Занятие кружка по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Тема: Логически- поисковые задания. (занятие 9)
Цель: развивать концентрацию внимания, логическое мышление детей.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.
-учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий при изучении темы;
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
-делать предварительный отбор источников информации;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные УУД:
- решать логические задачи, задания на внимание
- давать определения тем или иным понятиям
- выделять существенные признаки предметов.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, карточки, для самооценки-цветные карандаши, карточки для индивидуальной работы.
I.Организационный момент. Психологическая разминка.
Обеспечить мотивацию обучающихся на совместную деятельность.
- Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Я передаю улыбку …, …, и т.д.
К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, какие вы умные и замечательные дети.
Поздороваемся с ними.
-Ребята, сегодня наше внеурочное занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике.
Русский язык – необыкновенный язык. Русским языком восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали многие писатели и поэты, ученые и философы.
Слайд 1
Какие же качества должны нам понадобятся на занятии? (ум, внимание наблюдательность, смекалка)
Слайд 2
Теперь мы знаем, какие качества нам потребуются для выполнения заданий.
- Чему вы хотите сегодня научиться на занятии?
Я уверена, что мы справимся. Желаю вам успехов.
Мозговая гимнастика
Чтобы подготовиться к работе, выполняем упражнения «мозговой гимнастики»:
«Качания головой» (стимулирует мыслительные процессы)
- дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
«Ленивые восьмёрки»
(обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания)
-по 3 раза каждой рукой и вместе рисуем восьмёрки в горизонтальной плоскости.
«Шапка для размышлений»
(улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
- «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Выполняют упражнения под руководством учителя.
Разминка.
· Какой день наступает после понедельника? (Вторник.)
· Какой день следует за вторником? (Среда.)
· Какой день недели наступает раньше других?(Понедельник.)
· Какой день недели наступает позже других? (Воскресенье.)
· Какой день недели предшествует субботе? (Пятница.)
· Какой день недели находится между средой и пятницей? (Четверг.)
· В каком дне недели букв больше, чем звуков? (Суббота.)
· Как называется семь дней с понедельника по воскресенье? (Неделя.)
· В названии какого дня недели две одинаковые гласные? (Четверг.)
· Как перечислить пять дней недели, не называя их?(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
Дети на доске ставят дни недели по порядку
- ЭТО ИНТЕРЕСНО!
- «Неделя» названа так потому, что число 7 (дней) - неделимое, то есть не делящееся без остатка. Потому и назвали период времени, равный семи дням, неделей.
- Слово «неделя в старославянском языке имело два значения: как обозначение семидневника и как название последнего дня - воскресенья (в современном украинском языке сохранилось старое название этого дня - «неделя»). Этимология очевидна: неделя, то есть не делать, отдыхать.
- Понедельник - это день, который идет после недели, так раньше называлось воскресенье. Вторник - второй день недели, среда - средний день, четверг - четвёртый, пятница - пятый. «Суббота» - на языке древних вавилонян значит «шесть». А в переводе с древнееврейского - «день, посвящённый Богу», молитвенный день.
Задание 1. Игра «Внимание»
Запомни изображения и зарисуй как можно точнее.
Задание № 3. Ответ: «Учись отлично». Чтобы прочитать, последние надо буквы выстроить по высоте.
Учащиеся под руководством учителя выполняют эти задания;
Задание № 5. Игра «Так же, как.». Смысл игры состоит в том, чтобы, зная способ перестановки букв в одном слове, применить его к другому слову.
Проверка: как получилось слово «ЯРК»? (Последняя буква стала первой, а первая - последней.) Как же изменилось слово «ПЛИ»? Ответ: получилось «ИЛП».
Б) Проверка: как получилось слово «ОМРЕ»? (Первая и вторая буквы поменялись местами.) Как же изменилось слово «ГРУЗ»? Ответ: получилось «РГУЗ».
В)Проверка: как изменилось слово «БАТОН»? (Поменяли местами вторую и четвёртую буквы.) Как же изменилось слово «ШЕРСТЬ»? Ответ: получилось «ШТСЕЬ».
Задание № 6. Какие получаются новые слова, если вставить эти слоги?
Ответ: ручонка, рубашка, русалка, конура, кожура, кобура.
- Задание ребята выполняют самостоятельно после разъяснения примера.
Учащиеся под руководством учителя выполняют это задание – разбивают исходные слова на слоги;вставляют в середину слова слоги, проверяют ответы совместно
Весёлая переменка Здоровьесберегающая технология
Развивать двигательную сферу, а также умение выполнять несколько различных заданий одновременно
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты
Выполняют действия
Задание № 2. «Закодированное слово». (доп. материал).Инструкция: сейчас я вам прочитаю ряды слов, ваша задача — выделить в каждом слове лишь первую букву и запомнить её. После этого вы должны записать первые буквы в том же порядке, в котором они прозвучали. У вас должно получиться новое слово. Например, Школа, Коза, Аист, Флаг - ШКАФ.
А теперь работайте самостоятельно:
1.каша, лимон, юла, ветер.
2.заря, ива, метель, аквариум.
3.тайна, еда, лоб, ель, гора, айсберг.
4.тишина, езда, рот, мотор, овал, стол.
-Прослушайте один раз ряд слов и ответьте на вопрос:
Мама, лак, река, нос
-В каких словах есть буква «Р»?
Лак, село, сын, дочь
-В каких словах встречается буква «А»?
Мир, май, среда, друг
-В этом ряду вторым было слово «друг»? (нет май)
Шалаш, сумма, горох, окно
-Какое слово читается одинаково в обе стороны?
Если останется время, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»:
а) Он большой, как мяч футбольный,
Все спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его. (арбуз).
б) Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это. (белка).
в) Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый. (василёк).
г) Очень я го-го-горжусь,
Что не утка я, а. (гусь).
д) Ёжик вырос в десять раз,
Получился. (дикобраз).
е) За рекой росли,
Их на праздник принесли.
На веточках - иголки.
Что же это?. (ёлки). Слайд 4,5,6
- Что обозначают эти слова в русском языке? (предметы)
- Подберите к ним признаки.
- На каком уроке встречаются подобные задания.
Итог урока.
Рефлексия.
- Что нового узнали на занятии?
- Где мы можем применить новые знания?
-что было трудного на занятии?
- А теперь оцените себя сами. Внизу листа раскрасьте флажок так, как вы считаете у вас получилось работать на уроке.
Красный цвет – получилось всё отлично.
Жёлтый-хорошо.
Зелёный- только часть заданий выполнена верно.
Синий- сегодня не получилось так, как хотелось бы.
-Поднимите руки, кто раскрасил флажок красным цветом? Жёлтым? Зелёным? Синим?
-А теперь я скажу своё мнение. Вы работали очень хорошо, мы много сделали за урок. Даже если у кого-то не получилось, это не беда. На следующем занятии всё получится!
-Спасибо за занятие