Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по Сценической речи.»
Урок по сценической речи для детей 7-10 лет (40 минут)
Тема: Основы сценической речи – дыхание, дикция, выразительность
Цель урока: Развитие правильного дыхания, артикуляции, четкости речи и интонационной выразительности.
Ход урока:
1. Введение (5 минут)
Беседа с детьми:
Что такое сценическая речь? (Обсуждение, что речь на сцене должна быть четкой, громкой, выразительной).
Для чего нужно хорошо говорить? (Примеры из мультфильмов, театра, сказок).Игра «Эхо»: Ведущий говорит слово громко и четко, дети повторяют сначала шепотом, потом обычным голосом, затем громко.
2. Разминка (10 минут)
1) Дыхательная гимнастика (3-4 минуты)
«Шарик»: Надуваем воображаемый воздушный шар (глубокий вдох носом, медленный выдох через рот).
«Свеча»: Представляем свечу и дуем на нее, сначала слабо (чтобы пламя покачалось), затем сильно (чтобы потушить).
2) Артикуляционная гимнастика (3-4 минуты)
«Лошадка» (цокот языком).
«Кошка злится» (шипим как кошка – «ш-ш-ш»).
«Рыбки» (вытягиваем губы трубочкой, потом улыбаемся).
«Часы» (перекатываем язык слева направо и обратно).
👉 Игра «Передай звук»: Ведущий говорит звук (например, «м-м-м»), дети передают его по кругу, изменяя громкость.
3. Основная часть (20 минут)
1) Чистоговорки и скороговорки (10 минут)
Повторяем медленно, затем ускоряем темп:
Ба-ба-ба – бабочка добра,
Па-па-па – папа у нас богатырь!
Скороговорки:
У Саши и Сени в сусеке семена.
Карл у Клары украл кораллы.
Игра «Важный диктор»: Дети по очереди выходят и читают скороговорку, стараясь говорить четко и с выражением.
2) Интонационная выразительность (10 минут)
Читаем фразу разными эмоциями:
«Я нашел конфету!» (радостно, удивленно, грустно, испуганно).
Игра «Ожившие предметы»: Дети изображают, как говорит чайник, дерево, мышка, великан.
Мини-сценки: дети разыгрывают диалог двух животных (например, кота и мышки) с разной интонацией.
4. Завершение (5 минут)Короткий итог: что понравилось, что было сложным?Игра «Комплименты»: Дети по кругу говорят друг другу приятные слова, четко и выразительно.
Домашнее задание: Выучить небольшую скороговорку и рассказать её дома с разными эмоциями.Такой урок поможет детям развить сценическую речь весело и увлекательно! Вот подборка игр и упражнений для развития сценической речи у детей 7-10 лет. Они помогут улучшить дыхание, дикцию, артикуляцию и интонацию.
1. Дыхательные упражнения
1) «Пёрышко»
Что нужно: кусочек ваты или бумажного платка. Как играть:
Дети дуют на «пёрышко», чтобы оно плавно летело, не падая сразу.
Затем пробуют менять силу дыхания: слабый ветер, сильный порыв, ровное дыхание.
2) «Паровоз»
Дети вдыхают носом, а на выдохе говорят «чух-чух-чух», пока хватает воздуха.
Кто протянет «чух-чух» дольше всех, тот победил!
3) «Свеча»
Представляем зажженную свечу.
Дуем на нее осторожно (чтобы не потушить).
Потом сильно (чтобы задуть).
Затем пробуем дуть ритмично (короткие и длинные выдохи).
2. Артикуляционные игры1) «Гимнастика для язычка» Делаем веселые упражнения:
«Кошка сердится» – шипим «ш-ш-ш».
«Слоник пьет воду» – вытягиваем губы трубочкой и втягиваем щеки.
«Часы» – двигаем языком из стороны в сторону.
2) «Лимон»
Представляем, что мы едим кислый лимон.
Гримасничаем, растягиваем губы, морщимся.
Затем пробуем рассказывать скороговорку, сохраняя ясность речи.
3. Дикция и чистоговорки1) «Говорящие ладошки» Говорим слова под ритм хлопков:
Ба-ба-ба – у меня улыбка!
Па-па-па – папа любит мёд!
Ро-ро-ро – громко говорю!
2) «Испорченный телефон» Один ребенок шепчет фразу соседу, тот передает дальше. Последний говорит вслух – смешно, как изменилось! 3) «Робот и инопланетянин» 🤖
Читаем скороговорку сначала как робот (монотонно).
Затем как инопланетянин (растягиваем гласные, делаем смешные интонации).
Пример скороговорки: Карл у Клары украл кораллы. А Клара у Карла украла кларнет.
4. Интонация и эмоции
1) «Эмоциональные кубики»
Пишем эмоции на карточках: радость, страх, злость, удивление.
Дети тянут карточку и произносят фразу с этой эмоцией:
«Ой, я нашел собаку!»
2) «Разговор с предметом» Ребенок берет предмет (например, яблоко) и разговаривает с ним. «Ты такое красивое! А какое у тебя настроение?»
3) «Что сказал бы герой?»
Ведущий называет героя (Баба-Яга, принцесса, пират).
Дети говорят простую фразу голосом этого персонажа.
«Я хочу мороженое!» – голосом великана или маленькой мышки
5. Развитие выразительности1) «Эхо» Ведущий говорит слово громко и четко.Дети повторяют сначала шепотом, потом обычным голосом, потом очень громко. 2) «Прокричи в подушку»
Кричим скороговорку в подушку – так тренируем голос без напряжения.
3) «Разыграй сказку» Читаем простую сказку (Колобок, Репка).Дети изображают персонажей разными голосами. 6. Итоговое задание
Мини-представление!
Дети выбирают любимую скороговорку или стишок.
Готовят короткое выступление:
Как будут стоять?
Какой голос использовать?
Какие жесты добавить?
Выступают перед группой, а потом аплодируем всем артистам!