kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окр миру и математике по теме "Лес - природное сообщество2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по окружающему миру и математике. 4 класс.

Урок исследование  по теме « Жизнь леса. Лес- природное сообщество».

Окружающий мир: Тема « Жизнь леса. Лесное сообщество».

Математика : « Решение простых задач с многозначными числами».

                                                                         Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.

                                                               Задачи урока:

1.Предметные:

  • Дать понятия: сообщество, ярусы леса, лесная подстилка, микроорганизмы;
  • Продолжить формировать умение решать задачи в пределах тысячи;

            Формировать представление о лесе, как природном сообществе.

2.Метапредметные:

  • Создавать условия для аргументированного мнения;
  • Развивать мыслительные операции, анализ, синтез, обобщение;

           Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

3.Личностные:

  • Формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах;
  • Воспитывать любовь к творчеству, родной природе;

           Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Оборудование:   компьютер,  карта природных зон;  плакат « Лес», со съёмными ярусами;   толковый словарь;  гербарий с растениями.

карта природных зон России.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окр миру и математике по теме "Лес - природное сообщество2»

Тип урока :

Интегрированный урок по окружающему миру и математике. 4 класс.



Урок исследование по теме « Жизнь леса. Лес- природное сообщество».

Окружающий мир: Тема « Жизнь леса. Лесное сообщество».


Математика : « Решение простых задач с многозначными числами».


Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.




Задачи урока:

1.Предметные:

  • Дать понятия: сообщество, ярусы леса , лесная подстилка, микроорганизмы;

  • Продолжить формировать умение решать задачи в пределах тысячи;

Формировать представление о лесе, как природном сообществе.

2.Метапредметные:

  • Создавать условия для аргументированного мнения;

  • Развивать мыслительные операции, анализ, синтез, обобщение;

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

3.Личностные:

  • Формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах;

  • Воспитывать любовь к творчеству, родной природе;

Работать над осознанием ответственности за общее дело.


Оборудование: компьютер, карта природных зон; плакат « Лес», со съёмными ярусами; толковый словарь; гербарий с растениями.

карта природных зон России.





Основные этапы урока

Дидактическая задача

Содержание, вид учебной деятельности

Формирование регулятивных УУД

1.Орг. момент







2Актуализация знаний.






















Постановка цели урока
























4. Работа над основной темой урока.





































5.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.





































































































































































6.Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.













7.Динамическая пауза








































































































































8. Обобщение изученного и включение его в систему ранее изученных ЗУН и УУД.








































































































9. Рефлексия деятельности.

















































Организация направленного внимания на начало уч. занятия




Создание ситуации необходимости получения новых знаний.




















Осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме.
























Познавательная уч. д. : универсальн. логические действия, подве дение под понятие , синтез как составление целого из частей.





















Познав. уч.д.

Универ. логич. дейст.: анализ с целью выделения существенных признаков.















Познав. уч.д.

Универ. логич. дейст.: анализ с целью выделения существенных признаков














































































































































Познав.

Знаково- символ. моделирование: выделение существенных признаков.



















Творческое применение умений и навыков.













Смена деятельности.




















































































Познават.УУД

Поиск необходимой информации.




















































Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнении упражнений.













































































































Формирование личной ответственности за результаты своей деятельности.

Приветствие

.




-Ребята, в начале урока я предлагаю вам отгадать загадки:



Стройная красавица растёт на поляне .

В зелёной кофточке и в белом сарафане . (Берёза )


- Что же это за девица ? Не швея, не мастерица ,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? ( Ель )

- Это что за зверь лесной : встал , как столбик под сосной,

И стоит среди травы – уши больше головы ? ( Заяц )

- Я под шапкою цветной на ноге стою одной .

У меня свои повадки : я всегда играю в прятки . ( Гриб )

- Кто в халате и берете будит рощу на рассвете ?

Тук – тук – тук . Щепки лишь летят вокруг . ( Дятел )

- Он в берлоге спит зимой под большущею сосной ,

А когда придёт весна , просыпается от сна ( Медведь )


- Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Попробуйте определить тему урока . ( О лесе )


- А теперь давайте попробуем определить цель нашего урока к которой мы должны прийти к концу урока.


( Чтобы познакомиться с его жителями ,узнать как они приспособились к жизни в лесу)


Проведём урок исследование. Что же мы будем исследовать?


(Исследовать значение леса в природе )


Да, используя ваше умение анализировать полученные данные, умение делать выводы , мы проведем исследование , связанное с изучением природы нашего края и установим, что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообщества.

Здравствуй , вольная природа,

Лес – великая страна!

Удивительным народом

Та страна населена.


