Нравственно- духовное воспитание на уроках самопознания через игру как одного методического приема обучения
Блиц-турнир «Поприветствуйте и пообщайтесь»
Ученикам дается задание без подготовки поприветствовать и пообщаться:
– с мамой, приехавшей из дальней командировки;
– с заболевшим товарищем, которого вы навестили;
– с встретившимся вам по дороге в школу другом;
– с любимой бабушкой, которую вы давно не видели;
– с классной руководительницей, которую вы встретили на пороге школы;
– с девочкой, которая нравится вам;
– с закадычным другом;
– с новеньким учеником, который пришел в ваш класс и сел рядом с вами;
– с вашим кумиром – любимым певцом, спортсменом, артистом и т.д.;
– с соседкой, которая вам приятна;
– с друзьями, пришедшими к вам на день рождения.
Упражнение «Диалог с незнакомым человеком»
Учитель дает задание – подготовить и разыграть сценки различных способов начала разговора. Учащимся раздаются подготовленные заранее карточки с ситуациями.
1) Позвони оператору телефонной станции, чтобы узнать номер телефона поликлиники неотложной помощи.
2) Позвони в магазин и узнай о наличии минеральной воды и ее видах.
3) Позвони другу и поговори с его родителями.
4) Поприветствуй знакомого на улице.
5) Поздоровайся со знакомым в читальном зале библиотеки.
6) Не пройди мимо малознакомого человека, случайно встретившегося тебе в кинотеатре.
7) Спроси незнакомого человека на улице, как пройти к ближайшей стоянке такси.
8) Предложи свою помощь (что-то донести или открыть дверь) незнакомому человеку.
9) Начни разговор с незнакомым человеком в общественном месте (в очереди, в поликлинике, на стадионе во время спортивного матча).
Просмотр классом разыгрываемых сценок. После каждой детям задаются вопросы:
– Успешно ли начат разговор?
– Были ли вежливыми его участники?
Игра–пантомима
Звучит музыка из серии «Звуки природы».
– Предлагаю вам жестами показать то, о чем я буду говорить:
– распустились цветы
– пчелы полетели собирать мед
– подул ветерок – закачались деревья
– солнышко улыбнулось из-за тучи
– в траве прыгают кузнечики
– паучок плетет паутинку
– птицы перелетают с ветки на ветку
и поют песни
Игра «Волшебная почта»
– Волшебной почта называется потому, что она помогает пересылать только те письма и открытки, в которых есть слова любви, нежные и ласковые слова, слова утешения.
– Вы знаете такие слова? А кому мы говорим эти слова?
(Рассуждения детей).
– Слова любви мы говорим своим родным и близким, своим друзьям. Чтобы отправить другу письмо по волшебной почте, нужно пройти по дорожке.
Дети делятся на две команды и становятся напротив друг друга на расстоянии 12-16 шагов. Цель игры: встретиться с тем, кто напротив тебя.
Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
Например: «Айгерим, ты добрая!», «Коля, ты заботливый!», «Серик, ты внимательный!» Красивый! Веселый! (И
ИГРА «Я ОТВЕТСТВЕННЫЙ»
– Я предлагаю вам поиграть и заодно поразмышлять над вопросом: «За что мы ответственны?»
Учитель зачитывает фразу. Если учащиеся с ней согласны, они хором произносят: «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто несет ответственность
– за свои знания,
– за домашних животных,
– за свое здоровье,
– за порядок в своей комнате,
– за погоду на улице,
– за выполнение своих обязанностей по дому,
– за порядок в квартире соседа,
– за деревья, травы и цветы,
– за сохранность автомобиля дяди Коли,
«Веер».
Вопросы написаны на цветных листках бумаги, из которых составлен веер. Вытаскивая из веера по очереди листки, дети готовятся к ответу. Затем предлагают вопрос всему классу, оставаясь ведущими на то время, пока обсуждается вопрос.
¨ Как нужно вести себя в школе?
¨ Можно ли перебивать говорящего? Почему?
¨ Как нужно вести себя в транспорте?
¨ Как нужно здороваться со взрослыми и сверстниками?
¨ Как обращаться к незнакомым людям?
¨ Как нужно себя вести на улице? (Ответы детей).
Ø Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения.
¨ Но почему возникают у вас ссоры?
¨ Почему некоторые из вас приносят окружающим людям неприятности, огорчения, переживания?
¨ Как вы думаете, что вам необходимо знать и уметь, чтобы жить со всеми людьми в мире и согласии? (Ответы детей).
Ø Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и выполнять их в повседневной жизни. Нужно уметь жить среди людей, вежливо и деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.
Игра «Трик-трак»
Процедура игры:
Ø Если я буду говорить правильно, вы говорите «Трик-трак». А если вы считаете, что мой рассказ неверный, то говорите «Трик-трак, совсем не так».
1. «Если вы принесли в подарок коробку конфет, то именинник не должен ее открывать и угощать ими гостей. Съест потом сам». (Правильный ответ: именинник открывает коробку конфет и угощает ими гостей).
2. «Подарок, если он завернут, необходимо развернуть в присутствии дарителя, поблагодарить и полюбоваться им».
3. «Подарил подарок и ходи всем объявляй: «Это я Вовке подарил». (Правильный ответ: так делать ненужно, это очень некрасиво, подарил – не жди ничего взамен).
4. «После вручения подарка весь вечер у именинника допытывайся: «Скажи по-честному, понравился тебе мой подарок?» (Правильный ответ: подумай сам, что можно ответить на этот вопрос).
5. «Можно на день рождения пойти в новом спортивном костюме?» (Правильный ответ: это не соревнования).
6. «Если день рождения у бабушки, то подари ей видеофильм «Терминатор». (Правильный ответ: бабушки такие фильмы не смотрят).
7. «С хорошим радостным настроением иди на день рождения».
8. «Не забудь, что слова приветствия не обязательно говорить всем гостям и хозяевам. Скажешь своему другу и все». (Правильный ответ: приветствуешь всех гостей).