Приветствие . -Ребята, в начале урока я предлагаю вам отгадать загадки: Стройная красавица растёт на поляне . В зелёной кофточке и в белом сарафане . (Берёза ) - Что же это за девица ? Не швея, не мастерица , Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? ( Ель ) - Это что за зверь лесной : встал , как столбик под сосной, И стоит среди травы – уши больше головы ? ( Заяц ) - Я под шапкою цветной на ноге стою одной . У меня свои повадки : я всегда играю в прятки . ( Гриб ) - Кто в халате и берете будит рощу на рассвете ? Тук – тук – тук . Щепки лишь летят вокруг . ( Дятел ) - Он в берлоге спит зимой под большущею сосной , А когда придёт весна , просыпается от сна ( Медведь ) - Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Попробуйте определить тему урока . ( О лесе ) - А теперь давайте попробуем определить цель нашего урока к которой мы должны прийти к концу урока. ( Чтобы познакомиться с его жителями ,узнать как они приспособились к жизни в лесу) Проведём урок исследование. Что же мы будем исследовать? (Исследовать значение леса в природе ) Да, используя ваше умение анализировать полученные данные, умение делать выводы , мы проведем исследование , связанное с изучением природы нашего края и установим, что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообщества. Здравствуй , вольная природа, Лес – великая страна! Удивительным народом Та страна населена. 3.Работа по теме - Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром , полным загадок и тайн , красоты и очарования . -Мы отправимся в это мир не за грибами да ягодами , а за чудесами – новыми знаниями . . - Вы раскроете смысл новых понятий, научитесь устанавливать взаимосвязь между живыми организмами. . - Определите, о какой природной зоне идет речь. Читает ученик со слайда: . Зона расположена севернее зоны степей. Лето тёплое, зима короче, чем в тундре, и мягче. В течение года выпадает большое количество осадков. В этой зоне могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листьями, раскидистая липа, сосна и ель растут вперемешку. Их ветви часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешины и других кустов. В этой зоне обитают бурый медведь, куница, иволга, рысь, сорока, дятел, дрозд. Население этой зоны занимается заготовкой древесины, пушнины. Здесь очень много пастбищ. А ещё эту зону называют лёгкими нашей планеты. (После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о лесной зоне). Угадайте, что это за зона? ( Лесная зона) По каким признакам вы догадались, что это за зона? ( Она тянется от Балтийского моря до Тихого океана) Кто может показать эту зону на карте. ( Показывают ). Лесами покрыто около 20 % всей земной суши. Много это или мало? А что нужно делать ,чтобы увеличить площадь? Различные виды деревьев в лесу растут в зависимости от климата и географического положения определённой местности. -Найдите на карте наш город. Посмотрите, в какой природной зоне он расположен?. -А какие леса в нашем крае ,какой вы сделаете вывод ? ( Зона лесная. Лиственные леса, в основном смешанные, т.к. у нас климат умеренный и чётко происходит смена четырёх времён года) Лес не только для нашей забавы, В нем деревья, ягоды, травы. Птицы и звери, И прочие твари. Ученые тоже работают тут, Лес они сообществом зовут. Учёные лес называют сообществом. Как вы думаете почему? Природное сообщество – это экологическое понятие. 4.Индивидуальное задание: Князева Алина поработает со словарем и найдёт толкование слова « Сообщество» А вы , ребята, вспомните и скажите, что такое экология? (Наука , которая изучает взаимоотношения организмов со средой обитания). 5. Работа со словарём. - Алина, какое толкование слова « Сообщество» ты прочитала в словаре? ( Зачитывает ) . - Лес сложный растительный организм, в состав которого входят множество разнообразных растений. 6. Работа по группам. Давайте рассмотрим гербарии растений, которые мы встречаем в наших лесах. 1группа получает гербарий деревьев. 2 группа- гербарий кустарников 3 группа- гербарий трав. Дети по очереди дают характеристику. Почему в такой последовательности вы получили гербарии? Какой вы сделаете вывод? (Деревья – это высокие растения . Кустарники – они относительно высокие, всевозможные травы. А по земле стелятся – мхи и лишайники. Какой вывод вы можете сделать из сказанного? (Растения располагаются от высокого к низкому. Чем же для нас видится лес? (Лесенкой) Да, растения в лесу располагаются этажами. Ученые называют их – ярусами леса. Как располагаются ярусы? (В порядке уменьшения., т.е. от высокого к низкому.) Как вы думаете, растения , какого яруса получают больше всего света? (Верхний ярус ) Почему? (Растения этого яруса получают света больше, т.к они самые высокие ). Почему кустарники остаются под пологом леса и называются подлеском? (Особенностью кустарников, является то, что даже при самых благоприятных условиях по высоте кустарники не могут догнать взрослые деревья.) -Как вы думаете , к какому ярусу можно отнести молодые деревца? ( Это будущий лес, значит вырастут большими деревьями) Решите задачи 1.Берёза прожила 50 лет, что составляет 1/5 часть продолжительности её жизни. Какова продолжительность жизни берёзы? ( 250 лет) 2.Ель может прожить 1200 лет, а сосна – ½ этого возраста, а рябина на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живёт рябина? ( 1200 : 2= 600 лет -живёт сосна 600 – 520 = 80 лет – живёт рябина ) А легко ли в лесу увидеть животных? (Нет ) А почему? (Их меньше , чем растений и они прячутся в листве деревьев, в траве ). Чем будут являться деревья и кустарники для живых организмов леса? ( Деревья и кустарники являются местом гнездования птиц. Плоды являются пищей разным зверям, птицам ). А можно ли увидеть живые организмы в травах и кустарничках , ведь они теневыносливы? А если можно, то кого увидим? (Насекомых, и некоторые виды птиц). - Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.) - А какой это дом? (Большой, многоэтажный.) - Давайте выделим этажи леса, ведь каждый из них имеет своё название: А). Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем -это Деревья Б).Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей –это Кустарники В).Растения с мягкими зелёными стеблями –это Травы . «Хочу пригласить вас сегодня в лес В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете, дети, Тайны чудные откроете эти». Я приглашаю вас, ребята, в путешествие по Тульским лесам и вы познакомите нас с растениями, которые там растут, материал вы найдете в книге по Тульскому краю. Работать будем группами. 1 группа выбирает названия деревьев 2 группа – названия кустарников 3 группа - названия трав . -Запишем это в таблице, которые находятся у вас на столах . Ярусы леса | деревья | кустарники | травы | … | … | … | - Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами? (Так растения приспосабливаются к использованию солнечного света. Это помогает многим растениям ужиться вместе). Работа по учебнику На стр. 178 давайте прочитаем статью « Лесные этажи». Верны ли наши предположения? Прочитайте последние 2 предложения. Какой вопрос можно задать по их содержанию. ( Почему растения занимают разные этажи? ) Ярусность - это приспособление к более полному использованию солнечного света для фотосинтеза.. Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Посмотрите на этот плакат. Это наш будущий лес. Давайте его заселим растениями. Самый верхний ярус будут занимать - (деревья) Назовите деревья и разместите в нашем лесу. средний - (кустарники ) .Назовите, какие кустарники вы знаете. нижний ярус занимают -, (травы ) и практически стелятся по земле – это (мхи и лишайники ) Вот мы и заселили наш лес. . Каждое растение нашло в лесу своё место Физкультминутка Ветер тихо клен качает Влево, вправо наклоняет. Раз – наклон, и два наклон Зашумел листвою клен. - Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава, остатки старой травы, сухие веточки). - Ученые называют это лесной подстилкой. Год за годом опадают листья, засыхает трава. Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев? (Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной). Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. Для чего нужна подстилка? (Некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы). Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку). - А именно? (Ежам, медведям, разным жукам). Лесная подстилка - один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммероном. Звучит он так « Всё связано со всем». - Как вы понимаете эти слова? - Мы с вами выяснили, что лес является для животных домом и там же они находят для себя пищу. - Рассмотрим пример взаимоотношения дерева и жука – короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. - А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. - Вред или пользу приносят короеды лесу? Как вы думаете? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет). Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если разрушить эти связи, то что произойдёт? (Нарушится экологическое равновесие). Решите устно задачи: Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц. . Сколько гусениц может уничтожить эта кукушка за 15 часов? ( 100 х 15 = 1500 гус. ) Давайте составим цепь питания (Дерево---гусеница-кукушка ) Решите ещё одну задачу: Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за одну минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? (20 х 60 = 1200 нас. ) Известно, что там , где много муравейников, лес чистый и здоровый. Муравьи поедают очень вредных вредителей леса. Составьте цепи питания рыжего муравья с другими обитателями леса. Лист – гусеница - муравей Можно ли утверждать, что есть вредные и полезные животные леса? Продолжим работу с книгой « Уголок родной природы». Ответьте на вопросы: 1 группа -Какие животные встречаются в лесах нашего края? 2 группа – А какие обитают птицы. 