kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Природные сообщества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по теме "Природные сообщества" позволяет закрепить понятие о благоприятных природных условиях для жизни организма,показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами живых организмов. В ходе занятия применяются игровые моменты для лучшего усвоения материала, понимания различий между разными природными экосистемами. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Природные сообщества"»

Занятие по теме :«Природные сообщества»

Цели:  Обучающие: закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для   жизни организма; показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами; проверить понимание изученного о природном сообществе                                          

           Развивающие: научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;развивать умение анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ; грамотно выражать свои мысли;

развивать учебно-организационных умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

способствовать развитию коммуникативности.

       Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.

развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести.

формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный этап

 Вступление – приветствие.

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. Но я не волнуюсь: всё ли задуманное осуществится!

Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).

Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).

Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!

Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается.

Спасибо, я ценю честных людей!

Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Постановка проблемного вопроса.

– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

Знаете, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Может, вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос.

Предоставляются рабочие листы с объектами природы .(лес, болото, пустыня) Нужно подобрать подходящие,  объекты природы для конкретной территории. данной территории( лево- правополушарный подход).

Вывод: объекты живой и неживой природы взаимосвязаны Вот такое единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды, называется природным сообществом, каждый организм живет в своем сообществе.

Тема урока:  «Природные сообщества»

III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно

ящерица – пустыня, жарко, песок

Лягушка  – болото, вода

Волк – лес, тайга, шерсть.

Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,

Зебру и пингвина;

верблюда и лягушку;

жирафа и дельфина?

– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)

– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)

– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.  

– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)

Значит, живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно, это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения.

СО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.

Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный –создан…ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный …– создан ЧЕЛОВЕКОМ.

Физпауза.

А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы.

Посмотрим, что у вас получилось.

Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!

Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.

Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)

IV. Этап закрепления знаний

а) Подведение итогов.

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.

б) Самоконтроль.

– А теперь – поиграем:

Игра называется “Кто лишний”:

Проверим себя.

Наше исследование продолжается. Вспомните, как образно принято называть растения- кормильцами, производителями, продуцентами..

- Могут ли животные создавать себе пищу так же, как растения?

Нет. Животные едят готовую пищу. Растительноядные животные питаются растениями. Это- потребители первого порядка.

Хищники охотятся на других животных. Это потребители второго порядка.В их зубы чаще попадают больные и слабые животные, чем сильные и здоровые. Если не будет хищников, то растительноядных животных станет слишком много. Они съедят все растения и погибнут от голода. А кого называют потребителями третьего порядка?

- Наши наблюдения показывают, что каждый живой организм приспособился сосуществовать вместе с другими живыми организмами. Растения создают сложные вещества из простых и служат пищей для растительноядных животных. А те, в свою очередь, являются пищей для хищников. Это называется «Цепи питания»

Рано или поздно все растения и животные старятся и умирают. Их останки попадают в почву. Мелкие почвенные животные и мельчайшие организмы – мы их договорились называть «мусорщики» - превращают   сложные вещества опять в простые. Таким образом,  они снова становятся пригодными для растений. Следовательно, получилась круговая связь живого и неживого.

Приведите примеры- различные цепи питания.

V. Домашнее задание

И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит никакого труда. Посмотрите распечатанный конспект, вы его прикрепите в тетради и ,используя его, выберите одно задание.

1.Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.

2.Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.

VI. Рефлексия

– Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:

Больше всего мне понравилось …

Сегодня я понял (а), что думать …

Главным на уроке для меня было …

– Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.

Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.

Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.

А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Их личинки, уничтожали гусениц, вредящих лесу. Может, кто то продолжит мою мысль?

Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. Некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И всё потому, что дети нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.

А один из них, например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.

Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. И для того, чтобы всё-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука экология.

По вине человека уже исчезли многие животные и растения. Другие оказались «бездомными», потому что люди заняли места их обитания. Человек не царь природы, а её частичка. Поэтому, чтобы выжить, людям надо жить в мире с природой, зная её законы.

Да, к сожалению, человек совершил очень много ошибок. А что предпринимают люди, чтобы сберечь вымирающие растения и животных?

Учёные во всё мире давно подняли тревогу, доказав, что нужно тщательно обдумывать всякое вмешательство человека в природу. Ведь и нам, и нашим потомкам будут нужны зелень, чистая вода, пение птиц – вся красота Земли.

Можно считать одни объекты природы полезными, а другие – вредными? Почему?

Надо оставлять в природе только те объекты, которые полезны человеку? Почему?

Можно переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь лишь на желаниях человека? Почему?

- Что вы можете сделать, чтобы повсюду жила красота природы?( рассказ о цветах, выращиваемых на пришкольном участке)

Ты – часть природных чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

С этим не прощаться.

Резерв.

Игра «Зелёный крокодил». Один из ребят показывает пантомимой животное, учащиеся класса указывают, к какому природному сообществу( экосистеме) оно относится.

Дополнительное задание:

Нарисовать животное, указать, к какому природному сообществу( экосистеме) оно относится.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект занятия "Природные сообщества"

Автор: Спивак Лидия Леонидовна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286690

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме: Луг-природное сообщество "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-po-tiemie-lugh-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "234257"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443380380"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по теме: "Природные сообщества""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_po_tiemie_prirodnyie_soobshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "405080"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490882022"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: «Друзья природы»"
    ["seo_title"] => string(78) "konspekt_zaniatiia_po_ekologii_v_podgotovitelnoi_gruppe_na_temu_druzia_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "611097"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1657831803"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по окр миру и математике по теме "Лес - природное сообщество2"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-okr-miru-i-matiematikie-po-tiemie-lies-prirodnoie-soobshchiestvo2"
    ["file_id"] => string(6) "274820"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452446260"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект внеурочного занятия с презентацией на тему: "Лесное путешествие с Машей" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-vnieurochnogho-zaniatiia-s-priezientatsiiei-na-tiemu-liesnoie-putieshiestviie-s-mashiei"
    ["file_id"] => string(6) "102966"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402561501"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства