображается.
Огнем закаляется,
В посуду превращается. (Глина). (Показ слайда).
Это тоже природный материал. А вы когда-нибудь находили глину? Какого цвета глина? А ещё бывает красная, белая, желтая. Люди издавна использовали это свойство глины – пластичность - для изготовления посуды. После обжига изделия становились твердыми и не пропускали воду. Такие изделия называются керамикой.
Много полезных и красивых вещей можно вылепить из глины. (Показ слайда).
Не птица, а летает
В лоб попадает – фонарь зажигает. (Камушек). (Показ слайда)
Но мы с вами сегодня не будем кидаться камушками. Наш мир полон разнообразием красок, она нас везде окружает. Надо просто заметить эту красоту и сохранить свои ощущения от увиденного. И тогда появятся, из этих камней удивительные картины.
Сапог крестьянин не имел. Он лапти на ноги надел. А ты теперь определи: Из чего же их плели? (Лыко). (Показ слайда)
Конечно же, из лыка. А вы знаете, что такое лыко? Лыко – это внутренняя часть деревьев, прежде всего липы. Наши предки использовали его для изготовления различных вещей сложной формы. Также в русских деревнях из лыка мастерили потешки - простые ребячьи игрушки. Эти куклы служили оберегом домашнего очага, и несли в себе положительную силу.
Ну, вот, мои милые подмастерья, вы и познакомились с природными дарами и поделками из них? Скажите, пожалуйста, эти поделки из чего сделаны. (Обзор по слайду). Изделия, из каких материалов вам понравились больше других? (Беседа с ребятами).
Мы с вами долго путешествовали по Мастерской. Пора и передохнуть.
Физ. минутка. Игра с шишками.
Поднимайтесь с мест, становитесь рядом со мной. Возьмите в руки сосновую шишку. Покатайте её в руках. Раскрытые чешуйки твердые и острые, они колют вам ладошки, но это не вредно, а наоборот – полезно. На ладонях и пальцах находится много важных точек. Такой массаж поможет улучшить состояние всего организма.
Дорогие ребята, у меня для вас есть сюрприз. Сегодня к нам в гости пришли мои выпускники прошлых лет. Сейчас предоставим им слово.
1 выпускник: Эй, друзья, хорош вам спать
Время творить и создавать!
Все сюда спешите,
И друзей всех удивите!
Напрасно время не теряйте,
На «Калейдоскоп творчества» прибегайте!
2 выпускник: Мы рассказать пришли сюда,
Как своими руками, творили чудеса.
Создавали мы картины,
И панно, и сувениры. (Показывают выставку)
1 выпускник: На конкурсах различных
Участвовали тоже.
Вот наши награды –
Грамоты и дипломы. ( Показывают свои грамоты)
2 выпускник: Призываем вас, друзья,
Любите вы природу.
Творите для души
И заслужите награду.
Спасибо. Вот видите, ребята, посещая мои занятия, и создавая прекрасные работы, у вас будет возможность участвовать на различных конкурсах и получить дипломы и грамоты.
4.Изготовление поделки-подвески «Подарок»
Гульназ Фаридовна, а можно я сегодня научу детей изготовить поделку – подвеску? Я очень люблю работать семенами. Участвуя на конкурсах, вот за эту работу (показывает картину), я получила диплом 1 степени (показывает диплом).
Да, конечно, теперь, пришло время и вам, мои юные друзья, кое-чему научиться. Мы сегодня предлагаем вам изготовить поделку из семян тыквы и гороха. Это самый простой и доступный образец изготовления подарка к любому празднику своими руками. Давайте, на слайдах рассмотрим этапы изготовления поделки. (Просмотр этапов изготовления).
Вот и готов наш подарок! Вам нравится ваша работа? Мне тоже очень нравится! После работы салфеткой вытрите руки и наведите порядок на рабочем месте. И помните, всегда после работы с природным материалом и пластилином, клеем руки нужно вымыть с мылом.
5. Заключение. Рефлексия.
Вот наше путешествие и подошло к концу. Я была очень рада познакомиться и пообщаться с такими способными, веселыми и добрыми ребятами, как вы. Надеюсь, наша встреча была вам полезна. Скажите, с какими природными дарами вы сегодня познакомились? Назовите. (Ответы ребят). Теперь вы знаете, что из них можно делать красивые и интересные изделия.
Ребята, посмотрите, какая-то грустная береза у нас здесь находится. Чего на ней не хватает? (Ответы ребят). Да, действительно, на ней нет ни одного листочка, хотя светит и солнышко и трава кругом зеленая. Давайте украсим её! Я раздам вам по три листочка. Выберите только одну.
- если вам понравилось общение с природой и работа над поделками – выберите зеленый листочек,
- если вам больше понравилось смотреть на поделки– выберите желтый листочек,
- если наше путешествие не понравилось и делать поделки вы просто не любители не хотите – выберите красный листочек.
Теперь подойдите к дереву и прикрепите листья. (Дети приклеивают на березу листья).
Я смотрю на эту березу и вижу, что у меня прибавилось друзей. И каждому из вас я вручаю вот такую медаль «Медаль юного друга природы». Мне очень хочется, чтобы таких друзей у природы с каждым годом становилось все больше и больше. А интернет и компьютер используйте для дела: там всегда можно найти интересный материал по изготовлению разных поделок. Занимайтесь сами и приглашайте мам, пап, бабушек и дедушек себе в помощники. Ведь в хорошей компании любое дело лучше спорится. До свидания, мои юные друзья! До новых встреч в мире природы!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Сборник «В союзе с природой», Москва-Ставрополь, «Илекса» «Сервисшкола», 1999 г.
М.И.Нагибина, «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
Приложение 1
Этапы изготовления
Необходимые материалы
С помощью шаблона обводим и вырезаем по одному кругу из гофрированного картона и бархатной бумаги
Приложение 2
Получатся два таких круга
На гофрированный круг наносим клей и приклеиваем ленточку
Сверху приклеиваем бархатную бумагу
Приложение 3
В середину приклеиваем горох, а вокруг него - семена тыквы