kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Умники умницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеклассное мероприятие по физике "Умники и умницы" для учащихся 10-11 классов. Основная цель мероприятия-привлечение внимания учащихся к предмету,который кажется для них сложным, непонятным и недоступным для понимания. Игровая форма дает возможность вовлечь в интересный мир  физики даже слабых детей.Здоровый дух соперничества, возникающий во время подготовки мероприятия  способствует укреплению дружбы между ребятами команд, они ищут ответы на вопросы и тем самым, сами незамечая, увлекаются физикой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Умники умницы" »


Игра по физике "Умники и умницы"

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель

Цели:

  • обобщение знаний, приобретённых в течение пяти лет изучения физики;

  • продолжение развития мыслительной деятельности учащихся;

  • создание эмоциональных условий для самоутверждения личности;

  • укрепление веры в свои знания и силы.

Ход игры

Вступительное слово ведущего.

Как же Вы устроены, Ваше единственное, загадочное, хрупкое Величество – природа?!

Этот вопрос вы задавали себе, когда пришли в 7-й класс. С тех пор вы узнали о том, что физика – одна из самых древних наук о природе и, тем не менее, одна из самых молодых! Вы узнали, что физика была создана многими великими учёными – Архимедом, Ньютоном, Ломоносовым, Ампером, Эйнштейном, Галилеем и т.д. Физика открыла перед вами загадки физических явлений, вела вас все эти годы по пути увлекательных открытий, показала вам уже завоёванные наукой рубежи и горизонты современных поисков, раскрыла секреты, казавшихся вам неразгаданных тайн. И сегодня вы сможете проявить свои способности, а может даже дарования, творческую активность в конкурсе “Умники и Умницы”.

Вопросы отборочного тура.

  • Каждая звезда имеет свой спектр, отличный от спектров других звёзд. Как это можно объяснить?

Ответ. Различие в спектрах вызвано различным химическим составом звёзд и количественным соотношением химических элементов.

  • Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?

Ответ. Наряду с процессом излучения энергии в космос происходит и поглощение энергии Солнца и звёзд,

  • Почему в радиолокации для измерения времени распространения радиоволн не используют механический секундомер?

Ответ. Скорость радиоволн во много раз больше скорости переключения кнопки секундомера.

  • Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков-вредителей. Почему жучки погибают, а зерно нет?

Ответ. Жучки имеют чёрный цвет, поэтому интенсивно поглощают инфракрасное излучение и погибают.

  • Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.

Ответ. Броуновское движение.

  • Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

Ответ. Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину.

  • В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины?

Ответ. В трёх рубашках.

  • Ученики рассчитали, что для освещения ёлки нужно взять 12 имеющихся у них электрических лампочек. Как их нужно соединить? Почему?

Ответ. Последовательно.

  • Почему в плавких предохранителях не применяют проволоку из тугоплавких металлов?

  • Свет излучают раскалённые металлы, экран телевизора, пламя горящей древесины, жучки-светлячки. Укажите, какие из этих источников света относятся к люминесцентным? Почему?

  • Являетесь ли вы сейчас источником света? Какого?

Ответ. Рассеянного (отражённого), источником которого является, например, Солнце.

  • Как на ощупь (в темноте) можно отличить собирающую линзу от рассеивающей?

  • Какой энергией обладает летящий самолёт?

  • Какое изменение произошло с атомом кислорода, если он превратился в положительный ион?

  • Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

Вопросы для определения дорожки.

  • Справедлива ли пословица: “Не услышишь выстрела, которым будешь убит”?

Ответ. Да, скорость пули больше, чем скорость звука.

  • Что имеют в виду, когда говорят: “Пошло дело, как по маслу”?

Ответ. Уменьшение силы трения.

  • О каком явлении гласит пословица: “Ему и беда, что с гуся вода”?

Ответ. Несмачиваемость.

  • На какое явление намекает поговорка: “Как соломинка и янтарь”?

Ответ. Электризация тел.

  • Какое явление описано в пословице: “Сполох красиво играет, да не греет”?

Ответ. Полярное сияние.

  • О чём спрашивается в поговорке – загадке: “Чего с земли не поднимешь”?

Ответ. Тень.

  • Какое явление подмечено в пословице: “Волна, набежав на волну, набирает силу”?

Ответ. Интерференция.

  • О чём говорит пословица: “Мир – как ветряная мельница: без устали вращается”?

  • Действительно ли падают звёзды?

Ответ. Нет, это метеоры.

  • О каком явлении говорит пословица: “Как аукнется, так и откликнется”?

Ответ. Эхо.

  • Какой самый главный физический закон скрыт в пословице: “Человек неученый – что топор неточёный”?

  • Почему говорят: “Ветер снег съедает”? Что это за явление?

Ответ. Испарение.

  • О чём говорит пословица: “Правда, что масло везде наверх всплывает”.

Ответ. Несмачиваемость.

  • О каком явлении идёт речь в пословице: “Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде”?

Ответ. Относительность движения.

Вопросы для состязания “Умников” на дорожках.

1-й тур “Кто ты?”

Зелёная дорожка

Ты жил в III веке до нашей эры в древней Греции. Занимался математикой, физикой и астрономией. Заложил начала механики, гидростатики, аэростатики. Ты исследовал условия плавания тел, действия жидкости на тела. Известна также легенда о том, что ты при помощи жителей города сжёг римский флот Марцелла солнечными лучами, отражёнными множеством зеркал. Ты ввёл законы рычага, изобрёл машины для орошения полей, использовал винт, рычаг, блок для подъёма больших грузов и в военных метательных машинах. Долгое время Сиракузы (это город, в котором ты жил) оборонялись от врагов при помощи метательных машин. Легенда гласит, что когда римские легионеры ворвались в Сиракузы, ты уже состарившийся сидел на берегу моря и решал геометрическую задачу. Увидев над своей головой меч, крикнул: “Не трогай моих чертежей”.

