kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преодоление барьеров в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

мПреодоление барьеров в обучении

После окончания школы или университета на вас наваливается груз противоречивых требований, которые предъявляет жизнь. На пути обучения воздвигаются многочисленные барьеры. Изучим самые распространенные препятствия на пути к обучению, а также рекомендации по их преодолению.

Уильям Лукас (William Lucas), специалист по проведению тренингов по развитию навыков быстрой обучаемости и увеличению объема памяти

Итак, вы подготовились к обучению, расслабились и сосредоточились. Вы решили, где именно вы желаете заниматься, и организовали себе соответствующую обстановку. При этом вам никак не удается приступить к делу — разобраться в новой компьютерной программе, облицевать плиткой ванную комнату, выяснить, почему выращенные вами помидоры никогда не созревают. В чем проблема? Ваш мозг подготовлен к восприятию информации, но не включен.

Ученики в определенном смысле похожи на лошадей. Их можно привести к воде, но нельзя заставить пить. Как заметил американский ученый Крис Аргирис: «Невозможно усовершенствовать человека без его участия. Дверь к усовершенствованию заперта изнутри».

Именно в этом суть головоломки формирования мотивации к учебе. После того как вы окончили школу или университет, на вас наваливается груз противоречивых требований, которые предъявляет жизнь. На пути обучения воздвигаются многочисленные барьеры. Ниже приводятся самые распространенные препятствия, а также рекомендации по их преодолению.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преодоление барьеров в обучении »

Преодоление барьеров в обучении

После окончания школы или университета на вас наваливается груз противоречивых требований, которые предъявляет жизнь. На пути обучения воздвигаются многочисленные барьеры. Изучим самые распространенные препятствия на пути к обучению, а также рекомендации по их преодолению.

Уильям Лукас (William Lucas), специалист по проведению тренингов по развитию навыков быстрой обучаемости и увеличению объема памяти

Итак, вы подготовились к обучению, расслабились и сосредоточились. Вы решили, где именно вы желаете заниматься, и организовали себе соответствующую обстановку. При этом вам никак не удается приступить к делу — разобраться в новой компьютерной программе, облицевать плиткой ванную комнату, выяснить, почему выращенные вами помидоры никогда не созревают. В чем проблема? Ваш мозг подготовлен к восприятию информации, но не включен.

Ученики в определенном смысле похожи на лошадей. Их можно привести к воде, но нельзя заставить пить. Как заметил американский ученый Крис Аргирис: «Невозможно усовершенствовать человека без его участия. Дверь к усовершенствованию заперта изнутри».

Именно в этом суть головоломки формирования мотивации к учебе. После того как вы окончили школу или университет, на вас наваливается груз противоречивых требований, которые предъявляет жизнь. На пути обучения воздвигаются многочисленные барьеры. Ниже приводятся самые распространенные препятствия, а также рекомендации по их преодолению.

У меня недостаточно времени. Если дело важное, то вы просто обязаны найти для него время! Выделите небольшие, но регулярные отрезки времени, чтобы справляться с другими обязанностями, и подумайте о том, чтобы посвятить отдельные дни или выходные тому, чему вы желаете научиться.

Я не могу получить нужный мне вид обучения поблизости от работы или дома. Возможно, это действительно так, но взгляните на проблему шире. Может быть, стоит отдать предпочтение заочному обучению? Изучили ли вы все доступные возможности? Попробуйте поговорить о том, что вам нужно, с друзьями и коллегами — может быть, они подскажут вам какие-либо идеи. К примеру, вместо того чтобы записаться на курсы обучения работе с клиентами, почему бы вам не взглянуть, как подобное обучение организовано в другой фирме, не имеющей отношения к вашей области.

