kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Сжатое изложение с элементами сочинения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

отработать навыки подготовки к экзаменам (определение стиля речи, типа текста, составление плана, выявление основной мысли произведения, выявление смысла заглавия),

сформировать активную жизненную позицию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Сжатое изложение с элементами сочинения»

Готовимся к ОГЭ.

План - конспект индивидуально - группового занятия по русскому языку

в 9 "А"классе

Учитель Комарова Лариса Александровна

Тема: Сжатое изложение с элементами сочинения

Цели:

отработать навыки подготовки к экзаменам (определение стиля речи, типа текста, составление плана, выявление основной мысли произведения, выявление смысла заглавия),

сформировать активную жизненную позицию.

I Cлово учителя.Сегодня мы вновь проводим работу по развитию речи, готовимся к изложению и начнем писать его.
Каковы цели нашего урока? (отвечают ученики)

1) подготовиться к экзамену

Готовимся мы по специальным сборникам. Тексты на какие темы содержатся в нем? (патриотические, нравственные)

Зачем? (помогают нам сформировать свои представления по разным вопросам жизни, свою точку зрения, сформировать характер, помогают стать людьми)

Какова наша следующая цель?

2) выявить, какую проблему поднимает автор, какой вопрос пытается решить?

Мы обратили внимание, что в одних текстах ставятся вопросы, а в других даются ответы. Почему? (прежде, чем дать нам готовый рецепт, заставляют нас самих подумать, поискать выход)

Вспомним,- Из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине? (Песков «Святые места» №45)- Из любви к родному краю, родной речи, к семье, к жилищу, к школе, уважения к людям (Д.Лихачев «Любовь, уважение, знание…» №33)

Какие вопросы Д.Гранина остались без ответа? (очерк «О милосердии» №24 с.58)

- В чем видите причины снижения нашей отзывчивости? Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?
Какова третья цель нашего занятия?

3) порассуждать над предложенной проблемой, найти выход из нее.

2. Подготовка к работе над текстом.

Итак, мы выяснили, что люди утратили взаимопонимание, что уровень отзывчивости снижается.

Попробуйте предположить, что ждет наше общество в будущем, если ситуация не изменится. Как будут жить люди? Как будут относиться друг к другу? Будут ли сами ждать помощи? Какое настроение будет преобладать?
Какими словами можно выразить равнодушие друг к другу? (отстань, не мое дело, не твое дело)

3. Работа над текстом. «Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело» Ф.Д.Кривина.Напомним, что делаем при первом чтении (определяем стиль и тип текста, набрасываем план)

Чтение №1

Беседа:

1)К чему привело равнодушие? (исчезли улыбки, радость, друзья; началась эпидемия)

2)Почему люди говорили: «Не твое дело»? (уже не ждали помощи, потому что не помогали никому сами)
3)Обратите внимание, пред нами «полусказки».

4)Как вы понимаете этот жанр? (сказочные персонажи в сказочных обстоятельствах, но подобные ситуации бывают и в жизни)
5)Сказки рассказывают. Докажите, что это произведение тоже рассказывается.
( «Уверяю Вас…»)
6)Приведите примеры проявления равнодушия из жизни. Есть ли равнодушные среди нас? (кого-то бьют, люди идут мимо; отнимают деньги или телефон - проходят мимо; видят, что кто-то забыл какую-то вещь, ничего не скажут ему, не принесут, не говоря уже о деньгах; кто-то несет тяжелую сумку, но не даст помочь? в школе не ходят на мероприятия, не защищают честь класса на конкурсах, не ходят на выборы и т.д.)

7)Какого типа этот текст? (повествование)
8)О чем повествуется в тексте? (Это рассказ об эпидемии в одном городе.)


Составление предварительного плана.

1. В городе потеряли улыбку:
2. Ученые изучают причины;
3. Болезнь прогрессирует
4. В городе появляется Лесоруб
5. Помощь Лесоруба утопающему, маленькому старичку:
6. Появление улыбки;
7. Причина болезни найдена. Болезнь побеждена.


К какому стилю речи принадлежит? Докажите. ( к художественному)

Образы:

1) Жители города «толпа», среди них утопающий, маленький старичок.
Их много, но каждый отдельно очень маленький, беспомощный.

2) Доктора. Как их зовут? Касторка, Стрептоцид, Пенициллин. Это названия лекарств. Какие причины эпидемии они находят? (желудочного, простудного характера)
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Таким образом, существует физическое, психическое, социальное, нравственное здоровье.
Какое здоровье хотели восстанавливать доктора из этого города? Физическое. А какое надо? Нравственное.
Хотели ли доктора победить болезнь? (Нет, они равнодушны, «не мое дело», план работы больницы на весь год)

3) Лесоруб. Какой он? Молодой, веселый. Что подчеркивает автор, наделяя его именем по профессии? Какими чертами должен обладать представитель этой профессии? (сильный, здоровый) Зачем рубит лес? (для людей, на дрова, строительство и т.д.- т.е. помогает людям)

Изобразительно- выразительные средства.

Эпитеты: загадочная болезнь, угрожающий характер, приветливые, дружелюбные слова, молодой Лесоруб, ответил мрачно, маленький старичок, гордый, веселый парень, интересное дело, улыбающиеся лица.

Элементы других стилей:

Разговорного (герой - простой человек): ишь ты, сил побольше твоего, люди подсобят.
Научного (представители медицины): желудочного, простудного характера, эпидемия.
Официально - делового: закрыть глаза на факты.

Синтаксис (сложноподчиненные, бессоюзные предложения, сложные синтаксические конструкции, диалог)
Правописание каких знаков препинания нужно повторить?

