· обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях,
· научить предотвращать эти ситуации.
Учитель: Сентябрь наступил
Позабыта игра
С портфелями в школу
Спешит детвора!
Спешит поскорее войти
В светлый класс
Чтоб только пятерки
Радовали вас!
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!
Вот и наступил долгожданный день. Распахнула приветливо двери школа. А, интересно, все ли здесь сегодня собрались?
- Давайте проверим!
- Старательные девочки? Здесь?
- Умные мальчишки? Здесь?
- Хорошо вы отдыхали?
- Хорошо вы загорали?
- Рады встрече вы сегодня?
- А без школы не скучали?
Учитель: Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день.
-Дорогие ребята! Поздравляю Вас с Днем Знаний, с началом Нового учебного года! Желаю Вам всех благ и благополучия, одержать победы в учебе, спорте, над собой.
- По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовет на урок Знаний. Он приглашает всех ребят в огромный и загадочный мир – мир Знаний.
-Скажите, ребята, ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ? (здоровье)
-Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело. Их знают и уважают во всем мире – наша страна не оставляет без внимания и помощи ни одну чрезвычайную ситуацию на планете.
МЧС России
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Основано 27 декабря 1990 года.
Вышестоящий орган государственной власти Президент РФ.
Министр МЧС
Владимир Андреевич Пучков в должности с 21 мая 2012 года.
- Опасной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью, имуществу человека или природной среде.
- Не проходит и дня, чтобы газеты, радио, телевидение не принесли сообщение об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе, либо стране. Террористы захватывают заложников, терпят бедствие пароходы и поезда, пешеходы попадают под колёса машин.
- Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего – ОН САМ!
В каждом городе страны по инициативе МЧС России создаётся Единая дежурно-диспетчерская служба, которая является составной частью городского управления Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Службы экстренной помощи.
Знать номера телефонов экстренных служб нужно всем, и взрослым, и детям! Всем известны номера телефонов 01, 02, 03, 04. Назовите эти службы.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА.
-Большую часть времени вы проводите дома. Обычно говорят: « Мой дом – моя крепость» - Как вы думаете, что это обозначает?
- А всегда ли дома безопасно?
- Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали. Ходить к ручью или колодцу ему расхотелось, и он заставил ручей течь к нему в дом. Так появился водопровод.
Жарить мамонтов на костре было очень неудобно, и человек придумал газовую плиту. А сколько электроприборов придумал человек! Невозможно представить современное жилище без телевизора, утюга, магнитофона, пылесоса... Вот только со временем оказалось, что вещи, сделанные человеком для своего удобства, могут не только помогать. Очень часто в нашем доме что-нибудь выходит из строя, ломается. Тогда человека подстерегают опасности. А какие мы свами сейчас узнаем отгадав загадки.
Отгадывание загадок:
Без ног бежит,
без огня горит,
без зубов, а кусается. (Электричество)
Шипит и злиться,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)
Это тесный-тесный дом,
Сто сестричек живут в нем,
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими... (Спичками)
Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается. (Утюг)
Как начнет говорить - разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать,
Да пальцы беречь — не обваривать. (Кипяток)
Остренькая проволочка,
Дырявая головочка.
Остренький зубок –
Береги-ка свой глазок. (Иголка)
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
Каждый человек должен знать и выполнять общие правила в повседневной жизни, чтобы чрезвычайные ситуации не застали врасплох.
Каждая опасная и чрезвычайная ситуация имеет свою специфику и требует конкретных действий человека с учетом складывающейся обстановки.
В определенных условиях при использовании хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, для ваших близких и для дома.
В первом случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов.
В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети.
- Электрический ток при прохождении через человеческое тело вызывает его нагрев и может привести к ожогу. При электрических ожогах могут быть серьезно повреждены внутренние ткани тела человека.
- Кроме того, поражение электрическим током может привести к остановке сердца или к остановке дыхания.