3.Работа по теме

- Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром , полным загадок и тайн , красоты и очарования .

-Мы отправимся в это мир не за грибами да ягодами , а за чудесами – новыми знаниями . .

- Вы раскроете смысл новых понятий, научитесь устанавливать взаимосвязь между живыми организмами.

.

- Определите, о какой природной зоне идет речь.

Читает ученик со слайда:

. Зона расположена севернее зоны степей. Лето тёплое, зима

короче, чем в тундре, и мягче. В течение года выпадает большое количество осадков.

В этой зоне могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листьями, раскидистая липа, сосна и ель растут вперемешку. Их ветви часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешины и других кустов.

В этой зоне обитают бурый медведь, куница, иволга, рысь, сорока, дятел, дрозд.

Население этой зоны занимается заготовкой древесины, пушнины. Здесь очень много пастбищ. А ещё эту зону называют лёгкими нашей планеты.


(После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о лесной зоне).


Угадайте, что это за зона? ( Лесная зона)


По каким признакам вы догадались, что это за зона?


( Она тянется от Балтийского моря до Тихого океана)


Кто может показать эту зону на карте. ( Показывают ).


Лесами покрыто около 20 % всей земной суши. Много это или мало?

А что нужно делать ,чтобы увеличить площадь?


Различные виды деревьев в лесу растут в зависимости от климата и географического положения определённой местности.



-Найдите на карте наш город. Посмотрите, в какой природной зоне он расположен?.

-А какие леса в нашем крае ,какой вы сделаете вывод ?

( Зона лесная. Лиственные леса, в основном смешанные, т.к. у нас климат умеренный и чётко происходит смена четырёх времён года)


Лес не только для нашей забавы,

В нем деревья, ягоды, травы.

Птицы и звери,

И прочие твари.

Ученые тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.


Учёные лес называют сообществом. Как вы думаете почему?

Природное сообщество – это экологическое понятие.

4.Индивидуальное задание:


Князева Алина поработает со словарем и найдёт толкование слова « Сообщество»

А вы , ребята, вспомните и скажите, что такое экология?

(Наука , которая изучает взаимоотношения организмов со средой обитания).

5. Работа со словарём.

- Алина, какое толкование слова « Сообщество» ты прочитала в словаре?

( Зачитывает )

.

- Лес сложный растительный организм, в состав которого входят множество разнообразных растений.


6. Работа по группам.

Давайте рассмотрим гербарии растений, которые мы встречаем в наших лесах.

1группа получает гербарий деревьев.

2 группа- гербарий кустарников

3 группа- гербарий трав.

Дети по очереди дают характеристику.


Почему в такой последовательности вы получили гербарии?


Какой вы сделаете вывод?

(Деревья – это высокие растения .

Кустарники – они относительно высокие,

всевозможные травы.

А по земле стелятся – мхи и лишайники.


Какой вывод вы можете сделать из сказанного?


(Растения располагаются от высокого к низкому.


Чем же для нас видится лес?

(Лесенкой)


Да, растения в лесу располагаются этажами. Ученые называют их – ярусами леса.

Как располагаются ярусы?


(В порядке уменьшения., т.е. от высокого к низкому.)



Как вы думаете, растения , какого яруса получают больше всего света? (Верхний ярус )

Почему?

(Растения этого яруса получают света больше, т.к они самые высокие ).

Почему кустарники остаются под пологом леса и называются подлеском?


(Особенностью кустарников, является то, что даже при самых благоприятных условиях по высоте кустарники не могут догнать взрослые деревья.)


-Как вы думаете , к какому ярусу можно отнести молодые деревца?

( Это будущий лес, значит вырастут большими деревьями)

Решите задачи

1.Берёза прожила 50 лет, что составляет 1/5 часть продолжительности её жизни. Какова продолжительность жизни берёзы? ( 250 лет)


2.Ель может прожить 1200 лет, а сосна – ½ этого возраста, а рябина на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живёт рябина?

( 1200 : 2= 600 лет -живёт сосна

600 – 520 = 80 лет – живёт рябина )



А легко ли в лесу увидеть животных? (Нет )

А почему?

(Их меньше , чем растений и они прячутся в листве деревьев, в траве ).


Чем будут являться деревья и кустарники для живых организмов леса?

( Деревья и кустарники являются местом гнездования птиц.

Плоды являются пищей разным зверям, птицам ).



А можно ли увидеть живые организмы в травах и кустарничках , ведь они теневыносливы?

А если можно, то кого увидим?


(Насекомых, и некоторые виды птиц).


- Чем является лес для живых организмов?

(Для живых организмов лес является домом.)

