Просмотр содержимого документа
«Методический материал по работе с одаренными детьми»
Программа по работе с одаренными детьми
Выполнила: Васильева Светлана Александровна педагог дополнительного образования
Актуальность программы
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
О важности данной проблемы говорил Президент РФ Владимир Путин. Вот один из пунктов послания Федеральному собранию Российской Федерации:«…Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей»
Предложенная программа содержит основные требования ФГОС. Выявление одарённых детей и детей с высокой мотивацией, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей.
Программа по работе с одаренными детьми учитывает основные задачи развития образования в регионе. Одной из основных целей в области образования, в Программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы», принятой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.09.2013г № 378-п. является «выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования».
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для индивидуального обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями - одаренные дети в области хореографии. Предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется новизной и необычностью такой ситуации, которая способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Данная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
Законом ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз;
приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года;
Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;
Законом Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие Образования» на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05. 2013 года №792-р).
Цель программы: обеспечение активного учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания программы .Создание благоприятных условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Задачи:
- Формирование у обучающихся практических умений и навыков заданным направлениям хореографического искусства, подготовка обучающихся к применению полученных знаний в практической деятельности;
- Формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения («исполнитель-педагог», «партнер-партнерша», «участник- ансамбль/коллектив”);
- Развитие репродуктивного и продуктивного воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала;
- Выявление и развитие заложенных в воспитаннике способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно;
- Формирование навыков коллективного творчества, сотрудничества;
- Формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту;
Типология программы.
Художественноенаправление – по основному содержанию деятельности, постановке целей и задач.
Модифицированная– учебная программа по хореографии составлена на основе представленных примерных учебных программ по хореографии. Комплексная – комплексный подход состоит в том, что обучение классическому танцу сочетается с обучением современному, народному, бальному танцам, а также с ритмикой, партерной гимнастикой и основами актерского мастерства.
Общая характеристика программы
Программа организации индивидуального обучения с одаренными детьми создает условия достижения требований образовательного стандарта обучающимися, находящимся на индивидуальном обучении в области хореографии, условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности и желанию активно участвовать в ней, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Основные принципы реализации.
Данная программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео - и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные);
принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности обучающихся
принцип гуманистической направленности обучения, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности;
принцип личностной самоценности и опережающего обучения, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса как индивидуальность;
принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся в различных формах учебной деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками.
Принцип индивидуальности – учет возрастных особенностей, , учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Принцип постепенного повышения требований – постепенная постановка и выполнение ребенком более трудных заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузки. Последовательность, регулярность, чередование нагрузок с отдыхом.
Принципкреативности предполагает развитие и активизацию творческих способностей - каждого ребенка;
Принцип вариативности и свободы выбора необходим для самореализации личности.
Принцип эмоциональной насыщенности. Занятия искусством дают основу для создания среды, богатой ценностным общением, стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на физическое и душеное здоровье обучающихся и побуждающие ребенка к дальнейшему развитию.
Принцип индивидуализации имеет значение для осуществления личностно-ориентированного подхода в процессе эстетического воспитания и творческого развития личности обучающихся.
Принцип диалогичности предусматривает овладение детьми языком искусств, не просто усвоение предлагаемого материала, а познание мира через активный диалог с ним.
Принцип интеграции основан на взаимопроникновении специфического языка одного искусства в другой.
Методы обучения, используемые в реализации данной программы:
Словесный: рассказ, объяснение, пояснение о характере танца и средствах передачи выразительности его образов; объяснение, напоминание – в тренинге; оценка исполнения.
Метод индивидуальный подход к каждому ребенку, при котором, поощряется самобытность, проявление индивидуальности, свобода самовыражения, приветствуется нестандартные подходы к решению творческих задач.
Возрастные особенности воспитанников. Ведущие формы и виды деятельности.
Программа ориентирована на детей 8-10 лет, проявляющих интерес и способности к хореографии, искусству танца.
Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. Используются такие формы как: мастер-класс, беседа, видео-урок, экскурсия, викторина, коллективное посещение концертов, спектаклей, массовых мероприятий. На занятиях наряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микрогруппах.
Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Психологические особенности возрастной группы 8 – 10 лет:
Смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную.
