Программа внеурочной деятельности для 7 класса "Мир общения"
Программа внеурочной деятельности для 7 класса "Мир общения"
Рабочая программа факультативного курса по психологии «Мир общения» для 7-х классов составлена согласно Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год. Факультативный курс разработан для учащихся 7-х классов (13-14 лет), по 1 часу в неделю. Всего 34 часа.
Курс разработан на основе книг Коломинского Якова Львовича – доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой общей и детской психологии Минского пединститута им А.М.Горького; Грецова Андрея Геннадьевича – кандидата психологических наук, преподавателя Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена, практического психолога.
Курс содержит психологические знания по искусству общения, социальной адаптации в мире сверстников, в мире взрослых; знания, которые помогут подросткам становится личностями, постигнуть нравственные образы, идеалы, помогут достигнуть успехов.
Речь пойдет о путях личностного и интеллектуального развития, об эмоциях и чувствах, о навыках бесконфликтного общения, о способах психологического влияния и защиты от него.
Курс построен из 4 разделов.
В первой части речь пойдёт о личности, о том как происходит общение подростков, место общения в его жизни, о влиянии общения на него. Чем насыщенней и интересней будет повседневная жизнь, тем больше будет шансов у подростка развиваться и достигать успехов. А чтобы не упустить эти шансы – важно уметь пользоваться своим разумом и волей.
Во второй части рассказывается об эмоциях, чувствах и настроении. Как научиться радоваться жизни, «не застревать» на отрицательных переживаниях. Что делать с гневом, страхом, завистью и прочими переживаниями? Как стать более счастливым человеком? Ответы на эти вопросы помогут сделать жизнь интереснее.
Третья часть курса посвящена психологии привлекательности. От чего зависит взаимопонимание между людьми, что такое конфликт, почему некоторые люди нам нравятся, а некоторые – нет?
В четвёртой, последней, части курса речь пойдёт о том, как люди влияют друг га друга, как управляют чужим поведением. Это влияние может использоваться во благо человеку, а может – во вред. Учащиеся узнают, что такое манипуляция, какими механизмами на нас воздействует реклама, как могут заманить в секту. Познавая всё это, подросток может стать менее восприимчивым к чужому влиянию.
Цель моего курса – дать интересные знания для каждодневной жизни подростков, их общения и самопознания.
Задачи курса :
Раскрыть общие вопросы психологии общения, психические процессы и свойства личности, а также индивидуальные особенности личности;
На практике в форме тестов, упражнений и тренингов закрепить полученные знания и наблюдения из жизни;
Формировать у учащихся понятие общения, социальной адаптации в мире, «я - личность», «я - субъект общения». Сформировать у учащихся целостное представление о сложном психическом мире человека, отношений с окружающим миром.
Методы ведения занятий выбираются, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов работы включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, беседу, психотехнические приёмы. Курс содержит много прикладной информации: задачи, психологические практикумы, тесты на личностные особенности, упражнения на анализ своих чувств, эмоций.
Каждое занятие содержит лекционную и практическую часть, с выполнением психологических тестов, игровых упражнений, тренинговых заданий, рисуночных тестов. В проведении некоторых занятий будет использоваться и демонстрационный материал - фильмы по общению подростков.
По разработанному курсу нет учебников. Поэтому весь материал готовится (копируется, тиражируется) для групповой или индивидуальной работы.
Весь курс не предполагает отметочной деятельности. Оценочная – на каждом занятии. По итогам всего курса ученикам выставляется «зачёт» (зачтено).
Ожидаемым результатом проведения курса станет некий опыт общения со сверстниками, модели поведения в жизненных ситуациях; знания о психологии общения. Психология – наука о людях, и, как таковая, занимается изучением всех аспектов человеческого поведения, мыслей и чувств. Разумеется, этот курс не даст ответов на все вопросы учеников, но, надеюсь, что полученные знания помогут семиклассникам расширить понимание себя и других.
Учащиеся должны узнать основные понятия, характеристики общения, его функции, особенности и закономерности общения;
уметь анализировать и интерпретировать информацию, применять техники эффективного общения;
владеть навыками :применять теоретические знания для решения практических задач, способов межличностных коммуникаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 7 класса "Мир общения"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
города Воткинска Удмуртской Республики
Утверждена.
Приказ _____________
Директор МБОУ СОШ № 22
___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСАПО ПСИХОЛОГИИ
«Мир общения»
Класс: 7б, 7в
Количество часов : недельных 1
годовых 34
Составитель:
заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 22
Шкляева Татьяна Борисовна
2014-2015 уч.год
Пояснительная записка
к факультативному курсу по психологии «Мир общения»
Рабочая программа факультативного курса по психологии «Мир общения» для 7-х классов составлена согласно Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Факультативный курс разработан для учащихся 7-х классов (13-14 лет) , по 1 часу в неделю. Всего 34 часа.
