Тема учебного занятия, класс. Природные сообщества. 5 класс.
Тип и форма учебного занятия. Урок открытия нового знания. Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Цель: сформировать понятия «пищевая цепь», «круговорот веществ в природе», «природное сообщество»
Задачи занятия:
Личностные:
способствовать формированию осознанного уважительного и доброжелательного отношения друг к другу;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
первоначальных систематизированных представлений о взаимодействии обитателей одной территории между собой, о взаимодействии живой и неживой природы.
Метапредметные:
Показать общность химического состава живой и неживой природы;
потоки веществ, соединяющие живую и неживую природу;
функции живых организмов в природе, их тесную взаимосвязь.
Предметные:
анализировать полученную информацию, находить причинно –следственные связи между условиями жизни и живыми организмами.
Планируемые результаты: научатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителем; представлять изучаемый материал в схемах; сопоставлять пищевые цепи; применять знания о природных сообществах в практической деятельности.
Межпредметные связи с экологией.
Используемые технологии: проблемно-диалогическая, перевернутый класс.
Ресурсы: Мультимедийное оборудование. Пономарёва И.Н., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений — М.: Вентана — Граф, 2014. — 128 с.: ил. Презентация.
Этапы урока.
Актуализация знаний.
Назовите тему, по которой вы готовили домашнее задание.
Мотивация.
Работа в группах. Обсуждение домашнего задания, выбор проблемы.
Записать на доске
проблема (например: может ли какой – либо организм жить в разных природных сообществах?)
гипотеза:(например: зная роль организмов в природе, сможем установить особенности природного сообщества).
Поиск решения.
1 группа «Движение веществ в природе».
Дать определение «пищевая цепь», привести пример.
Вывод: (сравнить с гипотезой подтвердилась или не подтвердилась; смогли решить проблему).
Объяснение учителя.
| Правила составления пищевой цепи (1 звено – растения; цепь обычно состоит из 3-4 звеньев) Выполнить задание: соснаусачдятел Правило Линдемана. Зная массу дятла, вычислить массу жуков, необходимую для существования птицы. |
| Определяют массу птенцов 45=20 г Масса личинок 20×10=200 г Масса растений 200×10=2000 г |
2 группа «Круговорот веществ в природе».
Рассказать о круговороте веществ.
Вывод: (сравнить с гипотезой подтвердилась или не подтвердилась; смогли решить проблему).
Проверка первичных знаний.
| Крестьяне были в недоумении, помогите им. |
| Назовите продуцентов, консументов. |
3 группа «Понятие о природном сообществе».
Вывод: (сравнить с гипотезой подтвердилась или не подтвердилась; смогли решить проблему).
4. Подведение итогов.
Сделать вывод по уроку (ответ на проблему урока).
Оценить работу групп (что понравилось в работе группы).
5. Домашнее задание. § 21, предложите проблему.
6. Рефлексия
| Выполните задание. |
| |
Допиши предложения.
У меня получилось …
Было трудно …
Теперь я могу применить, полученные знания …