Мне не подходит метод обучения, который мне предлагают. Метод обучения может служить начальным индикатором при поиске того, что вы хотите, однако он может превратиться в ограничитель, если вы станете использовать его в качестве предлога, не пытаясь рассматривать другие возможности. Смысл осознания предпочтительного метода обучения состоит в том, что у вас может возникнуть желание использовать другие подходы — и они вам понравятся. Тем не менее, заявление о том, что вы предпочитаете активный, неформальный, практический или академический тип обучения, способно помочь вам найти человека, который способен удовлетворить ваши запросы.

Учеба у меня ассоциируется со школой: все сидят рядами и слушают, что им говорят. Вы не одиноки. Мы встречали множество взрослых мужчин и женщин, для которых школьные годы были не самым счастливым периодом в жизни! Хорошей новостью можно считать то, что большинство современных методик обучения не похожи на тот школьный опыт, который сохранился у вас в памяти.

Учеба вызывает у меня отвращение. У некоторых людей сложилось нелестное мнение об учебе, потому что это слово ассоциируется с воспитанием и тренировкой, то есть с тем, что им приходится делать помимо воли. На самом же деле большинство из нас связывают обучение с поиском и раскрытием скрытых талантов. Вполне возможно, что сначала вам придется преодолеть психологический барьер.

У меня на работе не поощряют стремление к учебе. Во многих школах, семьях и организациях не принято проявлять остроту ума и учиться. И все это, несмотря на всеобщую любовь к телевизионным играм, викторинам и кроссвордам. Несмотря на культурные особенности, определяющиеся местом жительства, это отношение отчасти может быть обусловлено тем, что не все ваши друзья и коллеги поняли, почему вы приняли решение учиться. Вы можете попробовать объяснить им, какую пользу принесет вам учеба в будущем.

Другие обязанности не позволяют мне посвятить время учебе. Возможно, перед вами действительно стоят серьезные проблемы. Примером таких проблем может служить воспитание детей, ведение домашнего хозяйства или другие важные обязанности. Первым делом необходимо решить, чем именно вы хотите заняться, а затем рассмотреть возможности получения помощи для выполнения остальных обязанностей. Вне всякого сомнения, ваше эмоциональное состояние нельзя будет назвать подходящим, если вместо того чтобы сосредоточиться на учебе, вы будете волноваться из-за детей.

Я не понимал, что принцип «делай сам» относится и к обучению. Очень часто мы учимся, не осознавая этого. В повседневной жизни вы собираете различную информацию, овладеваете новым навыком, выполняете работу в саду — и все это является обучением. Часто именно такое неформальное обучение оказывается самым ценным и самым эффективным. Радуйтесь всему, чему вы уже научились.

Боюсь, что это может изменить мои отношения с окружающими. Обучение — это мощный фактор. Обучение неизбежно изменит вас. Лучше сразу же честно предусмотреть такую возможность и открыто поделиться своими мыслями и чувствами. Моя жена совсем недавно начала учиться играть на пианино — после того как в детстве ей сказали, что у нее нет музыкального слуха. Она добилась потрясающих успехов. Можно считать, что она стремится приобрести новый навык. На самом деле успех изменил ее, добавив уверенности в себе как в способном ученике, а также позволил раскрыться музыкальному таланту, в котором ей раньше отказывали.

Я слишком стар(а), чтобы учиться. Это не так — вне зависимости от вашего возраста. Возможно, вам приходилось встречаться с выражением: «Пользуйся, пока есть», и наши знания о мозге подтверждают его истинность. Не подлежит сомнению, что с возрастом клетки головного мозга постепенно отмирают, однако более важным следует считать то обстоятельство, что даже половина неповрежденных нервных клеток — это гораздо больше, чем нам нужно. Если вы не ищете способов активно использовать свой мозг, то он может немного «заржаветь», но это относится к связям между нервными клетками, а не к их количеству. Здравый смысл подсказывает, что если вы перестанете практиковаться в той или иной деятельности, то утратите навык. Если взглянуть на это с другой стороны, то можно сделать вывод, что обучение помогает сохранить здоровье в старости. Некоторые врачи в Соединенных Штатах вместо таблеток даже прописывают обучение — причем результаты получаются в высшей степени обнадеживающие!