Правила пользования электроприборами:
не пользуйтесь неисправными электроприборами, никогда не оставляйте включенный электроприбор без присмотра;
не включайте в одну розетку несколько электроприборов;
соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть: сначала подключается шнур к прибору, а затем - шнур к сети;
отключение прибора производится в обратном порядке;
не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками;
помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами, находясь в воде;
об обнаруженных неисправностях в электроприборах, об оголенных и плохо изолированных проводах немедленно сообщайте родителям или старшим.
- Если в доме гарь и дым, вызывайте ….(01)
- Каковы же причины пожара в быту?
При обнаружении источника возгорания:
1.Не бойся позвать на помощь взрослых, даже если ты являешься виновником пожара.
2. Немедленно покидай горящее помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не сможет выбраться сам (маленькие дети, больные старики).
3. Позвони в пожарную аварийно-спасательную службу МЧС по телефону « 01». При этом сообщи точный адрес, что и где горит, свою фамилию и номер телефона.
- Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я — огня сестричка, маленькая...(Спичка)
- Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)
Правила безопасного обращения с газовыми приборами:
Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву помещения. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании бытовым газом.
Основные правила:
чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажженную спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран;
не оставляйте включенные газовые горелки без присмотра;
следите за тем, чтобы нагреваемая на газовой плите жидкость не залила пламя горелки;
заметив потухшую горелку, не пытайтесь ее зажечь вновь - это может привести к взрыву. Перекройте кран подачи газа, распахните окна и как следует проветрите кухню. Сообщите о случившемся взрослым.
- Что нужно делать при появлении запаха газа?
- Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:
Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.
Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.
Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.
Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.
Правила безопасности в интернете:
когда ты регистрируешься на сайтах, старайся не указывать личную информацию (номер мобильного телефона, адрес электронной почты, свое фото);
нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам», если ты получил такое письмо, не отвечай на него;
если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать, подобные письма могут содержать вирусы;
если рядом с тобой нет взрослых, не встречайся в реальной жизни с людьми, с которыми ты познакомился в Интернете.
Пользование опасными веществами и бытовой химией.
К средствам бытовой химии относятся моющие, чистящие, дезинфицирующие средства, средства для борьбы с бытовыми насекомыми и защиты растений, клеи, лакокрасочные материалы.
- Как избежать отравлений препаратами бытовой химии?
Никогда не пользуйся незнакомыми препаратами бытовой химии.
Не пей жидкости из незнакомых бутылок и банок.
Не пользуйся спичками и открытым огнем рядом с банками или бутылками с резким запахом.
Не распыляй их содержимое вблизи открытого огня.
- Какой вред могут нанести лекарства?
- Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
Вот, что произошло с Алисой из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»:
«На столе оказался стеклянный пузырек. «Раньше его тут не было», - вспомнила Алиса. К горлышку пузырька была привязана бумажка, а на ней большими печатными буквами было выведено: «Пей».
Это, конечно, было очень мило, но рассудительная Алиса не торопилась. «Сначала, - решила она, - посмотрим, не написано ли где-нибудь тут «ЯД». Алиса уже читала в детских книжках, как одни дети заживо сгорают на пожарах, а других пожирают кровожадные звери, и прочие занятные поучительные истории. А случались они потому, что эти дети не слушались старших и никак не желали запомнить, что если попилить палец пилой, то их него пойдет кровь, что если долго держаться за раскаленный утюг, то можно обжечься, и так далее. Вот почему Алиса никогда не забывала: если отпить из бутылки, на которой написано «ЯД», не исключено, что заболит живот.
На пузырьке не было написано «ЯД», и Алиса решила попробовать, что в нем. Оказалось до того вкусно — вроде вишневого сиропа со сливочным кремом, ананасом, хлебом с маслом, ирисками и жареной курицей, - что Алиса тут же выпила до капельки.
Помогите! - закричала она. - Я складываюсь! Как телескоп!
Так оно и было...»
- Видите, что произошло с героиней книги.
нельзя употреблять лекарства, названия которых неизвестны (таблетки без упаковки или в склянках со стершейся этикеткой);
лекарства, срок годности у которых вышел, нужно выбросить. Пить их нельзя.
- Чем опасны острые, колющие и режущие предметы?
Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности!
Обеспечение безопасности дорожного движения
Отгадывание загадок:
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
и тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль)
*
Спозаранку за окошком
Стук, да звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (трамвай)
*
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда. (троллейбус)
*
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. ( метро)
*
Этот конь не ест овса.
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)
*
Не живая, а идет,
Неподвижна. А ведет. (машина)
- Как назвать одним словом данные слова? (Транспорт)
Справочная информация:
Современный транспорт – зона повышенной опасности. Под колёсами машин ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает в нашей стране около 40000 человек, из них каждый десятый – ребёнок, причём мальчиков погибает больше! Поэтому нужно знать и соблюдать правила дорожного движения!
- Когда вы куда-нибудь едете, вам по пути встречается много дорожных знаков. Знаете ли вы, что они обозначают?
- Узнайте какие дорожные знаки скрыты в загадках
*
Если ты спешишь в пути,
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Там где знак … ( пешеходный переход)
*
А под этим знаком, ни за что на свете,
Не катайтесь, дети, на велосипеде … ( движение на велосипеде запрещено)
*
Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
Близки школа! Детский сад! (дети)
- Приведите примеры известных вам знаков.
Самая важная загадка:
Он имеет по три глаза.
По три с каждой стороны,
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу,
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор,
И на всех глядит в упор.
Что же это? ( светофор
- Почему у светофора 3 глаза?
- Какие светофоры видели на дорогах? ( для водителей и пешеходов)
Самый опасный - … ( красный)
*
Какой свет нам говорит:
«Проходите – путь открыт» ( зеленый)
*
Этим глазом он мигает,
Строго нас предупреждает:
Чтобы был счастливым путь,
Повнимательнее будь! ( желтый)
Игра «Будь внимательным»
Красная карточка –топаем ногами,
Желтая – тишина,
Зеленая –остановиться.
Викторина
- Где нужно остановиться, если не успели перейти широкую улицу? ( на островке безопасности)
- На чем поехал в лес за дровами ЕМЕЛЯ? ( на печи, «По щучьему веленью» РНС)
- При переходе улицы обязательно надо: ( посмотреть сначала налево,а дойдя до середины дороги с островком – направо)
- С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города? ( с 14 лет)
-Какие машины имеют право ехать на красный свет? ( скорая помощь, полиция, пожарная машина)
-Транспортное средство, на котором ЗОЛУШКА приехала на бал? (Карета, «Золушка», Ш.Перро)
-Если человек находится внутри транспорта и путешествует, то его называют? ( пассажиром)
- Нельзя переходить улицу : ( на красный свет)
- На чем ехали медведи в стихотворной сказке К.И.Чуковского? (на велосипеде, «Тараканище»)
- Где можно встретить зебру? (пешеходный переход)
МОЛОДЦЫ! Правила дорожного движения за лето не забыли. По дороге в школу через дорогу не торопитесь!
А какие правила безопасности в школе вы знаете?
-нельзя бегать по школе,
- по ступенькам спускаться шагом,
- нельзя толкать друг друга,
- нельзя громко кричать, разговаривать,
Будьте осторожны! Внимательны! Как на дороге , так и в школе. Помните, за вас переживают родители.
Итог
- А если случится беда, необходимо обратиться в службы спасения.
При пожаре не сидим, набираем... (01)
Видишь, на дороге случилась беда –
Незамедлительно звони …(02)
Стало плохо человеку-
Ты не медли, не реви.
Ведь помочь ему сумеешь,
Позвони, набрав…(03)
Коль почувствовал запах газа в квартире,
К телефону беги и звони…(04).
- Соблюдайте, ребята, меры безопасности и будьте здоровы.