Освоение новых видов деятельности при предъявлении ребенку новых социальных требований, возникновении новых ожиданий социума. («Ты уже школьник, ты должен…, можешь, имеешь право…»)
Несформированность эмоционально-волевой сферы. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения.
Ориентация на общение со значимым взрослым (педагогом).
Формирование навыков учебной рефлексии.
Развитие когнитивных функций.
Различия в развитии мальчиков и девочек (преобладание логической сферы у мальчиков, эмоционально-чувственной у девочек)
Ориентация в поведении на оправдание ожидания и одобрения значимых взрослым
Выбор методов и форм проведения занятий на данном этапе обусловлен возрастными особенностями воспитанников: это игровые формы, направленные на раскрепощение, снятие страха оценки, формирование доброжелательных отношений внутри учебной группы, на восприятие и осознание искусства, воплощение своих чувств и мыслей в образах; на развитие эмоционально-чувственной сферы, погружение в заданную ситуацию
Программа предусматривает развитие образовательной среды лицея.
Стимулирование дальнейшей творческой деятельности, поощрение:
- создание мобильных стендов, посвященных победителям и призерам школьных, муниципальных и региональных олимпиад, конференций, конкурсов;
- вручение благодарственных писем родителям за их заслуги в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, линейках, выпускных вечерах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияпрограммы.
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий.
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
В основу построения занятий заложены следующие принципы хореографии, отражающие творческую направленность:
- Продуктивное развитие способности эстетического постижения искусства, как умение вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств и эмоций.
- Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.
- Развитие навыков художественного общения как основы целостного восприятия искусства.
- Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшее условие для возникновения эмоционально-творческого переживания.
- Воспитание навыков импровизации как основа для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.
Технологии, методы и формы организации деятельности
Для развития творческой одаренности применяются следующие инновационные педагогические технологии:
- диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
-технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности;
-технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;
-технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;
-технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
-технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;
-технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;
Программа рассчитана на 68ч в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительностью 40 мин с учащимися 8-10 лет.
Особенности построения хореографического занятия.
Занятия по программе проводятся в форме коллективных, групповых, индивидуальных занятий или репетиций.
Программа состоит из разделов, соответствующих возрастным особенностям школьников, учитывающих динамику развития ребенка.
Построение хореографического занятия, как и любого учебного занятия, подчиняется таким условиям, как:
- сохранение структуры занятия в целом;
- соотношение соразмерной длительности его отдельных частей;
- правильное составление заданий;
- выдерживание динамичного темпа;
- создание деловой атмосферы;
Специфические правила построения хореографического занятия:
1. Хореографическое занятие начинается с чёткой организации – приветствия педагогу и концертмейстеру в форме поклона. Такое начало занятия не дань традиции, не простая формальность, а ввод в учебное действие, концентрация внимания.
2.Все учебные задания предлагаются обучающимся без повторного объяснения, кроме новых изучаемых движений, что однозначно способствует лучшей работе внимания. Следовательно, надо позаботиться о том, чтобы предлагаемое задание было составлено грамотно и не перегружало внимание обучающихся с учётом их возраста и подготовленности.
3.Все упражнения начинаются с préparation, который вводит в ритм и характер музыки и дает исходное положение для начала упражнения, а также фиксирует окончание каждого упражнения, т.е. ставить исполнительскую точку.
4.Равномерно распределяется физическая нагрузка в течение всего занятия, соотносятся статические и динамические нагрузки.
5. Чередуется работа различных групп мышц и соотносится темп выполнения отдельных заданий.
Программа по хореографии с одаренными детьми предусматривает использование оценочных средств.
Оценка результативности.
Данная программа подчиняется закономерностям образовательного процесса: имеет цели и задачи, определяемое ими содержание взаимодействия педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. Важным элементом в обучении детей является контроль и мониторинг.
Основными видами контроля являются: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учет индивидуальных особенностей обучаемого, коллегиальность.
Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на поддержание учебной мотивации и интереса, выявление отношений обучающегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения программных требований.
Текущий контроль имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающегося, является частью внутришкольного контроля.
Промежуточная аттестация определяет уровень практической подготовки обучающегося и усвоение им образовательной программы объединения на определенном этапе обучения.
