Учитель: Киосева Е.Н.
Программа: Примерная программа основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2006).
Учебник: «Русский язык. Учебник для 9 класса» / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2013.
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (авторы: Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2009).
В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что доминирующая идея примерной программы - интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся - не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавания русского языка считает организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.
Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.
Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2013.
Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2005.
Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.
Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.
Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.
Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2004. Для учителя
Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2004.
Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.
Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.
Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение,
2005.
Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.
Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.
Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2015 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006.
ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 224с. – (ГИА-2015. ФИПИ – школе)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи - 12 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК |
№ | дата | Тема урока | ЦЕЛИ УРОКА Элементы содержания | Повторение изученного материала | Работа по развитию речи | Подготовка к ГИА | Домашнее задание |
РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. |
1. | | Основные формы существования национального русского языка | Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык - единство его различных форм (разновидностей) | Лексикология. Лексические средства художественной выразительности. | Анализ текстов Д. Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся. | С2 + образовательные ресурсы сети «Интнрнет» по теме | Объяснить разницу между понятиями, выраженные словами «русский язык» и «русский литературный язык». Выскажите ваше отношение к современному молодежному сленгу |
2. | | Понятие о литературном языке | Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы | Орфоэпические нормы (минимум 5-8 кл) | Составить развёрнутое высказывание по таблице «Разнообразие лексического состава русского языка» | С1 + образовательные ресурсы сети «Интнрнет» по теме | Подготовить устное сообщение «Какое место занимает литературный язык в общей системе русского языка?» С какого времени, по вашему мнению, литературный язык можно считать современным? |
3. | | Входная контрольная работа | | | | | |
РАЗДЕЛ II ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ. |
4. | | Р/Р. Анализ контрольной работы. Устная и письменная речь. Монолог и диалог | Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности | Знаки препинания при прямой речи. | Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования» | В4 | Написать письмо другу, используя памятку (упр. 12). Прислушайтесь к диалогам на улице, составьте текст «Подслушанный диалог», передайте специфику звучащей речи |
5. | | Р/Р. Стили речи | Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей | Типы речи. Знаки препинания при вводных словах. | Составить план учебной статьи. | С2 | § 3, упр. 27 |
6. | | Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами | Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них | Способы выражения предикативной основы. Виды сказуемог. | Редактирование предложений. Создать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка | В3, В6 | Упр. 31 |
7. | | Предложения с обособленными членами | Предложения с обособленными второстепенными членами | Синтаксические синонимы | Определение стиля и типа речи. | В2 В4 | Упр. 37 |
8. | | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | Безударные гласные в корне слова: Проверяемые, Непроверяемые Чередующиеся | Составить текст с использованием предложенных вводных слов, предложений и вставных конструкций. | А5 | Упр. 39 |
РАЗДЕЛ III СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 53 Ч |
9. | | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса | Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения | Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные) | Развёрнутое высказывание в научном стиле по таблице «Основные виды сложных предложений» | В6 | § 7. Диктант с продолжением (микросочинением на экологическую тему). Продолжить записанный на уроке под диктовку текст. Подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях |
10. | | Союзные и бессоюзные предложения | Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях | Правописание приставок: неизменяемых ПРЕ-, ПРИ На –з-с Раз-рос | Конструирование предложений по схемам ПП-ССП-СПП-БСП-СП с разными видами связи. | А6 | § 8, упр. 51. Упр. 52 |
11. | | P.p. Сочинение-рассуждение о природе родного края (обучающее) | Запись своих размышлений по поводу… Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Средства художественной выразительности: Фонетические Лексические Синтаксические Грамматические | Создать текст-рассуждение публицистического стиля, используя языковые средства: экспрессивную лексику, многозначные слова, формы повелительного наклонения глагола, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля. | А2-А3 С2 | Сочинение-рассуждение по предложенному тексту |
12. | | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | Знаки препинания и их функция. Знаки препинания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания Уметь интонационно оформлять сложные предложения с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания | Композиция текста-рассуждения. | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений Создание устного сочинения-рассуждение в научном (публицистическом) стиле о функциях знаков препинания в предложении. | С2 | §9, 10. Упр. 59. |
13. | | Сложносочиненные предложения. Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений . | Буквы З, С в приставах; Ь после шипящих на конце слов. | Наблюдения над значением сочинительных союзов. Конструирование предложений по схемам | В7 | §11,12, упр. 62 |
14. | | Средства связи частей сложносочиненного предложения, основные группы ССП по значению и союзам | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами. Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями СПП и способы их выражения: | Морфологические признаки существительных, прилагательных; буквы О, А на конце наречий. | Диктант «Проверяю себя». Развёрнутое высказывание в научном стиле с элементом рассуждения на тему: «Группы сложносочиненных предложений» | В7 | §13-15. Работа по группам: 1 группа - упр. 64 2 группа -упр. 65 3 группа -упр. 68 |
15. | | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами. Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, , различать СПП с союзом И и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И | Фонетическая транскрипция. | Творческий диктант. Составление ССП с разными средствами связи его частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи. | А4 | Прочитать стихи И. Никитина, соблюдая правильную интонацию. Почему поэт часто употребляет ССП с союзом И? Какова роль этого союза в поэтическом тексте? |
16. | | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Смысловые отношения между частями ССП Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения | Различение союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЗАТО и самостоятельных частей речи с частицей ЖЕ и предлогом ЗА. | Синтаксический, пунктуационный разбор. Работа по составлению сложносочиненных предложений с предложенными общими второстепенными членами | В1 В2 | §16, упр.73 |
17-18. | | P.p. Сочинение-рассуждение публицистического характера (контрольное) | Работа с газетным текстом или текстом из сборника изложений. Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Простой план. содержания по плану), нормами правописания | Композиция текста-рассуждения. Средства выразительности публицистического стиля. | Сочинение-рассуждение | С2 | Комплексный анализ предложенного текста. |
19. | | Синтаксический и пунктуа- ционный разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в ССП | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП. | Служебные части речи. Правописание производных предлогов и производных союзов | Взаимодиктант. Написать сочинение-миниатюру «Наступление зимнего вечера». | В5 | Повторить изученное по теме «Сложносочиненные предложения», используя контрольные вопросы на с. 47. Выписать из статей учебника литературы ССП с соединительными, разделительными, противительными союзами |
20 21. | | Контрольная работа | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Сложносочинённое предложение. | Диктант +тест Воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма | В7 | Работа в сборниках тестов под редакцией Сениной |
22 | | Сложноподчиненные предложения. Понятие о сложноподчиненном предложении. СПП, его грамматические признаки | Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания | Односоставные предложения; правописание Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий. | Составить план параграфа, проиллюстрировать пункты плана своими примерами | А7 В6 В7 | § 18, упр. 85 |
23 | | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложно-подчиненном предложении | Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять ССП | Н, НН в суффиксах причастий, наречий | Комментированное письмо. Составить схемы сложноподчиненных предложений. Составление СПП по предложенным схемам | В7 | §19, упр. 89. |
24 | | P.p. Сжатое изложение текста публицистического характера. (обучающее) | Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи | Публицистический стиль речи. средства выразительности текста публицистического стиля. Средства и способы связи предложений в тексте. Роль вводных слов в тексте-рассуждении. Группы вводных слов по значению. | Изложение с элементами сочинения-рассуждения Сжатие разными способами лингвистического текста (Л. Успенский «Слово о словах») | А1 - А3 С1 | Комплексный анализ предложенного текста. |
25 | | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова | Правописание составных союзов и приставок | Конструирование СПП | А5-А6 В7 | §20, упр. 97 |
26 | | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении | Место придаточного в СПП. Главное предложение с указательным словом. Пунктуационные и синтаксические нормы | Местоимение, наречие. Морфологические признаки. Роль в предложении. | Синтаксический и пунктуационный разбор. | А6-А7 В6-В7 | §21, упр. 105 |