Зачем мы определяли тип текста и стиль речи?
(Чтобы сохранить их особенности в своем тексте).

Обратите внимание на заглавие. Что в нем отражено? (основная мысль)
Как еще можно озаглавить текст? («Странная болезнь», «Загадочная болезнь», «Сам себе на радость никто не живет», «Не устоять худу против добра» и др.)
Выберите из пословиц и поговорок те, которые подходят к тексту (пословицы на самые разные темы раздаются на каждом уроке подготовки к изложению ).

3. Выводы.

Мы увидели, к какому результату может привести равнодушие. Общество развалилось. Люди перестали общаться, постепенно отделялись, отдалялись друг от друга. Без общения невозможно человечество.
Какой выход подсказывает нам Феликс Давыдович Кривин?

- не будьте равнодушными,
- пусть вам до всего будет дело,
- улыбайтесь,
- делайте интересные дела.

Посмотрим на задание.

Понятно ли, о чем рассказ?
Сможете ответить на вопросы задания?

Чтение №2

Уточнение плана, редактирование первого варианта.

Чтение №3

Окончательное редактирование, переписывание в чистовик.





Приложение

Рассказ о лесорубе, которому до всего было дело

В старину в одном городе люди потеряли улыбку...

Уверяю вас, что это очень страшно, гораздо страшнее, чем кажется на первый взгляд.

Никто не знал, откуда взялась эта загадочная болезнь, и местные светила науки изо дня в день изучали причины ее возникновения.

- Очевидно, это что-то желудочное, - говорил доктор Касторка.

- Нет. Нет, нет... Скорее это явление простудного характера, - возражал ему доктор Стрептоцид.

- Чепуха! - категорически заявлял профессор Пенициллин. (Злые языки утверждали, что именно это магическое слово принесло ему профессорство.)

Между тем болезнь с каждым днем принимала все более угрожающий характер. Люди забыли о весне, о солнце, о друзьях, и на улицах вместо приветливых и дружелюбных слов только и слышалось:

- Не твое дело! Не суй свой нос! Иди своей дорогой!

И как раз в это трудное время с гор спустился молодой Лесоруб. Подходя к городу, он увидел человека, который барахтался в реке, силясь выбраться на берег.

- Тонешь? - спросил Лесоруб, собираясь броситься на помощь.

- Не твое дело, - мрачно ответил утопающий и ушел под воду.

Лесоруб больше не стал тратить время на разговоры, а бросился в реку и вытащил человека на берег.

- Ты что же это сопротивляешься, когда тебя спасать хотят? Смотри, чудак, так и утонуть недолго.

- Да кто ж тебя знал, что ты всерьез спасать надумал? У нас это не принято.

Пожал плечами Лесоруб и отправился в город.

На одной из улиц дорогу ему преградила огромная толпа народа. В центре толпы маленький старичок трудился над опрокинутой телегой и никак не мог поставить ее на колеса.

- Давай-ка, дед, вместе! - сказал Лесоруб. - Одному-то тебе не под силу.

- Не твое дело, - буркнул старик, не поднимая головы.

- Ишь ты, гордый какой, - засмеялся Лесоруб. - У меня-то сил побольше твоего. А вдвоем не справимся - люди подсобят: вон их сколько собралось тебе на подмогу.

При этих словах толпа начала расходиться. Задним уйти было легко, а передним - труднее, и они волей-неволей взялись помогать старику.

Вскоре в городе только и разговоров было что о молодом Лесорубе. Говорили, что он во все вмешивается, о каждом хлопочет, что ему до всего дело. Сначала к этому отнеслись с улыбкой (это была первая улыбка, появившаяся в городе за время эпидемии), а потом многие захотели составить Лесорубу компанию, потому что он был веселый парень и делал интересное дело.

Однажды утром профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово "чепуха" застряло у него в горле: на улице он увидел сотни улыбающихся лиц. Однако борьба с эпидемией была в плане работы больницы на весь следующий год, поэтому профессор решил закрыть глаза на факты. Он уже открыл рот, чтобы сказать: "Не мое дело", но его перебил Лесоруб, который как раз в это время входил в Зал заседаний:

- Пожалуйста, профессор, не произносите этой фразы: ведь она и есть причина заболевания, которую вы так долго искали.

Так кончилась эпидемия.

Лишь только у жителей города исчезла из употребления фраза "Не твое дело", к ним тотчас вернулась улыбка, они стали веселыми и счастливыми.

А Лесоруб ушел в горы - у него там было много работы.


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Сжатое изложение с элементами сочинения

Автор: Лариса Александровна Комарова

Дата: 31.01.2020

Номер свидетельства: 538033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок русского языка в 9 классе Тема: Изложение с творческим заданием  (урок с использованием технологий РКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(121) "urok-russkogho-iazyka-v-9-klassie-tiema-izlozhieniie-s-tvorchieskim-zadaniiem-urok-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-rkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "112226"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408442078"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урок русского языка в 7-8-м классе по теме: "Изложение с элементами сочинения ""
    ["seo_title"] => string(79) "urok_russkogo_iazyka_v_7_8_m_klasse_po_teme_izlozhenie_s_elementami_sochineniia"
    ["file_id"] => string(6) "603216"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648116761"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа элективного курса "Приемы сжатия текста" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-eliektivnogho-kursa-priiemy-szhatiia-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "128798"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415561561"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Программа и тематическое планирование по русскому языку для 9 класса по учебнику Тростенцовой Л.А. "
    ["seo_title"] => string(109) "proghramma-i-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-uchiebniku-trostientsovoi-l-a"
    ["file_id"] => string(6) "108285"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403639279"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства