Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс.Программа «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Может быть использована учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс »
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
4 класс
Пояснительная записка
Программа «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Умелые ручки» Серёжко Галины Тихоновны, педагога дополнительного образования.
В рабочей программе внеурочной деятельности «Умелые ручки» 4 класса, в отличие от программ 1-3 классов, большее количество занятий отведено проектной деятельности. Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение учащимся, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности, они готовятся к весьма серьезному учебному труду, получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в различных источниках, овладевают навыком работы со справочным материалом.
Программа разработана для занятий с учащимися 4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Общее количество часов – 68, из расчета 2 часа в неделю.
Цель 4 года обучения: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами через развитие проектной деятельности.
Задачи:
· закрепить уже приобретенные ранее знания, умения, навыки работы с текстильным материалом, бумагой, клеем, пластилином;
· формировать у школьников навыки проектной деятельности.
· развитие способности к самовыражению в творческой проектной деятельности.
· мотивировать учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации
Содержание программы
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
4 класс (68 часов)
Работа с природным материалом.(12 часов)
Вводное занятие.
Искусство ошибане.
Колорит в композиции
Картина «Пейзаж с лодкой»
Объемная композиция «Этот загадочный мир»
Работа с бумагой и картоном.(14 часов)
Техника «квилинг»
Коллективное панно «Цветущий луг»
Знакомство с изготовлением бумажных цветов для «сладких букетов».
Изделие «Топиарий»
Изделие «Новогодний топиарий»
Выставка работ
Работа с тканью и мехом. (18 часов)
Работа иголкой и не только.
«Мой любимый мишка»
Кукла в народном стиле
Выставка работ
Работа с пластилином (глиной)(8 часов)
Дымковская игрушка.
Лепим посуду в технике «Гжель»
Работа с бросовым материалом (10 часов)
«Учимся мастерить»
«Цветы из одноразовых ложек»
«Мир пластиковой бутылки»
Выставка работ
Форма реализации программы
Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципуот простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.
Технологии:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии
Планируемые результаты
Личностные:
1)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
2)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные:
Общеучебные:
1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
3) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические :
1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Постановка и решение проблемы:
1) формулирование проблемы;
2) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
1) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
2) коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
3) оценка результатов работы.
Коммуникативные:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Предметные:
1)использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
2)приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
3)приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Способы проверки ожидаемого результата
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. Критерии оценки работ:
аккуратность;
четкость выполнения изделия;
самостоятельность выполнения;
наличие творческого элемента.
«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Система контролирующих материалов:
Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных утренников
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
компьютер
медиапроектор
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
иголки швейные
доски для работы с пластилином
Материалы:
пластилин
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
картон белый и цветной
ткань: ситец однотонный и цветной
мешковина
синтепон
нитки швейные – белые, черные и цветные
шерстяная пряжа
клей ПВА
ватные диски
бисер, бусины
проволока
бумага гофрированная, креповая, папиросная
калька
Календарно- тематическое планирование
4 класс
№п/п
Сроки
Тема
Форма организации
Характеристика деятельности учителя
Характеристика деятельности учащегося
Формируемые умения
Работа с природным материалом.
1-2
Вводное занятие
Беседа
Проводит вводный инструктаж по охране труда; знакомит с основными темами года; демонстрирует различные поделки и изделия.
Повторяют правила организации рабочего места, правила работы с природным материалом;
Знакомятся с различными приспособлениями и поделками.
Уметь пользоваться инструментами и принадлежностями. Организовывать рабочее место.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию;
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
3-6
Искусство ошибане.
Беседа практическая работа
Знакомит с понятием «ошибане»; дает представление о приспособлениях и инструментах для данного вида деятельности;
Повторяют правила безопасного труда; получают представление об искусстве ошибане через презентацию; выполняют работу «Осенняя фантазия» в данной технике.
Знать понятия живопись растениями. Уметь определять по форме вид растения. Знать названия растений применяемых в ошибане. Уметь заготавливать и подготавливать к работе растения;
составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию
7-8
Колорит в композиции
Беседа практическая работа
Напоминает учащимся понятия «перспектива» и «Композиция», основные цвета .
Повторяют основные цвета; понятие «композиция» и «перспектива»; выполняют цветовую доработку начатых композиций.
Знать соотношение цветов в картине. Понятия композиция, перспектива. Знать основные цвета цветового круга
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учите Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
9-10
Картина «Пейзаж с лодкой»
практическая работа
Напоминает особенности техники ошибане, композиционные и цветовые особенности.
Осознанно выполняют правила безопасного труда; выполняют работу самостоятельно; анализируют свою работу и работы одноклассников.
Знать понятия живопись растениями. Уметь определять по форме вид растения. Знать названия растений применяемых в ошибане. Уметь заготавливать и подготавливать к работе растения;
составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию
11-12
Объемная композиция «Этот загадочный мир»
Практическая работа
Учит видеть необычное в природе; создавать из этого декоративные предметы и сувениры.
Осознанно выполняют правила безопасного труда; самостоятельно планируют свою работу; выполняют изготовление поделки.
Уметь заготавливать и подготавливать к работе природный материал;
составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию;
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Работа с бумагой и картоном.
