развить представление о ценности осознанного нравственного поведения человека.
Задачи:
- показать, что понимание между людьми является важной составляющей человеческого счастья, а стремление к пониманию есть регулятор поведения человека в обществе;
- вызвать эмоциональный отклик на нравственную норму;
- познакомить с нравственным опытом человека и общества;
- организовать накопление нравственного личностного опыта подростков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Счастье быть понятым »
Этическое занятие в 7 классе
«Счастье быть понятым»
Смольянинова С. А. учитель физики и математики.
МОУ «Липицкая СОШ»
Цель:
развить представление о ценности осознанного нравственного поведения человека.
Задачи:
- показать, что понимание между людьми является важной составляющей человеческого счастья, а стремление к пониманию есть регулятор поведения человека в обществе;
- вызвать эмоциональный отклик на нравственную норму;
- познакомить с нравственным опытом человека и общества;
- организовать накопление нравственного личностного опыта подростков.
Ход занятия:
Приветствие
- Рада приветствовать вас, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Надеюсь, что сегодня у нас состоится конструктивный диалог, основанный на понимании и доверии друг другу.
Вовлечение в диалог
- Все из нас знают, что существует детский юмористический киножурнал «Ералаш». Его авторы через юмор и шутку предлагают своим зрителям задуматься о важных, серьезных вещах. Давайте посмотрим один из сюжетов этого киножурнала.
Демонстрация сюжета «Ералаш» («Три желания»)
- Скажите, как выглядит мальчик после того, как джин исполнил его желания?
(недовольным, несчастным).
- Почему мальчик кажется нам несчастным?
(потому, что джин его не понял)
- Вспомните, а в вашей жизни были такие ситуации, когда вы чувствовали себя несчастными из-за того, что вас не поняли?
(ответы детей)
- Как вы думаете, на какую тему я хочу сегодня с вами поговорить?
(ответы детей)
- Совершенно верно. Тема нашего занятия «Счастье быть понятым»
Вывод на проблему
- Почему человеку важно, чтобы его понимали?
(ответы детей)
- Когда человека понимают, ему становится легче общаться с людьми, он преодолевает стеснительность, становится увереннее в себе, он становится лучше, он становиться счастливее. Великий китайский философ Конфуций писал: «Счастье - это когда тебя понимают».
- Что значит «понять» человека?
(ответы детей).
- А теперь давайте посмотрим, как в Словаре Ожегова толкуется значение слова «понять»:
«Понять – уяснить значение чего-нибудь, смысл чьих-нибудь слов, поступков».
- Понять другого не всегда легко, а порой бывает очень стыдно из-за возникшего непонимания.
Развитие диалога
- А сейчас я прочту вам рассказ.
Пойми меня.
На дворе стоят ноябрь. Погода, как и положено для этого времени года, установилась морозная. Но снега еще не было. В то время я еще не водила сама машину и мне часто по делам приходилось ездить в районный центр на рейсовом автобусе.
Вечерело. Последний автобус подъехал к вокзалу за полчаса до отправления и открыл свои двери. Народ быстро позанимал места, но шофер не спешил в путь. Нужно было дождаться электричку из Москвы, на которой всегда возвращалось домой большое количество жителей близлежащих деревень и дачных поселков.Поначалу никто не обратил внимания на паренька в военной форме, который тихо вошел в автобус и присел у окошка у самого выхода.Все с нетерпением посматривали на часы. И вот электричка медленно подползла к вокзалу. Толпа пассажиров высыпалась на платформу и двинулась в сторону ожидающих автобусов. Очень быстро в нашем автобусе стало тесно. Пожилая женщина в спортивной одежде и с объемной сумкой ловко запрыгнула по ступенькам в салон и остановилась около паренька. Не долго думая, она потребовала уступить ей место. Молодой человек посмотрел на нее и молча отвернулся к окну. Это только раззадорило женщину. Она громко заговорила о том, что сегодня молодежь не воспитанная, не уважает старших т.д. Многие одобрительно кивали головой, соглашаясь с ней. По автобусу прокатилась волна недовольства и осуждения.
- Ребята, я хочу прерваться и спросить вас: как вы думаете, чем закончилось происходящее?
(ответы детей).
- А сейчас дослушайте рассказ до конца.