Показателями качества обучения образования являются:
- уровень познавательной мотивации образовательной деятельности обучающихся (измеряется результатами промежуточной и итоговой аттестации);
- активность участия в конкурсах, фестивалях различного уровня;
- активность участия обучающихся в концертах, внешкольных мероприятиях учреждения;
- положительная динамика достижений обучающегося в соответствии с его способностями и познавательными интересами: положительная динамика показателей количества победителей и призёров в различных конкурсах, фестивалях в объединениях.
В качестве мотивации и стимулирования воспитанников, направленной на раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей и способностей служат социальныемотивы, которые порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определённое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих (публичные выступления), и духовныемотивы, которые связаны с самосовершенствованием человека (разучивание новых танцев, композиций).
Основное содержание программы
Темы 1-2. Теория хореографического искусства «Мой коллектив – мой второй дом» (просмотр видеоматериалов).
Темы 3-4. Народный танец
Методика народного характерного танца. Движения русского танца.
Темы 5-6. Теория хореографического искусства «Музыка – основа танца». Практика - связь музыка и движения. Отражение в движениях построения музыкального произведения. Понятие о трех музыкальных жанрах – марш - танец – песня.
Темы 7-8.Историко-бытовой, бальный современный танец.
Методика бального танца. Движения мазурки.
Темы 9-10. Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки)
Темы 11-12. Партерная гимнастика. Выполнение упражнений для подвижности суставов, гибкости спины, вывортности, растяжки.
Темы 13-14. Темп музыкального произведения в танцевальных движениях. Выполнение движений в различных темпах, переход из одного темпа в другой, ускорение и замедление заданного темпа, сохранение заданного темпа после прекращения звучания музыки.
Темы 15-16. Народный танец
Методика народного характерного танца. Движения молдавского танца
Темы 17-18. Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки).
Темы 19-20 Теория хореографического искусства «Вокал и танец» (просмотр видеоматериалов) .Практика - Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях. Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
Темы 21-22.Историко-бытовой, бальный современный танец
Методика бального танца. Движения вальса.
Темы 23-24. Основы актерского мастерства Упражнения на внимание Упражнения на воображение Упражнения на освобождение мышц.
Темы 25-26. Партерная гимнастика. Выполнение упражнений для подвижности суставов, гибкости спины, вывортности, растяжки.
Темы 27-28. Народный танец
Методика народного характерного танца. Движения латышского танца
Темы 29-30.Постановочная работа. Этюды на предлагаемую музыку
Темы 31-32 Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки)
Темы 33-34Историко-бытовой, бальный современный танец
Методика бального танца. Движения Полонеза.
Темы 35-36 Партерная гимнастика. Выполнение упражнений для подвижности суставов, гибкости спины, вывортности, растяжки.
Темы 37-38 Работа на сцене.
Темы 39-40 Теория хореографического искусства
История танца (просмотр видеоматериалов). Разучивание танцевальной композиции.
Темы 41-42 Основы актерского мастерства Упражнения на внимание Упражнения на воображение Упражнения на освобождение мышц.
Темы 43-44 Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки)
Темы 45-46 Постановочная работа. Этюды на предлагаемую музыку.
Темы 47-48 Народный танец
Методика народного характерного танца .Движения хантыйского танца
Темы 49-50. Разучивание танцевальной композиции.
Темы 51-52 Теория хореографического искусства. Сценический макияж и культура сцены Страна волшебная – балет (просмотр видеоматериалов).
Темы 53-54 Работа на сцене.
Темы 55-56Историко-бытовой танец. Методика бального танца. Бранль.
Темы 57-58Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки).
Темы 59-60 Партерная гимнастика. Выполнение упражнений для подвижности суставов, гибкости спины, вывортности, растяжки.
Темы 61-62. Танцевальные композиции.
Темы 63-64 Теория хореографического искусства «Сценический костюм» (просмотр видеоматериалов).Работа на сцене.
Темы 65 -66. Концертная деятельность. Работа на сцене
Темы 65-66 Отчетный концерт.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы«Во власти танца»:
1.Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
2.Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Литература для учителя
1. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000г. – 624с.
2. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с. 3. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984. 4. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с. 5. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил. 6. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20047. – 224с. 7. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с. 8. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981. . 9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с. . 10. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил. 11. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. – 230 с. 12. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил. 12. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37. 13. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.