13-14
Техника «квилинг»
Беседа практическая работа
Напоминает виды работы с бумагой, основные приемы техники «квилинг»; повторяет основные свойства бумаги;
Знакомит с новыми элементами «Квилинга»
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
Составляют технологическую карту; выполняют образцы элементов «квилинга».
Выбирать образец;
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию
15-18
Коллективное панно «Цветущий луг»
практическая работа
Знакомит с правилами работы в группе;
учит выбирать основу для поделки.
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
Составляют технологическую карту; выполняют элементы «квилинга» для коллективного панно; собирают элементы в единую композицию.
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом.
19-20
Знакомство с изготовлением бумажных цветов для «сладких букетов».
Беседа практическая работа.
Знакомит с новым видом бумаги (гофрированная), со способами ее применения и техникой изготовления цветов.
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
Составляют технологическую карту; выполняют образцы цветов для дальнейшего выполнения «Сладких букетов»
Выбирать образец;
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию
21-24
Изделие «Сладкий букет»
практическая работа.
Напоминает технику изготовления цветов из гофрированной бумаги; знакомит со способами закрепления композиции.
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
Выполняют цветы из бумаги с серединкой из конфет и собирают из них подарочные букеты.
Выбирать образец;
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
25-26
Изделие «Топиарий»
Беседа практическая работа
Знакомит с изделиями «Топиарии», через презентацию, с особенностями выполнения бумажных элементов.
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
Составляют технологическую карту; выполняют образцы элементов для дальнейшего выполнения топиарий.
Анализировать строение предмета; работать по алгоритму; высказывать свое мнение и выслушивать мнение других.
27-31
Изделие «Новогодний топиарий»
практическая работа
Напоминает особенности изготовления топиариев; знакомит с приемами новогоднего оформления.
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
выполняют элементы; собирают основание для дальнейшего выполнения топиарий; выполняют итоговое оформление.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
32
Выставка работ
практическая работа
Оформляет вместе с учащимися выставку работ.
Помогают учителя в оформлении выставки; представляют свои работы.
высказывать свое мнение и выслушивать мнение других;
умение делать комплементы; умение спокойно реагировать на критику.
Работа с тканью и мехом.
33-34
Работа иголкой и не только.
Беседа практическая работа
Знакомит с правилами изготовления шаблона, правила выполнения простейших швов, с технологической последовательностью изготовления мягкой игрушки.
Повторяют правила безопасного труда; выполняют образцы простейших швов; знакомятся с технологией изготовления мягкой игрушки через презентацию.
Умение сравнивать и выбирать; работа по алгоритму; читать схемы; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
35-38
«Мой любимый мишка»
Практическая работа
Помогает учащимся в изготовлении шаблона; напоминает последовательность пошива игрушки.
Умение сравнивать и выбирать; работа по алгоритму; читать схемы; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
39-42
Кукла в народном стиле «Мама»
Беседа практическая работа
Знакомит с историей народной игрушки; напоминает разновидности народной куклы; знакомит с технологией выполнения «Куклы – мамы»( Цвет в игрушке. Инструменты необходимые для работы. Материалы. Условные обозначения. Словарь терминов.)
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
знакомятся с историей народной игрушки через презентацию; выполняют изготовление куклы.
Выбирать образец;
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
43-49
Кукла «Тыквоголовка»
Беседа практическая работа
Знакомит с техникой скульптурного текстиля;
Знакомит с технологией выполнения куклы «тыквоголовки» и ее росписью.
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
выполняют изготовление куклы.
Выбирать образец;
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
50
Выставка работ
Защита проектов.
Учит умению формулировать тему творческого проекта, оценивать выполненную работу и защитить ее.
Защищают творческие проекты.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию;
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
Работа с пластилином (глиной)
51-54
Дымковская игрушка.
Беседа практическая работа
Знакомит со способами лепки дымковской игрушки, видами игрушек (свистульки, женские фигурки, конь, птица), учит расписывать в технике дымковская игрушка, знать отличительные особенности орнамента.
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
Получают представление о приемах лепки и росписи дымковской игрушки и применяют ее на практике.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
55-58
Лепим посуду в технике «Гжель»
Беседа практическая работа
Знакомит учащихся с видами народных промыслов, через презентацию;, с особенностями «гжели»( форма и роспись)
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
Выполняют лепку изделия и его роспись в технике «Гжель»
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
Применять полученные знания на практике.
Работа с бросовым материалом
59
«Учимся мастерить»
Беседа
Знакомит с работой с бросовым материалом; учит создавать красивое из подручного материала.
Повторяют правила безопасного труда; знакомятся с работой с бросовым материалом.
Выбирать образец;
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию
60-63
«Цветы из одноразовых ложек»
Практическая работа
Знакомит с техникой выполнения цветов из одноразовых ложек; и способами окрашивания
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
Выполняют изготовление цветов, их окрашивание и дополнение декоративными элементами.
Выбирать образец;
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию; работать по алгоритму
64-66
«Мир пластиковой бутылки»
Практическая работа
Знакомит с технологиями выполнения изделий из пластиковых бутылок
Осознанно выполняют правила безопасного труда;
Выполняют изготовление изделия из пластиковой бутылки по собственному выбору.
Выбирать образец;
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию; работать по алгоритму
67-68
Выставка работ
Защита проектов.
Учит умению формулировать тему творческого проекта, оценивать выполненную работу и защитить ее.
Защищают творческие проекты.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию;
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.