Парень в конце концов не выдержал. Молча, не глядя окружающим его людям в глаза, он встал и, опираясь на никем незамеченную раннее трость, вышел из автобуса. Мгновенно все утихли. Через несколько минут автобус двинулся в путь, без паренька.
Приближалась моя остановка. Я начала потихоньку пробираться к выходу. Мой взгляд невольно остановился на том месте, где сидел юноша. Место до сих пор оставалось пустым…
- Надеюсь, этот рассказ помог вам осознать, что порой понять другого очень сложно, но к этому обязательно нужно стремиться.
- Д.И.Писарев писал: « Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость».
- Часто ли вы мысленно ставите себя на место другого человека?
(ответы детей).
- Помогает ли это лучше понять человека? Почему?
(ответы детей).
- А сам человек должен стремиться к тому, чтобы его понимали?
(ответы детей).
- Как вы считаете, что должен делать человек, чтобы его лучше понимали окружающие?
(ответы детей).
- Очень важно стараться не замыкаться в себе, а быть активнее в общении, участвовать в общей жизни класса, просто чаще доброжелательно разговаривать с родителями, одноклассниками, учителями, друзьями. Избегайте привлекать к себе внимание не лучшими способами, не хитрите, старайтесь быть самим собой. Учитесь слушать других.
Обращение к собственному опыту.
1) - Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить следующее задание: разделите предложенные слова на две части. 1-ая часть: качества, которые помогают понимать людей при общении. 2-ая часть: качества, которые мешают понимать людей при общении.
2) - А теперь попытайтесь написать, мысленно посмотрев на себя со стороны, свои основные проявления в общении с людьми. Только постарайтесь быть объективными (дети выполняют задание, затем по желанию знакомят класс с результатом своей работы).
- У кого полностью перечень проявлений в общении с окружающими людьми совпал с первой частью задания №1? Видите, ребята, нам нужно еще работать над собой, чтобы научиться понимать друг друга.
Кульминационный момент.
– А сейчас попробуем определиться: с чего каждому из вас стоит начать в своей работе над собой для развития умения понимать других и для того, чтобы тебя понимали. Выберите из приведенных изречений известных людей наиболее важное для себя, запишите его себе в тетрадь, а ответ обоснуйте (устно).
«Простота. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» (Л.Н.Толстой)
«Избегай постыдного» (Хилон)
«Посмеяться над собой – не бойтесь, самокритика так же необходима, как необходимо умываться» (М.Горький)
«Кто легко склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего, не уважает себя» (Ф.М.Достоевский)
«Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой» (М.Ю. Лермонтов
Финал
- А сейчас я попрошу вас составить синквейн на тему «понимание». Напомню, что синквейн - это японское стихотворение, состоящее из 5 строк:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна (понимание).
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль (полное, взаимное).
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы (помогает, направляет, улучшает).
4 строка – фраза, несущая определенный смысл (счастье – это когда тебя понимают).
5 строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом (счастье).
(дети под музыку составляют синквейн и озвучивают его по желанию)
- «Счастье – это когда тебя понимают». А раз тебя понимают, значит, жизнь твоя будет наполнена смыслом. Понимание – это нравственная категория, над которой мы работаем всю жизнь и надо много-много потрудиться, чтобы быть понятым, чтобы быть счастливым. Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будет счастье.
(если останется время)
- Хочу поиграть с вами в игру «Пойми меня».
Я буду словесно объяснять вам значение определенного слова. Упор буду делать на признаки этого предмета, явления и т.д. Прямо слово называть не буду. Вы должны догадаться, о каком слове идет речь.
Слова для работы: дружба, понимание, счастье.
Дружба: она бывает крепкой, настоящей, мужской, женской и т.д.; она проверяется годами; она подразумевает близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов; она имеет один корень со словом «дружить».
Понимание: способность осознавать что-либо; без него люди не могут быть счастливыми; оно может быть полным и взаимным; без него не решишь задачу; оно имеет один корень со словом «понимать».
Счастье: состояние удовлетворения от жизни, когда человек чувствует радость; оно бывает разным: семейным, профессиональным, родительским и т.д.; оно бывает долгим или мимолетным; человек борется за него всю жизнь; оно имеет один корень со словом «счастливый».