- А какой это дом?

(Большой, многоэтажный.)


- Давайте выделим этажи леса, ведь каждый из них имеет своё название:

А). Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем -это Деревья


Б).Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей –это Кустарники


В).Растения с мягкими зелёными стеблями –это Травы


.



«Хочу пригласить вас сегодня в лес

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти».



Я приглашаю вас, ребята, в путешествие по Тульским лесам и вы познакомите нас с растениями, которые там растут, материал вы найдете в книге по Тульскому краю.

Работать будем группами.


1 группа выбирает названия деревьев

2 группа – названия кустарников

3 группа - названия трав

.

-Запишем это в таблице, которые находятся у вас на столах .


Ярусы леса

деревья

кустарники

травы


- Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами?

(Так растения приспосабливаются к использованию солнечного света.

Это помогает многим растениям ужиться вместе).

Работа по учебнику

На стр. 178 давайте прочитаем статью « Лесные этажи».

Верны ли наши предположения?

Прочитайте последние 2 предложения. Какой вопрос можно задать по их содержанию.

( Почему растения занимают разные этажи? )


Ярусность - это приспособление к более полному использованию солнечного света для фотосинтеза..


Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений.


Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается.

Посмотрите на этот плакат. Это наш будущий лес. Давайте его заселим растениями.

Самый верхний ярус будут занимать - (деревья) Назовите деревья и разместите в нашем лесу.

средний - (кустарники )

.Назовите, какие кустарники вы знаете.


нижний ярус занимают -, (травы )


и практически стелятся по земле – это (мхи и лишайники )

Вот мы и заселили наш лес. . Каждое растение нашло в лесу своё место


Физкультминутка


Ветер тихо клен качает

Влево, вправо наклоняет.

Раз – наклон, и два наклон

Зашумел листвою клен.



- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Что лежит у вас под ногами?

(Старые листья, сквозь них пробивается трава, остатки старой травы, сухие веточки).


- Ученые называют это лесной подстилкой. Год за годом опадают листья, засыхает трава. Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев?


(Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной).


Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.

Для чего нужна подстилка?

(Некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы).



Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов?

(Тем животным, которые зимой впадают в спячку).

- А именно?

(Ежам, медведям, разным жукам).


Лесная подстилка - один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммероном. Звучит он так « Всё связано со всем».


- Как вы понимаете эти слова?


- Мы с вами выяснили, что лес является для животных домом и там же они находят для себя пищу.


- Рассмотрим пример взаимоотношения дерева и жука – короеда.


Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой.

- А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.

- Вред или пользу приносят короеды лесу? Как вы думаете?


(Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет).


Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ.

Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно.

Если разрушить эти связи, то что произойдёт?

(Нарушится экологическое равновесие).



Решите устно задачи:

  1. Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц. . Сколько гусениц может уничтожить эта кукушка за 15 часов?

( 100 х 15 = 1500 гус. )


Давайте составим цепь питания


(Дерево---гусеница-кукушка )

Решите ещё одну задачу:

  1. Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за одну минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?

(20 х 60 = 1200 нас. )

Известно, что там , где много муравейников, лес чистый и здоровый. Муравьи поедают очень вредных вредителей леса.


Составьте цепи питания рыжего муравья с другими обитателями леса.


Лист – гусеница - муравей


Можно ли утверждать, что есть вредные и полезные животные леса?


Продолжим работу с книгой « Уголок родной природы». Ответьте на вопросы:


1 группа -Какие животные встречаются в лесах нашего края?

2 группа – А какие обитают птицы.

3 группа – а кто обитает в почве

( Ответы детей)


Давайте оживим наш лес. Прикрепите картинки с животными на соответствующем лесном этаже, но кто где живёт.

Помните: как в любом, так и в лесном доме есть ещё что –то вроде « подвала «. Как вы думаете, кто или что могут жить в этом подвале?

(Тут прячутся корни зелёных обитателей леса.)

( Крот, мышь, черви, личинки)


Составьте цепи питания,


Шишка-белка –куница

Кора дерева – … - волк

Какое звено пропущено? Вставьте его

( Заяц )

- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?


- Приведите примеры такой помощи.

( Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишку далеко от дерева, на котором она выросла. Так распространяются семена )..

- Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.


И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.


- Как вы думаете, лесу грибы нужны? .

Для чего ?


(Лесу грибы нужны.

Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями.

Грибами питаются и лечатся животные.

Грибы способствуют разложению растительных остатков)


В учебнике на странице 179 вы дома прочитаете статью « Нужны ли лесу грибы»



8. Проверочный тест.


--А сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Он у вас на карточках. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а неверные - знаком «-».