Курс разработан на основе книг Коломинского Якова Львовича – доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой общей и детской психологии Минского пединститута им А.М.Горького; Грецова Андрея Геннадьевича – кандидата психологических наук, преподавателя Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена, практического психолога.
Курс содержит психологические знания по искусству общения, социальной адаптации в мире сверстников, в мире взрослых; знания, которые помогут подросткам становится личностями, постигнуть нравственные образы, идеалы, помогут достигнуть успехов.
Речь пойдет о путях личностного и интеллектуального развития, об эмоциях и чувствах, о навыках бесконфликтного общения, о способах психологического влияния и защиты от него.
Курс построен из 4 разделов.
В первой части речь пойдёт о личности, о том как происходит общение подростков, место общения в его жизни, о влиянии общения на него. Чем насыщенней и интересней будет повседневная жизнь, тем больше будет шансов у подростка развиваться и достигать успехов. А чтобы не упустить эти шансы – важно уметь пользоваться своим разумом и волей.
Во второй части рассказывается об эмоциях, чувствах и настроении. Как научиться радоваться жизни, «не застревать» на отрицательных переживаниях. Что делать с гневом, страхом, завистью и прочими переживаниями? Как стать более счастливым человеком? Ответы на эти вопросы помогут сделать жизнь интереснее.
Третья часть курса посвящена психологии привлекательности. От чего зависит взаимопонимание между людьми, что такое конфликт, почему некоторые люди нам нравятся, а некоторые – нет?
В четвёртой, последней, части курса речь пойдёт о том, как люди влияют друг га друга, как управляют чужим поведением. Это влияние может использоваться во благо человеку, а может – во вред. Учащиеся узнают, что такое манипуляция, какими механизмами на нас воздействует реклама, как могут заманить в секту. Познавая всё это, подросток может стать менее восприимчивым к чужому влиянию.
Цель моего курса – дать интересные знания для каждодневной жизни подростков, их общения и самопознания.
Задачи курса :
Раскрыть общие вопросы психологии общения, психические процессы и свойства личности, а также индивидуальные особенности личности;
На практике в форме тестов, упражнений и тренингов закрепить полученные знания и наблюдения из жизни;
Формировать у учащихся понятие общения, социальной адаптации в мире, «я - личность», «я - субъект общения». Сформировать у учащихся целостное представление о сложном психическом мире человека, отношений с окружающим миром.
Методы ведения занятий выбираются, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов работы включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, беседу, психотехнические приёмы. Курс содержит много прикладной информации: задачи, психологические практикумы, тесты на личностные особенности, упражнения на анализ своих чувств, эмоций.
Каждое занятие содержит лекционную и практическую часть, с выполнением психологических тестов, игровых упражнений, тренинговых заданий, рисуночных тестов. В проведении некоторых занятий будет использоваться и демонстрационный материал - фильмы по общению подростков.
По разработанному курсу нет учебников. Поэтому весь материал готовится (копируется, тиражируется) для групповой или индивидуальной работы.
Весь курс не предполагает отметочной деятельности. Оценочная – на каждом занятии. По итогам всего курса ученикам выставляется «зачёт» (зачтено).
Ожидаемым результатом проведения курса станет некий опыт общения со сверстниками, модели поведения в жизненных ситуациях; знания о психологии общения. Психология – наука о людях, и, как таковая, занимается изучением всех аспектов человеческого поведения, мыслей и чувств. Разумеется, этот курс не даст ответов на все вопросы учеников, но, надеюсь, что полученные знания помогут семиклассникам расширить понимание себя и других.
Учащиеся должны узнать основные понятия, характеристики общения, его функции, особенности и закономерности общения;
уметь анализировать и интерпретировать информацию, применять техники эффективного общения;
владеть навыками :применять теоретические знания для решения практических задач, способов межличностных коммуникаций.
Тематическое планирование по курсу «Мир общения»
№ п/п
Содержание курса
Количество часов по теме
1
Личность и её проявление
Понятие о личности.
Личность и общество. Социальные роли.
Интересы, склонности, потребности личности.
Достоинство – что это значит?
«Цвет моей души»
Наш дар бесценный – речь
В человеке должно быть всё прекрасно
1
1
1
1
1
1
1
7
2
Эмоциональный мир личности.
Характер и темперамент личности. Я и другой человек
Что такое нравственность?
Добро.
Жизнь.
Чувства.
Душа.