Я решительно не в состоянии предстать перед начальником или перед подчиненными. Страх провала или неудачи является причиной того, почему некоторым крупным руководителям трудно приступить к задаче изменения себя. Кроме того, этот страх помогает понять важность преподавательской или наставнической деятельности. Эта же причина может играть не менее важную роль в поведении рядовых работников. Тем не менее в девяти случаях из десяти окружающие восхищаются вашей решимостью овладеть новыми знаниями, даже если сразу же не показывают этого.

Мне плохо дается учеба, и мне будет стыдно перед другими людьми. Подобного рода страх в определенной пропорции присутствует в каждом из нас. Мы обладаем врожденной способностью к обучению. Мы естественным образом учимся всю свою жизнь. Мысленно повторяйте, что все ваши действия принесут результат, а также заранее подготовьте позитивные ответы на возможные комментарии со стороны окружающих.

Во всех случаях полезно помнить, что вы учитесь все время, даже не сознавая этого. Наблюдая, вы изучаете манеру работы своего начальника. Вы запоминаете способы разрешения конфликтов, слушая рассказ опытного в этих вопросах приятеля. Иногда полезно вспомнить прошедшую неделю, постараться осознать, чему вы за это время научились.

























Статья "Как помогает технология индивидуально-ориентированной системы обучения преодолеть барьер в общении"

Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других –
вот залог счастья и успеха в любой области деятельности .
Г. Селье.



Перед образованием стоит задача воспитания людей самостоятельных, умеющих думать и активно действовать. Образование должно формировать общественные нравственные ценности, способы организации деятельности.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики были успешными в учебной деятельности. А какого ученика можно считать успешным? Такого, который умеет определить цель, спланировать свою работу, действовать по плану, оценивать свои умения, владеть коммуникативными навыками общения.

А для этого надо создавать условия, при которых ученики могли бы получить знания прочные и без ущерба для здоровья, научились организовывать свой труд.

Использовать алгоритмы действий в нестандартных ситуациях, приобрели умения четко распределять свое время, соизмерять свои возможности преодолевать барьер в общении с другими. А важным фактором является рассмотрение общения в системе субъект- субъектных отношений.

Технология индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО) способствует успешности каждого ребенка в зависимости от его индивидуальности. Внедряя технологию ИОСО , мы можем увидеть, что ученики приобретают ценности, с которыми станут увереннее в жизни: уметь учиться, уметь работать, умет жить в ладу с самим собой и со всеми людьми.

Наиболее и особо важным для меня, учителя работающего по технологии ИОСО, является создание на занятиях атмосферы, позволяющей каждому ребенку свободно высказывать различные гипотезы, искать способы решения тех или иных познавательных проблем, получать положительную эмоциональную поддержку от других, чтобы дети вступали в общение со сверстниками и проявляли себя как личность.

По моему мнению, главный залог успеха учителей, работающих по ИОСО – ежеурочная организация работы в группе, так как для развития общения более подходит использование групповой работы на индивидуально-ориентированных учебных занятиях ( ИОУЗ), где взаимодействие между членами группы должно быть необходимо. Задания для групповой работы должно быть таким, чтобы выполнить его можно было только вместе.

Когда учащиеся научатся рационально использовать время, отведенное на групповую деятельность, обучение станет эффективным, будет происходить понимание учебного материала.

При работе группы обязательно обозначаются две позиции:

Первый -руководитель группы, который в начале работы организует процесс «договаривания» о способе работы.
Второй -ответственный за понимание, который следит за тем, чтобы в группе осуществлялась понимающая коммуникация.

При такой работе должно присутствовать групповое обсуждение, на котором обязательно высказывается каждый член группы.

«Задачей же всех участников процесса обучения, становится создание «понимающей среды», среды, насыщенной приемами, средствами и способами организации понимания каждого» (1).

