Занятие по теме «Введение в образовательную программу» проводится в начале учебного года на начальном этапе обучения. Оно позволяет педагогу создать условия для положительной мотивации детей заниматься в судомодельном объединении. В игровой, доступной для детей форме вводятся понятия о судовых специальностях; рассказывается о назначение морского и речного транспорта в различные исторические периоды; происходит знакомство с работой судомодельной лаборатории.
Оборудование: географическая карта мира, кораблик для перемещения по карте, стихи для детей о судовых специальностях, бутылка с посланием, 15 комплектов деталей ладьи, плакат о назначение морского и речного транспорта, азбука Морзе, модели парусных и военных кораблей, грамоты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Занятие по теме «Введение в образовательную программу» проводится в начале учебного года на начальном этапе обучения. Оно позволяет педагогу создать условия для положительной мотивации детей заниматься в судомодельном объединении. В игровой, доступной для детей форме вводятся понятия о судовых специальностях; рассказывается о назначение морского и речного транспорта в различные исторические периоды; происходит знакомство с работой судомодельной лаборатории.
Оборудование: географическая карта мира, кораблик для перемещения по карте, стихи для детей о судовых специальностях, бутылка с посланием, 15 комплектов деталей ладьи, плакат о назначение морского и речного транспорта, азбука Морзе, модели парусных и военных кораблей, грамоты.
Ход занятия:
I. Организационная часть.
Знакомство. Объявление темы занятия.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Алексеевна. Я преподаватель судомодельного объединения и сегодня наше занятие будет связано с морем, кораблями, а также вы узнаете, чем ребята занимаются в судомодельном объединении.
II. Основная часть
- Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие на «Корабле-времени». Он может перемещаться в пространстве и доставит нас в разные эпохи. Но перед тем как оправится в путешествие необходимо пройти испытание.
- Мы узнаем не только кто из вас самый сообразительный, но и кто самый дисциплинированный, ведь без дисциплины на корабле нельзя.
- Я буду задавать вопросы, и тот, кто знает ответ должен, как можно быстрее поднять руку, но с места выкрикивать нельзя (за правильный ответ – жетон).
- Итак, начнем викторину на морскую тему.
Викторина «Морская» (см. приложение 1)
- Ребята, вы показали отличные результаты и правильно ответили на все вопросы, а если чего-то вы и не знали, теперь запомните, и будете знать.
- Вы принимаетесь на «Корабль-времени» в качестве команды. У каждого будет своя специальность: капитан, старший помощник, врач, штурман, лоцман, радист, боцман, механик, кок, матрос.
Распределение ролей
- Команда укомплектована, и сейчас мы узнаем про каждого члена команды, чем он занимается и за что, отвечает.
Дети читают стихи (см. приложение 2)
- Теперь мы достаточно подготовлены, чтобы начать наше путешествие.
Капитан отдает команду:
- По местам стоять, с якорей и швартовых сниматься!
Начало путешествия.
1 остановка – Средиземноморье до н.э. Кораблик перемещается на карте.
- А вот и первая наша остановка. Мы с вами находимся в Средиземном море.
- Ребята, а вы знаете, почему мы здесь оказались? Потому, что именно в Средиземноморье зародилось кораблестроение. Еще 3 тыс. лет до н.э. египтяне научились строить относительно большие корабли, затем жители Крита, Финикии, Греции, Рима.
- Финикия считается первой страной мореходов, на своих судах они достигали берегов современных государств: Франции и Англии и даже обогнули Африку.
- Для какой же цели человек стал строить суда?
Плакат:
Рыбная ловля.
Торговля.
Перевоз грузов по воде.
Нападение, грабеж, захват чужих территорий, порабощение других народов.
- Команда, внимание! О борт нашего судна ударился какой-то предмет.
- Капитан! Это какое-то послание. Пусть прочтет старший помощник.
Послание: «Помогите! Мы потерпели крушение, попали в шторм у берегов Скандинавии»
2 остановка – Скандинавия, средние века. Перемещение кораблика по карте.
- Отправляемся на север, в Скандинавию. В Скандинавии в средние века жили воинственные и смелые мореплаватели. На родине их звали викингами, на западе – норманнами, а на Руси – варягами. Они ходили по морям на ладьях, которые называли драккарами (от слова дракон – устрашающая фигура на носу судна).