3 группа – а кто обитает в почве ( Ответы детей) Давайте оживим наш лес. Прикрепите картинки с животными на соответствующем лесном этаже, но кто где живёт. Помните: как в любом, так и в лесном доме есть ещё что –то вроде « подвала «. Как вы думаете, кто или что могут жить в этом подвале? (Тут прячутся корни зелёных обитателей леса.) ( Крот, мышь, черви, личинки) Составьте цепи питания, Шишка-белка –куница Кора дерева – … - волк Какое звено пропущено? Вставьте его ( Заяц ) - Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? - Приведите примеры такой помощи. ( Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишку далеко от дерева, на котором она выросла. Так распространяются семена ).. - Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь. И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. - Как вы думаете, лесу грибы нужны? . Для чего ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков) В учебнике на странице 179 вы дома прочитаете статью « Нужны ли лесу грибы» 8. Проверочный тест. --А сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Он у вас на карточках. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а неверные - знаком «-». Тест 1.Растения в лесу растут ярусами. 2.Животные делят ярусы между собой. 3.На деревьях обитают кроты и землеройки. 4.Грибы помогают расти деревьям. 5.Лось – хищник. 6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает. 7.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. 8.В лесу необходимо сохранение экологического равновесия. -Поменяйтесь работами с соседом и поставьте оценку, руководствуясь следующими критериями: 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, 4 и более, к сожалению, - 2. Но таких, я надеюсь, не будет. Ну и, конечно, без ошибок – пятёрка. А теперь давайте все вместе проверим. + + - + - + - + 10. Игра « Кто лишний» Вы должны установить, что или кто в данной группе оказался случайно и обоснуйте свой ответ. 1. Рябина, дуб, ель, берёза. 2.Дятел, дикая утка, сойка, сова 3.Медведь, соболь, муравей, лисица. А что важно для благоприятного существования леса как природного сообщества? 11.Лес и человек Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет . Никто и ничто не может уничтожить лес. Так ли это? Кто может уничтожить лес? ( Человек ) Как же должен вести себя в лесу человек, чтобы не навредить природе? ( Ответы детей ). К сожалению, человек пока ешё плохо понимает лесной « язык «, поэтому он делает много ошибок и главная из них – уничтожение леса. Решите экологические задачи: Оцени ситуацию. Как , по вашему , надо поступить в каждом конкретном случае? а) Ребята отдыхали в лесу. Кто – то заметил: « Тихо очень. Даже птицы не поют. Скучно. Давайте включим транзистор». б) Ребята вырыли яму под кустом и сложили в неё весь мусор, который появился после их отдыха. в) На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластиковые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали всё это и сожгли на костре. ( Сжигать изделия из синтетических веществ нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные соединения, которые могут повлиять на здоровье растений, животных и самого человека. Кроме того, в золе остаётся смола, которая не разлагается естественным путём. Весь мусор надо было взять с собой в город и выбросить в мусоросборник.) Приходя в лес думайте о том, что вас окружает живая природа, которая ищет у вас защиты. Так что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообщества? ( чтобы растения росли ярусами, которые делят между собой все животные леса. Важно наличие грибов и микроорганизмов в лесной подстилке, а также сохранение экологического равновесия.) Есть просто храм Есть храм науки. А есть ещё природы храм – С лесами тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Помните: в природе всё взаимосвязано. То, что есть вокруг – обязательно кому – то нужно, хотя не всегда это сразу заметно. Ребята, я предлагаю каждому из вас оценить свою работу. На столах у вас лежат листочки с утверждениями : - Я доволен, у меня всё получилось; -Я немного не понял новый материал; - Я ничего не понял, но я научусь. Нарисуйте человечка возле того утверждения, с которым , на ваш взгляд, вы справились. ( Соберу листки ) Оценивание А теперь я оценю вашу работу на уроке. ( Выставляю отметки) Домашнее задание Окр. мир : стр. 175 – 181 чит. Р.т. стр – 55 - 58 |