27 | | Основные группы сложноподчиненных предложений. СПП с придаточными определительными. | Основные группы сложноподчиненных предложений по значению и строению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Чередующиеся гласные О, А в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ –ГОР-, -ГАР-. | Синонимичная замена СПП с придаточным определительным на простые с обособленным определением. Конструирование СПП разных видов, интонационное и пунктуационное оформление | А5 В7 | §22, упр. 115 |
28 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Различение на письме слов ЧТОБЫ и ЧТО БЫ. Знаки препинания при уточняющих обстоятельствах. | Составить описательную миниатюру с СПП с придаточными определительными. Подбор синтаксических синонимов к СПП (ПП с различными видами определений) | В4-В6 | § 22. Выписать из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» афоризмы с придаточными определительными |
29 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Место придаточных изъяснительных СПП. | Виды дополнений. Способы выражения прямого дополнения. | Конструирование предложений по схемам | В4 В7 | §23, упр. 119 |
30 | | Сложно-подчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы | Безударные гласные в корне слова: Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся | Составить повествовательную миниатюру с изъяснительной конструкцией. Подбор синтаксических синонимов к предложениям с прямой речью. | А5 В7 | §23. Выписать из статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (от слов: «Это - тонкая, умная, изящная и страстная комедия...») 6 СПП с придаточными определительными и изъяснительными, в которых бы характеризовались Чацкий, его сторонники и противники |
31 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. Синонимия простых и сложных предложений | Основные виды обстоятельств; правописание приставок ПРИ-, ПРЕ. | Выразительное чтение СПП с придаточными времени и места, сопоставление с определительными придаточными с союзными словами «где», «откуда», «куда» | А6 В7 | §25, 26, упр. 128 |
32 | | СПП с придаточными времени и места | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | Н и НН в причастиях, отглагольных, отпричастных отымённых прилагательных. | «Специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточных определительных» | А7 В7 | Упр. 130 |
33 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия | Структура СПП с придаточными условия, причины, следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным | Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова | Синтаксический, пунктуационный разбор. Включить условные конструкции в рассуждение на заданную тему, | А2 В7 | §26. Упр. 141. |
34 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели | Средства связи придаточного с главным. Знаки препинания в СПП с придаточными уступки, цели | Ь Виды. Правописание. Смягчающий Разделительный грамматический | Конструирование предложений с этими видами придаточных, выразительное чтение, употребление в речи, синонимическая замена, выявление общего между СПП с придаточным уступительным и ССП с противительными союзами. | А4 В7 | §26, упр. 153. |
35 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени | Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом. | Правописание согласных в корне слова: проверяемых непроверяемых непроизносимых | Конструирование предложений по данным схемам с разными формами сравнения. | А4 В7 | §27, упр. 165 |
36 | | Различные способы выражения сравнения | Отличие СПП с придаточными сравнительными от простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения, | Роль букв ЕЁЮЯ в слове. Транскрипция Сильная и слабая позиция гласных звуков. | Творческое списывание. Конструирование предложений по данным схемам с разными формами сравнения. | А4 В7 | Придумать предложения с различными способами выражения сравнения |
37 | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения» | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП | Транскрипция. Слабая позиция гласных звуков после шипящихи Ц. | Написать небольшое сочинение-рассуждение о родном крае с использованием СПП с придаточными разных видов. | А4 В7 | Устное сообщение на лингвистическую тему в научном стиле «Виды придаточных предложений» |
38-39 | | P.p. Сжатое изложение текста публицистического стиля (контрольное) | Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в публицистическом стиле | Средства выразительности текста публицистического стиля. Средства и способы связи предложений в тексте. | Изложение с элементами сочинения-рассуждения | С1 | Комплексный анализ текста |
40 | | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | Правописание НЕ с различными частями речи. | Объяснительный диктант. Синонимичная замена предложений. | А7 В8 | §28. Упр. 172 |
41 | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | Способы выражения грамматической основы. Виды сказуемого. Нулевая связка | Синтаксический и пунктуационный разбор. Конструирование СПП | В3 В6 В8 | §29. Упр. 182 |
42-43 | | Контрольная работа | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП | Виды СПП. Оформление СПП на письме. | Комплексный анализ текста | | Комплексный анализ текста. |
44 | | Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП | Бессоюзные предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП | Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. | Составление предложений по схемам | В5 В9 | §31-32. Записать 5-6 пословиц (поговорок или афоризмов), представляющих собой БСП |
45 | | Бессоюзные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. | Обособленные приложения. | Осложненное списывание Выразительное чтение БСП. Конструирование БСП | В5 В9 | §33. Упр. 193 |
