Рабочая программа к курсу «Умелые ручки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2010г. В программе представлены цель и задачи, описание ценностных ориентиров содержания курса, особенности организации учебного процесса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса, контроль и оценка планируемых результатов, содержание курса и учебно-тематический план.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Умелые ручки". »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 24»
ГО Краснотурьинск, Свердловская область
Рабочая программа
кружка «Умелые ручки»
для 1-3 классов
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель:
учитель технологии Постникова И.В.
МБОУ «СОШ № 24»
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умелые ручки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методических рекомендаций Д.В.Григорьева по организации внеурочной деятельности учащихся.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетическогонаправления.
Программа данного курса представляет систему творческих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 34 часов (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом
на основе диагностических фактов установлено, что у учащихся слабо развиты: наблюдательность, воображение, мелкая моторика.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Григорьевым Д.В., Степановым П.В
6. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие художественно-эстетического мировоззрения учащихся через социальную, трудовую, игровую и исследовательскую деятельность.
Основные задачи курса:
развитие художественного вкуса, внимания, зрительного восприятия, воображения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие художественно-эстетического вкуса, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных действий. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для выполнения задания и упражнения, что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное изготовление детьми поделок из разных материалов. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективное обсуждение полученного результата. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты творческие способности, но слабо - моторика рук. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задания, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала.
Модель занятия в 1-2 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, вызов интереса у детей, подготовка ребенка к активной деятельности.
Выполнение задания не только способствуют развитию творческих способностей и художественного вкуса, но и позволяют углублять знания ребят, совершенствовать умения и навыки. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
3) увеличение объема материала;
4) наращивание темпа выполнения заданий;
5) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 1-м и 2-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м и 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить полезное в книгах и журналах, использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы детского коллектива.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 1- 3-х классах являются формирование следующих умений и знаний:
знать место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества;
определять виды материалов, используемых в работе;
знать безопасные приёмы работы с инструментами и приспособлениями;
определять последовательность действий в работе;
знать основы композиции;
уметь правильно пользоваться материалами и инструментами;
уметь действовать по образцу в определенной последовательности, вырезать части и декоративные элементы, склеивать их и закреплять на основном фоне изделия;
выполнять поделки по собственному замыслу;
работать аккуратно, экономно расходовать материалы.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А.
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- практические работы;
- творческие работы учащихся.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческих задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие восприятия формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Развитие внимания. Упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Тема 1 Вводное занятие. Начало творческого пути.
Знакомство учащихся с программой. Значение творческого труда в жизни человека. Выставка образцов изделий и фотографий. Беседа о многогранности и разнообразии прикладного искусства. Изготовление поделки на свободную тему с целью выявления среза знаний и умений.
Тема 2 Материалы. Инструменты. Техника безопасности.
Ознакомление с оборудованием кабинета, организацией рабочего места, инструментами и приспособлениями. Правила охраны труда и техники безопасности. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества в ЦДТ.
Тема 3 Работа с бумагой. Аппликация. Поздравительные открытки.
Исторические сведения о возникновении бумаги. Разновидности клея. Технология использования сортов и свойств бумаги. Понятие о цвете, сочетание цветов бумаги. Цветовой круг. Понятие о шаблонах. История возникновения открыток в России.
Аппликация. История аппликаций, виды аппликаций. Составление сюжета аппликации, подбор бумаги, вырезание деталей поделки, расположение на листе-фоне, наклеивание деталей.
Знакомство с техниками «Квилинг», «Торцевание». Изготовление объемных цветов.
Основные приемы изготовления:
Изготовление шаблонов лепестков, листьев, центра, цветка (из полоски, нескольких деталей, целого листа).
Подготовка к сборке цветов.
Изготовление фона для цветов.
Изготовление цветов по интересам детей. Подбор бумаги по цвету и фактуре, обработка бумаги после вырезания деталей. Различные способы соединения деталей в целое изделие и оформление работы.
Тема 5.Изготовление сувениров из нетрадиционных материалов.
Беседа об экологии окружающей среды: «Человек и природа», «Вторая жизнь ненужных вещей». Разнообразие формы и цвета материалов. Методы изготовления поделок из различных материалов. Сбор нетрадиционного материала для поделок (упаковки от пищевых продуктов, пластиковые бутылки, старые бусы, украшения и т.д.). Изготовление сувениров в виде животных, птиц, бабочек, цветов и др.
Тема 6. В «Мастерской Деда Мороза».
Беседа «Традиции празднования Нового года в странах мира». Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий на новогоднюю тему. Подбор материала разного происхождения для изготовления поделок. Изготовление елочных украшений: «Зайчики», «Снежинки», «Звездочки», «Фонарики», «Подвески». Оформление новогодних масок по интересам детей. Работа над дизайном новогодних панно, открыток.
Тема 7.Креативные поделки.
Подбор материала для игрушек-сюрпризов. Проявление своего «Я» в использовании различных материалов.
Тема 8. Экскурсии в выставочный зал, ЦДТ.
Тема 9. Итоговое занятие
Оформление итоговой выставки творческих работ. Награждение детей по итогам года.
Учебно-тематический план для 1 класса (34 часа)
№
Темы
кол-во
примечания
п/п
часов
1
Вводное занятие. Начало творческого пути.
1
2
Материалы, инструменты, правила охраны труда и техники
1
безопасности
3
Работа с бумагой. Аппликация. Поздравительные открытки.
6
4
Бумажная пластика.
9
5
Изготовление сувениров из нетрадиционных материалов.
5
6
В мастерской Деда Мороза.
3
7
Креативные поделки.
6
8
Экскурсии.
2
9
Итоговое занятие.
1
Итого:
34
Учебно-тематический план для 2 класса (34 часа)
№
Темы
кол-во
примечания
п/п
часов
1
Вводное занятие. Материалы, инструменты, правила охраны труда и техники безопасности.
1
2
Работа с бумагой. Аппликация. Поздравительные открытки.
7
3
Бумажная пластика.
9
4
Сувениры из нетрадиционных материалов.
5
5
Зимние узоры.
3
6
Креативные поделки.
6
7
Экскурсии.
2
8
Итоговое занятие.
1
Итого:
34
Учебно-тематический план для 3 класса (34 часа)
№
Темы
кол-во
примечания
п/п
часов
1
Вводное занятие. Материалы, инструменты, правила охраны труда и техники безопасности.
1
2
Работа с бумагой. Аппликация. Поздравительные открытки.
7
3
Бумажная пластика.
10
4
Сувениры из нетрадиционных материалов.
5
5
Зимние узоры.
3
6
Креативные поделки.
5
7
Экскурсии.
2
8
Итоговое занятие.
1
Итого:
34
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса в 1- 3-х классах обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать но выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебных пособиях и журналах.
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-определять последовательность событий;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Учебно – методическая литература для учителя
№
Автор, название пособия, год издания
Вид пособия
1.
Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа/ под ред. Н.И.Роговцевой. - М.: Просвещение, 2011. – 110 с.
Методическое пособие для начальной школы
2
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Пособие для учителя
3
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
Учебная литература для учащихся
№
Автор, год издания
Вид пособия
1.
Денисова Л. Игрушки на елку М: ООО «Хатбер-пресс» 2007г. (Выпуск 1, 2, 3)
2.
Толстов С.М., Чижова Е.В. С нежностью к маме. Подарки своими руками. М: ООО Атберг 98, 2006г.
3.
Уолтер Х. Узоры из бумажных лент. Пер. с англ.-М.: Издательство «Никола-Пресс», 2006г.