Тема: Хоровод как жанр русского народного танца.
Цель: Создание условий для воспитания у детей интереса и любви к русскому народному танцу.
Задачи:
- развивать танцевальную выразительность, умение самостоятельно выполнять движения;
- развивать зрительную память, пространственную ориентировку, координацию движений;
- научиться различать жанры русского народного танца;
- воспитывать выдержку, дружеские взаимоотношения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Часть 1. Здравствуйте, дети. (поклон)Занятие наше начинаем с традиционной разминки.(Разминка)
Скажите, в какой стране мы живем?
(Мы живем в России)
В России живет очень много народов и у каждого есть свои танцы, которые отличаются музыкой, манерой исполнения, движениями и даже хореографическим рисунком. У русского народа естественно тоже есть свои танцы. Русский танец – это душа народа, в нём человек отражает свою жизнь, свои чувства, настроение.
Давайте попробуем с вами определить, музыка какой народности будет сейчас звучать? (восточная, кавказская, цыганская, русская музыка)
Как вы думаете. Можно ли только по движениям рук узнать русский танец исполняется или нет? Это русские руки? (Идет показ восточных, кавказских движений рук) А это? (показ русских рук) Да. Это движение русского танца.
Сейчас я прошу вас вспомнить все русские танцы, которые мы с вами успели выучить и попробуйте назвать их жанры. И помогут нам в этом загадки.
Чтобы дружно веселиться,
Нужно за руки схватиться,
Под народную, под песню,
Танцевать по кругу вместе. (хоровод)
Быстрые движения,
От музыки волнение,
Тело получило встряску,
Значит исполняем - (пляску)
А теперь сформулируем тему занятия и его цели. Правильно, хоровод как жанр русского народного танца.
СЛАЙД 1,
Часть 2. Мы уже учили некоторые движения русского народного танца. И давайте поиграем в игру «Покажи движение». Я вам называю какое-либо движение, а вы мне его показываете (гармошка, моталочка, приседания, ковырялочка, дробная дорожка, елочка, вращения, переменный шаг). Молодцы. А сейчас под музыку мы все вместе исполним эти движения. Кто хочет показать мастер-класс? (под музыку один ребенок показывает, остальные выполняют на местах) Очень хорошо.
СЛАЙД 2
А знаете ли вы, что русская пляска очень популярна и в наше время. Есть люди, которые свою жизнь посвятили народному танцу. Одним из таких людей стал Игорь Моисеев. 80 лет назад, он собрал вокруг себя людей, которые пытались сохранить самобытную культуру своего народа и создал ансамбль. И хотя его уже нет в живых, дело его живет. Этот ансамбль теперь известен, как ансамбль Игоря Моисеева. Этих артистов приглашают с концертами в разные страны и везде они выступают с огромным успехом. Мы, с вами, можем увидеть их выступления только по экрану телевизора или компьютера, и сегодня воспользуемся этим благом цивилизации и посмотрим, в исполнении этого ансамбля, красивую и очень сложную в исполнении пляску. Ребята, когда будете смотреть, обязательно обратите внимание, с каким удовольствием танцуют артисты. Как они нам улыбаются со сцены. Как просто у них выглядят даже самые тяжелые движения! А после просмотра фильма мы с вами поделимся впечатлениями.
(просмотр, впечатления)
СЛАЙД 3
А теперь давайте поговорим еще об одном жанре русского танца – это хоровод. Хоровод – массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Как вы думаете, какие основные рисунки используются в хороводе? Самым основным рисунком является круг, он символизирует солнышко. Так же используются два круга и больше, линии (одна, две и более), различного рода змейки, звёздочки, гребёнки, восьмёрки, улитки и другие рисунки, более сложные. (показ слайдов с рисунками хороводов) СЛАЙД 4
Хороводы бывают орнаментальные и игровые. Попробуйте сами объяснить эти названия. (объяснение)
А сейчас вам еще одна загадка.
Головной убор крестьянки
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять -
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из материи... (платок)
СЛАЙД 5
Я не случайно загадала вам загадку именно про платок. В русском народном танце платочек или, как называли его в старину «ширинка», - неотъемлемая часть женского праздничного национального костюма. Платочек придаёт каждому движению большую выразительность, помогает раскрыть в танце характер исполнителей, подчёркивает их настроение. Каждая девушка вышивала и украшала свой платочек, и чем искуснее и талантливее была мастерица, тем наряднее и богаче он выглядел. Сегодня мы с вами попробуем исполнить хоровод, который начали учить на прошлых занятиях, уже с платочками. Они помогут придать большей выразительности каждому движению.
СЛАЙД 6
(раздаются платочки, дети исполняют хоровод) Какой это был хоровод? (орнаментальный)
Молодцы. Легко вам было танцевать, держа в руках платочки, или намного труднее? Почему? Хорошо.
А теперь представьте себе деревенский праздник, на котором пляски, хороводы… А чего еще не хватает для полного веселья? Правильно, игры. Я предлагаю разучить старинную русскую игру «Плетень».
СЛАЙД 7,8
(Дети разбиваются на 2 одинаковых по численности команды и встают шеренгами напротив друг друга. Каждая команда представляет собой «плетень», т. е. ребята берутся за руки крест-накрест. Под мелодичную протяжную русскую народную мелодию команды идут навстречу друг другу и кланяются. Так же красиво, величаво отступают на своё место и кланяются вновь. Тут предыдущая мелодия прерывается весёлой ритмичной народной музыкой. Дети разбегаются по всему залу и танцуют. Музыка обрывается. Дети бегут к своим местам и вновь образуют «плетень». Побеждает команда, выполнившая это первой.)
А это какой был хоровод? (игровой)
Часть 3. Занятие подходит к концу, давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали. (ответы) а что еще вы хотели бы узнать? Это и многое другое мы будем постигать на следующих занятиях.
Рефлексия:
СЛАЙД 9
Когда человек счастлив, он танцует. А когда танцует, он иногда счастлив. Лично я очень люблю русские танцы, у меня они вызывают чувство радости и веселья. А у вас? (дети по очереди говорят о своих эмоциях)