46 | | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Двоеточие в простом предложении | Прочитать отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» от слов: «Там чудеса...». Ответить на вопросы: «Почему после зачина строфы стоит двоеточие?», «Какую роль оно выполняет?», | В3 В6 В9 | § 34, упр. 198 |
47 | | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | Разделительная и выделительная функция тире в простоим предложении | Составить и записать тезисный план параграфа, проиллюстрировать своими примерами | В3-В5 | § 35. Найти в 1 действии комедии «Недоросль» бессоюзные предложения. Выписать их и объяснить постановку знаков препинания |
48 - 49 | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение». Синтаксический и пунктуаци онный разбор бессоюзного предложения - | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора | Фонетическая транскрипция. | Конструирование БСП | А4 В9 | Контрольные вопросы и задания на с. 139. Подобрать из художественного произведения 2 БСП с многозначными отношениями между частями |
50-51 | | Контрольная работа | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора | Бессоюзное предложение. | Воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма | В9 | Подготовить устное сообщение в научном стиле на лингвистическую тему: «Функция двоеточия в простом и СП», «Функция тире в простом и сложном предложении» |
52-53 | | P.p. Сочинение-рассуждение публицистического характера (контрольное) | Работа с газетным текстом или текстом из сборника изложений. Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Простой план | Композиция текста-рассуждения. Типы рассуждений. | Сочинение | С2 | Работа в сборнике тестов под редакцией Сениной. |
54 | | Сложные предложения с различными видами связи | Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Виды подчинения. | Составление предложений по схемам. | В8 | §37. Упр. 212. |
55 | | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания.Сочинительные и подчинительные союзы | Лексическое значение слова. | Творческий диктант. Конструировать сложных предложений с разными видами связи. | А2 | §38. Упр. 217. |
56 | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи | Виды связи слов на уровне предложения: предикативная, сочинительная, подчиниельная. Классификация словосочетаний по главному слову, по зависимому (СУП) | Предупредительный диктант Воспроизведение аудируемого текста в соответствии с нормами письма. | В2 В7-В9 | Подготовить сообщения по темам (на выбор): «Все народы меняются словами» (В. Белинский), «Устаревшие слова как живые свидетели истории», «Русский язык может, как жизнь, обогащаться ежеминутно» (Н. Гоголь) |
57 - 58 | | P. p. Сжатое изложение с элементами Сочинения (контрольное) | Работа с текстами сборника для подготовки к экзамену: анализ текстов, объединенных одной проблемой. | Средства выразительности текста публицистического стиля. | Изложение с элементами сочинения-рассуждения | | Написать сочинение к одному из текстов |
59 | | Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей | Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей,. | Синонимы Антонимы Виды омонимов | Составить словарную статью для толкового словаря. | В1 В7-В9 | Подготовить устное сообщение на выбор: «В. И. Даль -известный русский лексикограф», «Д. Н. Ушаков - составитель толкового словаря» |
60-61 | | Язык художественной литературы | Язык художественной литературы: цели, функции, языковые средства и средства художественной выразительности. | Слова и конструкции грамматически не связанные с членами предложения. | Проанализировать научный текст и текст художественной литературы. | А4 В1-В9 | Проанализировать текст любого произведения (стихотворение, фрагмент прозы |
62 | | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография | Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма | Обособленные члены предложения. Способы сжатия. | Зачет «Орфоэпический и грамматический минимум» Делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста, | А1-А4 В1-В9 | Списать, обозначить орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий, определить стиль текста. Свой выбор аргументировать |
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ЗА КУРС 5-9 КЛАССОВ |
63 | | Лексика. Морфемика. Словообразование | Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразо-вательный анализ | Обособленные члены предложения. Виды переработки текста: | Комплексный анализ текста. Произвести синонимическую замену слов, употребляя в речи сининомы, антонимы, фразеологизмы. | Реферат С1 | Составить предложения с данными словами (из словаря) |
64 | | Морфология и орфография | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий | Композиция текста-рассуждения. Лексические, синтаксические, грамматические средства выразительности текстов публицистического стиля. | Реферат предложенного текста. Сжатый пересказ текста по реферату. Наизусть высказывания о языке (предположительно: фразы из С2 ГИА) | С2 | Списать, графически обозначить орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий |
65 | | Орфография и пунктуация | Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания | Пунктограммы | Устное сообщение «Что общего и в чем разница между простым и сложным предложением?» Рассказ о функции знаков препинания. | А1-А4 В1-В9 | § 46, 47. Упр. 278, списать, расставляя пропущенные знаки препинания |
66-67-68 | | Контрольная работа и ее анализ | Изложение + комплексный анализ текста+ тестирование+сочинение-рассуждение. | Демоверсия ГИА | Воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма | С1 А1-А4 В1-В9 С2 | |