Благодарность.
Гордость.
1
1
1
1
1
1
1
1
8
3
Психология общения
Зачем нам общение? Из чего состоит общение.
Искусство говорить. Общение и отношения между людьми
Общение без слов.
Правила успешного общения
Психология симпатии
Любовь и взаимность
Психология конфликта
Имидж
Хорошие манеры «Этикетка». Внешний вид
«Факультет забытых истин»
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
11
4
Психология влияния
Ощущения и восприятие.
Восприятие человека человеком. Установка
Способы манипуляции.
Авторитет.
Психология группы, толпы
Мои качества
Что такое одиночество?
Человек и мода. Хороший вкус
1
1
1
1
1
1
1
1
8
Итого:
34 часа
Поурочно- тематическое планирование по курсу «Мир общения»
№ урока
Раздел
Тема урока
Ученик должен
знать
уметь
Оборудование урока
Оборудования для ученика
1. Личность и её проявление
Понятие о личности.
Сравнивать понятия «индивидуальность» и «личность»; выделять социальные роли; определять интересы, склонности и потребности; приводить примеры из жизненного опыта; обсуждать предложенные ситуации
Тетрадь
Опросный лист
«Кто я?» ,
Рисуночный тест «12 клеточек»
Личность и общество. Социальные роли.
Тетрадь
Таблички с ролями
Интересы, склонности, потребности личности.
Мастерская «В каждом человеке солнце»
Бумага для письма
Тетрадь
Высказывания, стихи
Достоинство – что это значит?
Тетрадь
Карточки с высказываниями
«Цвет моей души»
Цветные карандаши
Тетрадь
Цветная бумага, ватман
Наш дар бесценный - речь
Бумага для письма
Высказывания писателей
В человеке должно быть всё прекрасно
Бумага для письма
Высказывания писателей
2. Эмоциональный мир личности
Характер и темперамент личности.
Понятие характера, темперамента, эмоциональных состояний; внешние выражения эмоций; индивидуальные различия в эмоциональной жизни
Тетрадь
Тест на определение темперамента
Что такое нравственность?
Тетрадь
Высказывания писателей, словарь
Добро.
Тетрадь
Высказывания писателей, словарь
Жизнь.
Чувства.
Душа.
Благодарность.
Гордость.
3. Психология общения
Зачем нам общение?
Ценность человеческого общения
Функции и способы общения, передачи информации; применить на практике правила общения, привлечения к себе внимания слушателей; проигрывать ситуации по этикету
Тетрадь
Высказывания писателей
Искусство говорить.
Тетрадь
Общение без слов. Аудио визуальное общение.
Карточки с ситуациями
Правила успешного общения.
Д.Карнеги и его советы.
Тетрадь
Книга Д.Карнеги
Психология симпатии.
Тетрадь
Любовь и взаимность.
Тетрадь
Психология конфликта.
Ситуация конфликта и выход из неё.
Тетрадь, цветные карандаши
Психология конфликта.
Имидж.
Современные журналы
Фото
Хорошие манеры.
«Этикетка»
Тетрадь
Карточки с игровыми ситуациями
Факультет забытых истин.
Тетрадь
4. Психология влияния
Ощущение и восприятие.
Понятия ощущения и восприятия, чувствительности; приводить примеры из жизненного опыта, наблюдений
Тетрадь
Разные материалы, фото
Восприятие человека человеком.
Способы манипуляции.
Тетрадь
Карточки примеров
Авторитет.
Фото близких людей, артистов
Психология группы, толпы.
Тетрадь
Мои качества.
Тетрадь
Что такое одиночество?
Тетрадь
Человек и мода. Хороший вкус.
Тетрадь
Журналы мод, косметики
Литература:
Я.Л. Коломинский «Человек: психология», Москва «просвещение», 1986.
А. Грецов «Практическая психология для девочек», Издательский дом «Питер», 2006
А. Грецов «Практическая психология для мальчиков», Издательский дом «Питер», 2006
М.И.Дъяченко, Л.А.Кандыбович «Психология» Словарь-справочник, ООО «Хелсон», 1998.
Джулия Берримэн «Психология и Вы», Пермь «Стрелец», 1997.
Н.И.Козлов «Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день», Москва, 1996.
Н.Н.Лубянова «Мир мужественности, женственности и красоты», Волгоград «Учитель», 2007
О.П.Потёмкина, Е.П.Потёмкина «Тесты для подростков», Москва «АСТ – Пресс книга», 2005.
«Популярная психология для родителей» под ред. А.А.Бодалёва, Москва «Педагогика», 1988
10.Тесты и психологические игры «Ваш психологический портрет», Минск