Тест


1.Растения в лесу растут ярусами.

2.Животные делят ярусы между собой.

3.На деревьях обитают кроты и землеройки.

4.Грибы помогают расти деревьям.

5.Лось – хищник.

6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает.

7.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

8.В лесу необходимо сохранение экологического равновесия.


-Поменяйтесь работами с соседом и поставьте оценку, руководствуясь следующими критериями: 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, 4 и более, к сожалению, - 2. Но таких, я надеюсь, не будет. Ну и, конечно, без ошибок – пятёрка.


А теперь давайте все вместе проверим. + + - + - + - +



10. Игра « Кто лишний»

Вы должны установить, что или кто в данной группе оказался случайно и обоснуйте свой ответ.


1. Рябина, дуб, ель, берёза.

2.Дятел, дикая утка, сойка, сова

3.Медведь, соболь, муравей, лисица.

А что важно для благоприятного существования леса как природного сообщества?

11.Лес и человек


Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет . Никто и ничто не может уничтожить лес.

Так ли это?


Кто может уничтожить лес?

( Человек )


Как же должен вести себя в лесу человек, чтобы не навредить природе?

( Ответы детей ).


К сожалению, человек пока ешё плохо понимает лесной « язык «, поэтому он делает много ошибок и главная из них – уничтожение леса.


Решите экологические задачи:


    • Почему лес после того, как в нём вырубили старые дуплистые деревья, стал гибнуть?


    • Как изменится жизнь дубравы после того, как химическим способом уничтожили растительноядных насекомых?



    • Чистота воздуха во многом зависит от здоровья леса. А зависит ли здоровье леса от чистоты воздуха?


    • Ты с друзьями поехал в лес. Знаешь ли ты, как надо вести себя в лесу . Как неправильное поведение в лесу может сказаться на жизни лесного сообщества?


Оцени ситуацию. Как , по вашему , надо поступить в каждом конкретном случае?


а) Ребята отдыхали в лесу. Кто – то заметил: « Тихо очень. Даже птицы не поют. Скучно. Давайте включим транзистор».


б) Ребята вырыли яму под кустом и сложили в неё весь мусор, который появился после их отдыха.


в) На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластиковые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали всё это и сожгли на костре.


( Сжигать изделия из синтетических веществ нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные соединения, которые могут повлиять на здоровье растений, животных и самого человека. Кроме того, в золе остаётся смола, которая не разлагается естественным путём. Весь мусор надо было взять с собой в город и выбросить в мусоросборник.)


Приходя в лес думайте о том, что вас окружает живая природа, которая ищет у вас защиты.

Так что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообщества?

( чтобы растения росли ярусами, которые делят между собой все животные леса.

Важно наличие грибов и микроорганизмов в лесной подстилке, а также сохранение экологического равновесия.)



Есть просто храм

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.


Помните: в природе всё взаимосвязано. То, что есть вокруг – обязательно кому – то нужно, хотя не всегда это сразу заметно.



Ребята, я предлагаю каждому из вас оценить свою работу.

На столах у вас лежат листочки с утверждениями :


- Я доволен, у меня всё получилось;


-Я немного не понял новый материал;


- Я ничего не понял, но я научусь.


Нарисуйте человечка возле того утверждения, с которым , на ваш взгляд, вы справились.

( Соберу листки )

Оценивание


А теперь я оценю вашу работу на уроке.

( Выставляю отметки)



Домашнее задание


Окр. мир : стр. 175 – 181 чит.

Р.т. стр – 55 - 58

Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии.







Познавательные уч. д: синтез как составление целого из частей.

























Познавательные уч. д. : самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.


Универсальные д.: прогнозирование.



















Умение осознанно строить речевые выступления













Общеучеб. унив. д.: умение структурировать знания.














Универ. логич. д .синтез как составление целого из частей.




























Поиск и выделение информации.

Работа со словарём.
















Коммуникативные ууд.управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Саморегуляция ( выполнять задания в определ. время)









































Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом.


































































Саморегуляция:

умение выполнять задание в отведённое время.




















Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач.
































































































Коммуникативные УУД


Планировать и согласованно выполнять совместную работу, уметь договариваться, вести дискуссию.





Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

























Познав. УУД

общеучеб.у.д.

извлечение информации из текста




















Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом, с целью обнаружения отличий.


Контроль и оценка результата.






Логические УД

Анализ объекта, выдвижение гипотез и их обоснование.




























































































Регулятивные действия:

Оценка -выделение и осознание учащимися того, что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окр миру и математике по теме "Лес - природное сообщество2

Автор: Ростовская Татьяна Ивановна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274820

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства