Цель урока: углублять представление о ценности взаимопонимания, об ответственности каждого человека за установления мира и согласия в отношениях между людьми.
Задачи:
– раскрытие значимости для человека стремления быть в добрых отношениях с людьми;
– развитие умения находить взаимопонимание с людьми;
– воспитание стремления быть добрым и чутким по отношению к окружающим людям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок самопознания "Жить в мире с людьми"»
Урок самопознания «Жить в мире с людьми»
Цель урока: углублять представление о ценности взаимопонимания, об ответственности каждого человека за установления мира и согласия в отношениях между людьми.
Задачи:
– раскрытие значимости для человека стремления быть в добрых отношениях с людьми;
– развитие умения находить взаимопонимание с людьми;
– воспитание стремления быть добрым и чутким по отношению к окружающим людям.
Круг радости
Учитель читает стихотворение, которое готовит учащихся к восприятию темы урока.
Николай Рыленков
Мы в молодости всё себе прощаем,
Судя других безжалостным судом.
Свои ошибки вспомнив, обещаем,
Что всё исправим как-нибудь потом.
И жизнь идёт. Пути её суровы,
А старость взыщет весь наш долг судьбе.
Мы будем всё другим простить готовы
И ничего уж не простим себе!
В поэтических строчках заключена идея об ответственности человека за свои поступки. Учителю следует подчеркнуть мысль:
Мы в молодости всё себе прощаем,
Судя других безжалостным судом.
В них автор осуждает самонадеянность и непримиримость, неумение поставить себя на место другого человека. Стихотворение можно считать своеобразным напутствием и предостережением юным, которые учатся жить в большом мире людей.
После комментария к стихотворным строкам учитель приглашает учащихся в круг. Для этого предлагается каждому войти в круг с добрыми пожеланиями. К примеру: «Давайте будем друг к другу внимательны». Это поможет настроить учащихся к предстоящему разговору по теме урока.
Беседа
Участие в беседе помогает учащимся увидеть круг вопросов, важных для установления мира и согласия между людьми.
1.Что значит жить в мире с людьми?
2.Почему важно и нужно жить в мире?
3.Что необходимо для установления мирных отношений с окружающими людьми?
4.Возможно ли жить в согласии с самим собой? Что для этого требуется?
5.Умеете ли вы ладить с окружающими вас людьми? Как вам это удаётся?
6.Как вы поступаете, когда оказываетесь в конфликте с кем-нибудь из окружающих вас людей?
Беседа начинается с определения субъективного понимания учащимися смысла выражения «жить в мире и согласии». При этом в ходе беседы они понимают, что данное выражение рассматривается как в отношении отдельного человека, его внутреннего мира, а также его отношения с окружающими. Обсуждение представленных вопросов предполагает обращение учащихся к своему жизненному опыту, осмысление их с точки зрения поставленных вопросов. Дискуссия подготовит класс к восприятию нижеследующего отрывка из повести.
Чтение
Учитель может прочитать рассказ сам или предложить прочитать текст по ролям. Действующие лица: Аян, Есикбай, Садык, Касым, один человек читает за автора. В отрывке из повести показано, как складывается уважение к человеку, как естественность, стремление искренне помочь вызывает доброе отношение окружающих.
Учебная информация
Учитель предлагает одному из учащихся прочитать информацию в рубрике «Узнаём новое». Рассуждения учащихся, выводы. сделанные в ходе обсуждения рассказа, подтверждаются данной учебной информацией, в которой в лаконичной форме раскрыты важные детали взаимоотношений людей, условия мира и согласия между ними.
Каждый человек может жить в мире с окружающими его людьми. Важно помнить, что этому способствует и манера говорить, и слушать, но главное – доброжелательное отношение к людям, стремление понять их и помочь им. Главным условием мирного соседства с окружающими людьми являются доброта, разумность в поступках, умение прощать.
Комментируя прочитанное, учитель еще раз поясняет, что поведение окружающих является ответным, то есть недоброжелательность вызывает соответствующую реакцию, а на добро, как правило, стараются ответить добром.
Задание
Содержание текстов, приведённых в задании, является иллюстрацией к материалу, изложенному в рубрике «Узнаём новое». Комментируя ответы на вопросы, учитель поясняет, что стремление творить добрые дела приносят удовлетворение прежде всего тому, кто их совершает. При этом учителю важно подчеркнуть, что именно доброжелательность, отзывчивость являются основой мира и согласия между людьми. Немаловажным для учащихся является такой вывод: делать добрые дела, проявлять отзывчивость надо не ради чего-то, кого-то, а потому, что это свойственно человеческой природе.
Прочитайте тексты. Ответьте на вопросы: как Берику удается жить в добрых отношениях с людьми? Почему так важно помогать людям, которые вам не приходятся ни родственниками, ни друзьями?
По Л.Серединой
* * *
Семья Кадыровых въехала в новую квартиру, работы хоть отбавляй. Берик делал полки, бегал по хозяйственным магазинам. Однажды, когда раздался звонок в дверь, он красил пол на балконе. На лестничной площадке стоял незнакомый старичок, растерянный, с отвёрткой в руках: «Видите ли, мне бы кого-нибудь из взрослых, я тут с розеткой справиться не могу. Током дернуло…»
Берик вытер руки: «Сейчас помогу!» Розетку привёл в порядок, да ещё подоконник покрасил дедушке.
Дома он за взрослого: покупает продукты, помогает тете готовить …
Ну, положим, это всё забота о своих ближних, тут как-то и хвалить человека совестно – честно выполняет свои обязанности, вот и всё. На старой квартире обязанностей у Берика было гораздо больше: дрова, вода, огород. А тут как-то вышел на новый двор – за каждым окном люди, живут своей жизнью, а во дворе ни цветочка, ни кустика. «Вот общий двор, в чью обязанность входит забота о нем?» - спросил себя Берик и побежал на четвёртый этаж за лопатой. Вышел, вскопал газон, приготовил ямки под кустарник и – удивительная вещь! - из окон стали выглядывать новосёлы, оставили свои личные дела и взялись за общее дело – благоустройство двора. Сейчас во дворе растут сирень, шиповник, смородина.
О таких, как Берик, интересно расспрашивать окружающих. В разговоре будто вспыхивают светлячки и освещают своим мягким светом будничные дни Берика.
* * *
Урок черчения. Кто-то из мальчиков забыл дома линейку. Контрольная работа. Берик быстро наносит на ватман чертёж, передаёт линейку однокласснику.
Интересно, что, когда его спросили, приходилось ли ему в жизни делать доброе дело, защищать кого-нибудь, вступаться, быть может, даже в ущерб своим интересам, – Берик долго-долго молчал. Я терпеливо ждала, зная от людей, что он про себя рассказывать не может, и была награждена коротким ответом:
– Защищал, но только… цветок. С сестрой Жасиёй пошёл в лес. Мы увидели красивый цветок. Жасия хотела сорвать. Я не позволил…
Хотела бы я, идя по жизни, почаще встречать таких Бериков, хотя я ему никто.
Творческая деятельность
Данное задание ориентирует учащихся на применение приобретенных знаний и умений в реальной жизни. Выполняя задание учащиеся поймут, что для хороших, добрых дел не надо особых условий, надо лишь быть внимательным и чутким к окружающим тебя людям.
Для достижения наилучшего результата учитель делит учащихся на 2-3 группы.
Каждая группа демонстрирует сценку по составленному сценарию.
Составьте короткий сценарий на тему «Подружимся с соседями». В сценарии продумайте, что можно сделать для сближения живущих рядом взрослых людей и детей, предложите какое-то дело, которое заинтересует всех. Зная, что в каждом доме есть люди, нуждающиеся в помощи, предложите, как сообща можно им помочь. Разыграйте сценку.
Анализируя результаты работы каждой группы, учитель отмечает, насколько корректны были выбранные способы сближения соседей, актуальны и полезны ли были дела, придуманные для общего участия всех соседей. Можно предложить попробовать осуществить их на практике и рассказать в дальнейшем о результатах.
Цитата урока
Содержание изречения перекликается с ранее прозвучавшими выводами и является фактически обобщением урока. Отвечая на вопрос, учащиеся смогут еще раз убедиться в том, что многое зависит от каждого из нас.
Мы не можем жить только для себя. Тысячи нитей соединяют нас с другими людьми; и через эти нити … наши действия становятся причинами и возвращаются к нам как следствия.
Герман Мелвилл
Как вы понимаете смысл изречения американского писателя?
Домашнее задание
Дома учащиеся выполняют задание 3, представленное в тетради.
Задание 3
Посмотрите на рисунки (пожар, тонущий человек, девочка, потерявшаяся в школе, поскользнувшийся человек). Что вы будете делать, оказавшись свидетелем этих случаев? Напишите о ваших действиях, используя названия предметов или действий, которые необходимы в данных ситуациях.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель предлагает учащимся взяться за руки и обменяться крепким рукопожатием. По усмотрению учителя для завершения урока могут быть использованы песни или стихи, близкие по смыслу к теме урока. К примеру, можно прочитать следующее стихотворение.
* * *
Олег Хабаров
Эхо далёкое мчится,
Гнутся к земле ковыли…
Что-то мне нынче не спится, –
Эхо вернулось любви.
Вот оно, вот оно, рядом.
Село во ржи отдохнуть,
Тише вы, добрые люди.
Можете эхо спугнуть.
Эхо ласкает колосья,
Шепчет им сказки свои,
И затаились берёзки,
Грянули соловьи.
В стихотворении образно выражена мысль о том, что любовь возвращается как эхо: ответной любовью. Эта идея созвучна тем выводам, которые прозвучали на уроке.