Технология занятия: элементы кейс - технологии, проектная технология.
Оборудование: учебник «Школьная риторика» под редакцией Ладыженской,компьютер, видеопроектор, видеосюжеты, кейсы.
Цели:
Образовательная: практика поиска и выработки альтернативных решений, знакомство с притчей как речевым жанром, его особенностями; учим рассказывать притчи, это короткий рассказ; учим выводить мораль из притчи
Развивающая: Развивать мышление, воображение, речь в процессе общения, дикцию;;
Воспитательная: совершенствовать навыки вежливого общения, прививать чувства доброжелательности, внимательности к адресату; развитие социальных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими)
Формирование УУД:
Личностные действия: практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций;
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательная: практика поиска и выработки альтернативных решений, знакомство с притчей как речевым жанром, его особенностями; учим рассказывать притчи, это короткий рассказ; учим выводить мораль из притчи
Развивающая: Развивать мышление, воображение, речь в процессе общения, дикцию;;
Воспитательная: совершенствовать навыки вежливого общения, прививать чувства доброжелательности, внимательности к адресату; развитие социальных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими)
Формирование УУД:
Личностные действия: практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций;
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Мотивационный этап
---Здравствуйте,ребята и наши уважаемые гости! Сегодня речь у нас пойдет о притче,ее особенностях. Но перед этим закрепим материал предыдущего занятия. Что такое комплимент? Проговорим их друг другу. А теперь гостям( элегантные,талантливые,неутомимые),мне. А я вам-вы трудолюбивые, целеустремленные,искренние,креативные.Получать комплименты всегда приятно. Это объясняется тем, что они вызывают у нас положительные эмоции. Поэтому получайте комплименты и как можно чаще дарите их в ответ!
Как обычно, урок риторики мы с вами начнём с дыхательных упражнений.
· Представим, что мы попали в цветочный магазин. Сколько запахов кругом! Вдохнём глубоко…. Ещё!
· А сейчас каждый из вас стал именинником. Задуем на торте одну свечу… 5 свечей…. 10 свечей.
Молодцы!
ИТАК,ТЕМА ЗАНЯТИЯ (слайд)
Просмотр притчи о бабочке. На эту тему у Светланы Копыловой есть песня-притча "Бабочка"(звучит песня).
----О чем сегодня пойдет у нас речь на занятии?( О притче)
-----Какой вывод вы можете сделать после прослушанной притчи?
МОЛОДЦЫ!
Учитель : Народная мудрость гласит: «Красна речь с притчею». Действительно, использование притчи делает речь яркой, образной, поучительной. В античные времена притча входила в число подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ораторскому мастерству. Целью занятий такими упражнениями было подготовить ученика к использованию притчи как средства аргументации в публичной речи. Этот жанр продолжал существовать и развиваться не только во времена античности и средневековья, но и в XVIII и XIX веках. Так, Л.Н. Толстой в «Азбуке» особенно широко использует сюжеты притч Эзопа. Писателя - педагога привлекали в них простота языка, формы и стиля, обыденность обыгрываемых ситуаций, общедоступность содержания.
Секрет популярности притчи кроется не только в специфических особенностях ее содержания и художественной формы, но и в доступности для любого слушателя. Притча легко запоминается, прочно держится в памяти, является великолепным материалом для аргументации и украшения речи. Притча является речевым жанром, который в равной степени способен воздействовать и на ум, и на чувства слушателей.
Притчи можно использовать в самых разных ситуациях общения: в публичном выступлении, в качестве обоснования в споре, в беседе, дискуссии, и , что важно для педагогического общения, в разрешении конфликтных ситуаций.
Что же такое притча?
Коля и Риторик (ст.110)разговор
Основные понятия
УЧИТЕЛЬ
Притча - это короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления. Мораль каждый извлекает из притчи сам ( или не извлекает), следует (или не следует) наставлениям, не случайно В.И. Даль толкует притчу как « поучение в примере»
Притча про добро и зло(ВИДЕО)
Этап актуализации знаний
Вспомните, кто из русских писателей создавал произведения , содержащие мораль? Знаете ли вы притчи?
Этап открытий новых знаний.
Иногда важные вещи легче рассказать в форме притчи. Все народы мира так и делают.
Чтение притчи «Львица и лиса», «Крестьянин и его дети». Найти мораль.
1. Притча о внешнем виде-мораль.(просмотр видеопритч)
2.Притча про ослика.
3.О счастье.
4.О родителях.
------Что же делает притча с людьми?---Ответы учащихся. (Притча заставляет думать, рефлексировать, понимать свои чувства и поступки, разбираться в сложностях человеческих отношений, становиться лучше. Притча учит нравственности.)
Анализ текстов. Групповое задание на закрепление .
Притча о карандаше.(видео)
Технология работы над притчей(слайд)
-внимательно прочесть(прослушать), подумать;
-вывести мораль из притчи;
-сократить притчу;
-смоделировать ситуации применения притчи;
-ввести притчу в высказывание;
6-опровергнуть или аргументировать поучительную мысль
Самостоятельная работа в парах(тройках) на закрепление материала (кейс-технология, метод кейс – стади). Учитель выдает кейс документов (текст притчи) парам. Время обсуждения-1-2 мин.