Большая часть программы, при организации групповой работы, осваивается учениками совместно в аудиторное время. Исчезает необходимость перемены по регламенту, учащиеся стали отдыхать в удобный момент по мере усталости.

При внедрении технологии ИОСО можно подобрать различные подходы к организации работы, например методику взаимообмена заданиями. Ученики , выполнившие свои задания, объединяются в сводную группу, выполняют задания нового типа. Для ведения учета и координации работы класса составляется «экран учета» где записывается номер, имя ученика, все разделы темы.

При такой организации работы: одни ученики могут изучать, другие в это время могут сдавать свою тему, третьи – обучать других учащихся.

Ученик, окончивший изучение темы сдает тематический зачет. Зачет принимает либо учитель, либо ученик, знающий хорошо эту тему.

В своей практике использую еще такой прием при групповом повторении ранее изученного материала.

Ученик, выбравший третий уровень, соответствующий оценке «отлично» по собственному желанию демонстрирует свой ответ одноклассникам, а те , задавая уточняющие вопросы, оценивают в свою очередь, результаты его деятельности. Смысл такого приема заключается в том, что во время ответа одноклассника меняется позиция остальных членов группы – она становится активной. (2, стр.45.).

Каждый мысленно сравнивает свои знания, со знаниями отвечающего, вносит в них свои коррективы, учатся умению задавать вопросы по существу дела, тем самым оформляют свой ответ. Три члена группы в зависимости от выбранного уровня демонстрируют свои ответы одноклассникам.

«Каждый, из слушающих в это время сравнивает свой ответ, согласно выбранному им уровню, получает возможность видеть преимущества более высоких уровней ответов или наоборот, и удовлетворить свои притязания на успешность» (2, стр. 45.).

В результате проведенных занятий, дети стали отвечать на уроках смелее, активнее, преодолевать барьер в общении, доброжелательно анализировать ответы одноклассников.

Данная технология дает возможность каждому ученику, в меру своих способностей, поучаствовать в познавательном процессе и открыть для себя новые рубежи.

Работая по технологии ИОСО, могу сказать, что большая часть учащихся вышла на творческий уровень усвоения знаний, у детей появляется интерес к самому процессу учения, причем дети учатся оценивать свою работу, своих товарищей, дают практические советы.

Школьнику будет легче и приятнее учиться. У ученика появится интерес, осуществится связь с жизнью, будет развиваться сосредоточенность, умение пересказывать своими словами.

Литература:
  1. М.В.Минова. Достижение- определить проблему. Красноярск, 2006 г.

  2. А.А.Ярулов. Технология индивидуально-ориентированной системы обучения. Красноярск, 2003 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Преодоление барьеров в обучении

Автор: Кумышгалыева Дина Джарылгагановна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "коуч-сессия "Барьеры в обучении учащихся" "
    ["seo_title"] => string(51) "kouch-siessiia-bar-iery-v-obuchienii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "104058"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402662894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Коучинг "Преодоление барьеров в образовании" "
    ["seo_title"] => string(48) "kouchingh-prieodolieniie-bar-ierov-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "186952"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426437154"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Коучинг на тему: "Как групповая форма работы влияет на преодоление барьеров в обучении?""
    ["seo_title"] => string(80) "kouchingh_na_tiemu_kak_ghruppovaia_forma_raboty_vliiaiet_na_prieodolieniie_bar_i"
    ["file_id"] => string(6) "383528"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485323467"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Техника барьерного бега"
    ["seo_title"] => string(29) "tiekhnika-bar-iernogho-biegha"
    ["file_id"] => string(6) "324960"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462792283"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) ""Развитие разговорной речи учащихся на уроках английского языка, посредством применения новых подходов в обучении" "
    ["seo_title"] => string(133) "razvitiie-razghovornoi-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-posriedstvom-primienieniia-novykh-podkhodov-v-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "108657"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403797370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства