План урока самопознания
Школа: Чингирлауская СОШ Дата: №12
Тема: «Семейные ценности»
Ценность: Любовь
Качества: радость, милосердие, ответственность
Учитель: Жумалиева Д.М.
Класс: 7 Кол-во уч-ся:
Цель:
Способствовать формированию у учащихся представления о культуре общения между людьми через ценность.
Задачи:
- расширить представление о радости человечества
- раскрыть значимость милосердия каждого человека
- воспитать ответственность в ученическом коллективе, в семейных отношениях
Ресурсы: (материалы, источники)
ИКТ, притча, песня, раздаточный материал в виде пирамиды, стикеры.
Ход урока:
1.Орг.момент. Позитивный настрой (концентрация на свет)
Представьте себе, что мы находимся в горах. Раннее - раннее утро. Появляются первые лучи восходящего солнца. Воздух чист и прозрачен. Делаем медленный глубокий вдох, ощущаем утреннюю свежесть. Легкий ветерок приятно касается нашего лица. От этого прикосновения мы наполняемся добрыми чувствами. Прислушайтесь к биению своего сердца: размеренность, четкость, покой. Ведь наше сердце – центр покоя, центр любви, добра. Ласковые лучи солнышка согревают нас. Мы находимся в центре солнца. Давайте пошлем свет друг другу, нашим родным и близким, свет тому, с кем временное непонимание, свет нашей школе, свет нашему селу, свет всей стране, всей планете. А теперь мысленно скажем: «я в свете, свет во мне, я есть свет». Теперь сохраните свет в своем сердце. Пора вернуться в класс. А сейчас, потихоньку, открываем глаза.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы почувствовали, когда свет проник к вам в сердце?
- Какие эмоции вы испытывали?
Анализ хода урока
2. Проверка домашнего задания. Коллаж на тему «Моя семья».
3. Позитивное высказывание (цитата).
Семья — духовная опора человека.
К.Д. Ушинский
Вопросы:
1. В чем заключается смысл высказывания?
2. Приведите примеры, когда семья оказывалась вашей «духовной опорой»
Мы будем говорить о ценностях семейного счастья. о том, что находясь в семье, рядом с близкими мы ощущаем покой и умиротворение; и о том, что именно семья формирует будущее человека. Многие навыки, привычки, качества, человек получает из своего окружения, своих близких, своей семьи… В семье закладывается наша личность, наше будущее, будущие традиции наших детей, формируются чувства.
3.
4.Рассказывание истории (беседа).
Сейчас я предлагаю вашему вниманию послушать притчу о счастливой семье.
Притча о семье
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней.
Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни
драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:
«ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»
А в конце листа:
«СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил:
"И мира тоже".
Вопросы:
1. Сколько человек было в семье?
2. В чем была особенность семьи?
3. Считаете ли вы верными слова старца?
4. Можно ли дополнить этот список ценностей?
- Творческая деятельность, групповая работа.
1. Ребята: – Как вы понимаете слово «семья»?
Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников ищет определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова:
«Это группа живущих вместе близких родственников;
Объединение людей, сплочённых общими интересами.»
– Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.
2.Сейчас предлагаю вам отгадать загадки, посвященные семье. Загадки эти
необычные. Чтобы их отгадать, нужно очень хорошо подумать.
1) В дружной, большой и счастливой семье –
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку –
Сколько в этой семейке сестричек? (одна)
2) Два отца и два сына
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед, отец и сын)
3) Отец и сын попали в аварию, машины «Скорой помощи» отвезли их в разные больницы. Мальчику нужно было делать срочную операцию, но, увидев, его, хирург сказал: «Я не смогу его прооперировать, ведь это мой сын!» Могло ли такое быть? (да, если хирург – мама мальчика)
5) Отца Мэри можно счастливым назвать –
Ведь у него дочерей целых пять!
Правда, теперь проблема одна –
Он забывает их имена!
Чичи, Чече, Чача и Чучу,
А младшую как называют сестру? (Мэри)
Физкультминутка
Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время физкульт разминки. Слушайте задание и выполняйте.
– Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
– У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой.
– У кого есть сестра и брат подпрыгните несколько раз.
– Кто помогает дома близким подпрыгните и хлопните в ладоши.
– У кого в семье живут домашние животные, помашите руками.
– Хлопните те, кто очень любит свою семью!
2.Просмотр мультфильма «Паучок»
Вопросы:
- Понравился ли вам мультфильм?
- О чём этот фильм? (О доме, о семье, семейном счастье, о трудностях и испытаниях, и об их преодолении).
- Какие испытания перенесла семья паучков?
- Какие строчки из песни вам запомнились? (Повторяются: "Но ни за что не порвёт тонкую нить паучок:")
- А вы поняли, что это за нити?
3. Задание заполните пирамиду ценностями данными вам ниже.
4.Соберите пословицы.
5.Ребята перед вами лежат стикеры сердечки напишите на них пожелания вашим одноклассникам и их семьям только одним словом, наклейте их на наш домик.
6.Групповое пение.
Л. Левщенко «Родительский дом»
7. Домашнее задание.
Прочитать стихотворение Э. Асадова «Нежные слова»
8.Заключительная минута тишины.
Сейчас закройте глаза и вспомните все, о чем мы говорили на уроке. На прощание я хочу вам пожелать быть успешными в жизни, создать свои счастливые семьи. А когда сегодня придете домой, обнимите свои родных (маму, папу, брата, сестру) и скажите, что вы их любите.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!