Архимед

Жёлтая дорожка

Ты родился в 1643 году в Англии. Являлся создателем современного естествознания, прославился трудами по механике, оптике, астрономии, математике. Дал определение трём основным принципам механики, открыл закон всемирного тяготения и на его базе разработал теорию движения планет. Внёс огромный вклад в оптику, впервые разложил белый свет на семь цветов призмой. Ты придерживался корпускулярной теории света (свет – это поток частиц). Твоё научное творчество сыграло исключительную роль в развитии физики.

Ньютон

Красная дорожка

Ты жил в IV веке в Италии. Занимался физикой и астрономией. Изучал движение тел, открыл закон колебаний маятника, создал теорию простых механизмов. Создал первый телескоп (зрительную трубу) и наблюдал в него Луну и планеты, обнаружил спутники Юпитера, пятна на Солнце и фазы Венеры. Поддерживал и развивал гелиоцентрическую теорию Коперника, за что преследовался инквизицией. На суде ты публично отрёкся от своих взглядов. Тебя называют “отцом” экспериментальной физики, человеком, от которого берёт начало физика как наука.

Галилей

2-й тур “Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать”

В этом туре участники смотрят опыт и затем его объясняют.

Зелёная дорожка

Несгораемый мешок с деньгами.

Для опыта берут 5–10 монет, помещают их в батистовый мешочек и нагревают над пламенем спиртовки. Ткань не загорается, так как тепло от пламени спиртовки сразу передаётся меди, а ткань не успевает загореться

Жёлтая дорожка

Ныряющее яйцо.

Для опыта готовят слабый раствор соляной кислоты, в который опускают сырое яйцо. При этом наблюдают следующее: яйцо сначала тонет, затем всплывает, поднявшись до верха, опять тонет и т.д. Яйцо самопроизвольно ныряет в воду. Почему? Так как плотность яйца несколько больше плотности соляной кислоты, то яйцо вначале тонет (по закону Архимеда). Однако на поверхности яйца начинается химический процесс между скорлупой и соляной кислотой. В результате реакции образуется углекислый газ, пузырьки которого пристают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности воды пузырьки срываются и уходят в воздух, а яйцо снова погружается на дно, затем всё повторяется. Так яйцо ныряет, пока не растворится скорлупа.

Красная дорожка

Варёное яйцо “вползает” в бутылку.

Берём пол-литровую бутылку (молочную), варёное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему?

3-й тур “Игра в детектив”

Зелёная дорожка

Подходя к нужному дому на окраине города, Шерлок Холмс увидел следы лыжника. Они были, как бы приподняты над остальным снегом. Хозяйке, открывшей дверь, он вместо приветствия сказал: “Скоро будет весна”. Почему он так решил?

Ответ. Днём снег активно тает и опускается. В следах же лыжника, где он более плотный, он тает медленнее. Поэтому следы выглядят приподнятыми над поверхностью снега. А это признак весны.

Жёлтая дорожка

По телевизору показывали фильм, и Шерлок Холмс с любопытством поглядывал на экран. Там на тонущем корабле капитан приказал положить свёрток с золотом в бочку, закрыть её и сбросить в море, так как шлюпка была переполнена людьми, и около неё толпились не поместившиеся пассажиры. “А зря, – сказал Холмс, – я бы переправил на берег с этой бочкой, по крайней мере, ещё одного человека”. Почему он так сказал?

Ответ. Благодаря своему значительному объёму, бочка обладает большой подъёмной силой, превышающей вес свёртка с золотом.

Красная дорожка

“Давайте сверим часы для нашей операции”, – сказал Шерлок Холмс Ватсону. “Мои идут неточно и часто ломаются”, – ответил тот. “Заводите их только утром, и они всегда будут идти верно”, – посоветовал Шерлок Холмс. “Не всё ли равно когда их заводить?” – возразил Ватсон. “О, нет, друг, и в этом надо знать суть”, – неторопливо ответил Холмс. Что же именно надо знать?

Ответ. Заводить наручные часы, сняв их с руки вечером, нежелательно, так как пружина нагрета, а после завода и последующего остывания она сильно деформируется и может лопнуть.

4-й тур “Чёрный ящик”

В чёрный ящик помещается прибор, который показывают только зрителям. Затем из зала дают подсказки, а участник должен угадать какой это прибор и рассказать, как им пользоваться, для чего применять и т.д.

Спектроскоп, линза, лупа, дифракционная решётка и т.д.

 Заключение
  • Подведение итогов.

  • Награждение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Умники умницы"

Автор: Кербижева Лилия Карнеевна, Мекерова Фатима Магометовна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 197074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Урок - соревнование Умники и умницы "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-sorievnovaniie-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "228040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441049587"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "творческий отчет Путешествие в страну Умников и Умниц"
    ["seo_title"] => string(62) "tvorchieskii-otchiet-putieshiestviie-v-stranu-umnikov-i-umnits"
    ["file_id"] => string(6) "249031"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446816461"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Программа по внеурочной деятельности (1-4 класс) "Умники и умницы" "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1-4-klass-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "226584"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440355046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "занятие по внеурочной деятельности "Умники и умницы", 3 класс"
    ["seo_title"] => string(57) "zaniatiiepovnieurochnoidieiatielnostiumnikiiumnitsy3klass"
    ["file_id"] => string(6) "265075"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449837673"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "конспект занятия по ФЭМП "
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-zaniatiia-po-femp"
    ["file_id"] => string(6) "187590"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426529661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства