Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического образования федеральных образовательных стандартов. Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Умелые ручки рабочая программа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического образования федеральных образовательных стандартов. Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения на основе авторской программы «Умелые ручки» Г.Н. Чудовой «Программы внеурочной деятельности» 1-4 классы. М.В. Васюкова, Е.А. Шаповалова.-Волгоград: Учитель, 2016.
Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Место курса в учебном плане.
На реализацию курса «Умелые ручки» в 4 классе отводится 35 ч в год (1 час в неделю).
Цели и задачи программы:
развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
Познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
На реализацию курса «Умелые ручки» в 4 классе отводится 35 ч в год (1 час в неделю).
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Содержание
Количество часов
Дата
1
Сбор природного материала (экскурсия)
Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок.
1
2
Поделка « Ежик» из семечек и пластилина
Организация рабочего места. Технология выполнения животных из пластилина, приёмы лепки. Правила личной гигиены. Составление плана работы. Выполнение изделия.
1
3
Поделка « Кораблик» из грецких орехов
Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.
1
4
Экскурсия «Наблюдение за природой, осенним пейзажем»
Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа об осенней природе. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за природой осенью. Проведение игры «Угадай по описанию».
1.
5
Аппликация из листьев «Природа осенью»
Понятие «аппликация». Анализ деталей будущего изделия. Подбор материалов для изготовления изделия. Выполнение изделия.
Выставка работ.
1
6
Поделка « Цветы» из салфеток
Знакомство с разными видами бумаги и картона. Приемы работы с бумагой. План изготовления изделий. Выполнение изделия.
1
7
Экскурсия « Наблюдение за природой, зимним пейзажем»
Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа о природе зимой. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за зимним пейзажем. Проведение различных игр.
.2
8
Отрывная аппликация «Природа Зимой»
Описание зимнего пейзажа. Свойства бумаги.
Знакомство с техникой отрывной аппликации. Выполнение изделий. Выставка готовых работ.
2
9
Поделка «Ёлочка» из салфеток или бумаги
Беседа о хвойных деревьях. Выделение характерных признаков елки. План изготовления изделий. Выполнение изделия.
2
10
Поход в театр
Вводная беседа о правилах поведения в театре. Поход в театр. Беседа и анализ увиденного спектакля.
2
11
Ёлочная игрушка «Ангел»
Беседа на тему « История Нового года». Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.
2
12
Поделка из теста «Мышка и сыр»
Знакомство с новым материалом для лепки – соленое тесто. Техника приготовления теста и его окрашивания. Выделение частей изделия. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий.
2
13
Поделка из теста «Ежик с яблоком»
Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.
2
14
Поход в театр
Вводная беседа о правилах поведения в театре. Поход в театр. Беседа и анализ увиденного спектакля.
2
15
Панно из соленого теста к 8 марта
Вводная беседа о празднике 8 марта. Понятие «панно».
Изготовление деталей. Составление композиции для панно. Сборка изделия. Окраска изделия. Выставка готовых изделий.
2
16
Праздник масленицы
Знакомство учащихся с праздником «Масленица», традициями своего народа, историей славянских обрядов, развивать творческие способности каждого ребёнка, воспитывать любовь и уважение к традициям, семье.
.2
17
Поделка из теста «подставка под яйцо или свечу»
Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.
.
2
18
Транспорт из коробок
Вводная беседа « Что можно сделать из коробок». Анализ деталей будущего изделия.
Выполнение изделия.
2
19
Аквариум из коробки
Организация рабочего места. Правила работы с инструментами. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. Выставка готовых изделий.
2
20
Экскурсия по городу
Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Экскурс об истории города.
1
21
Изготовление города из коробок
Вводная беседа о Городе и его истории. Составление плана работы. Коллективное выполнение работы. Выставка городов.
1
22
Подставка под карандаши
Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.
. 1
Предполагаемые результаты:
Развитие интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
Развитие адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Развитие умения планировать свои действия;
Возможность осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Умение учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
Умение формулировать собственное мнение и позицию;
Умение анализировать объекты, выделять главное;
Умение осуществлять синтез (целое из частей);
Умение проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Умение устанавливать причинно-следственные связи;
Расширение кругозора о применении различных поделок.
заинтересованность в развитии своих способностей;
Возможность попробовать свои силы в различных областях самостоятельной и коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;
Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В. Хоменко, Г. Никитюк. Аппликации, картины и панно из природных материалов /Клуб семейного досуга, 2010.
Белякова О.В. Поделки из природных материалов/ACT МОСКВА, 2009.
Рубцова Е.С. Фантазии из соленого теста / ЭКСМО, 2007.
Романовская А.Л. Поделки из соленого теста / АСТ, 2009.
Земцова М. Аппликация из бумаги: орнаменты, фигурки и сюжеты. Творческое, логическое и речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / Феникс, 2010.