Демонстрация модели ладьи викингов.
- Это были узкие, маневренные и очень быстроходные корабли. Гребцами были сами воины-викинги. При попутном ветре на кораблях поднимали огромные четырехугольные паруса.
- Видимо, викинги попали в сильный шторм, и теперь их суда требуют ремонта, наша задача им помочь.
- Кто быстрее и аккуратнее соберет ладью, тот получает жетон.
- Давайте спустим отремонтированные ладьи на воду, пусть они продолжат свой путь. А мы продолжим наше путешествие.
3 остановка – Европа. Эра географических открытий. Перемещение кораблика по карте.
- Следующая наша остановка – это Европа 14-17 веков. В это время крупными морскими державами с мощным торговым и военным флотом были: Испания, Португалия, Англия, Франция и Голландия.
Демонстрация модели каравеллы.
Это каравелла – судно нового типа для того времени. Оно было оснащено кормовым рулем, на палубе возводились надстройки, в которых экипаж мог укрыться от волн. Это были первые корабли, хорошо приспособленные для плавания в открытом море. Именно на таких судах отправлялись плавать португальские и испанские мореплаватели.
В эти века были сделаны крупнейшие географические открытия (Америка, Австралия, Арктика…)
Давайте отметим на нашем плакате для какой же цели использовались корабли в это время?
Плакат:
Изучение земли. Составление географической карты мира.
III. Физкультминутка «Морское путешествие» (см. приложение 3.)
- Государства крепнут и создают военный флот для защиты своих берегов.
- Корабли 19-20 веков обладают хорошими мореходными и эксплуатационными характеристиками: ходкостью, непотопляемостью, плавучестью и др.
- Существуют такие военные корабли: броненосцы, линкоры, крейсеры, миноносцы, эсминцы, авианосцы, подводные лодки.
Демонстрация моделей кораблей.
- Надежной защиты требовали берега нашей страны в период ВОВ.
- На севере, юге, востоке наши границы проходят по морям и защищал их Военно-морской флот.
4 остановка. – Россия
- В этом году наша страна празднует 70 годовщину победы в ВОВ.
- Во время ВОВ для передачи сообщений пользовались азбукой Морзе (см. приложение 4).
- Пришла радиограмма, которая записана азбукой Морзе. Ваша задача – расшифровать, что в ней написано (кто быстрее – тому жетон).
Ответ: ПОБЕДА
- Для какой цели служили корабли в период 19-20 веков?
Плакат:
Охрана и защита берегов своей страны.
Окончание игры. Награждение победителей грамотами.
- Итак ребята мы прибыли к берегам нашей страны. Игра подходит к концу. Давайте определим победителей.
Подсчет жетонов. Награждение победителей и участников почетными грамотами «Юных корабелов»
III. Заключительная часть.
Итак, ребята, давайте вспомним, для каких же целей строили суда в разные эпохи, в разных странах:
Плакат:
Рыбная ловля.
Перевоз грузов по воде
Торговля
Нападение, грабежи, захват берегов
Изучение Земли, нанесение на карту
Защита берегов и охрана
Отдых и путешествия
Изучение глубин океанов и его обитателей
Вывод: С древности и по сей день, корабли играют огромную роль в жизни человеческого общества.
Судомодельное объединение
Историю кораблестроения и историю кораблей, и все, что с ними связано, можно узнать на занятиях в судомодельном объединении. Так же, как развивались современные суда с эпохи зарождения кораблестроения и до современности, так и в объединении ребята учатся изготавливать модели от самых простых до самых сложных и современных.
Ведь что такое модель– это копия настоящего корабля. Изготовляя модель судна, вы тоже занимаетесь кораблестроением.
И даже на больших судостроительных верфях, где строят современные суда, есть модельные лаборатории, где перед тем, как построить большой корабль, изготавливают его модель и проверяют ее в специальном бассейне, и только тогда строят настоящий корабль.
Поэтому, всех, кого заинтересовала морская тема, корабли, история кораблестроения, приглашаю в судомодельное объединение заниматься интересным делом и узнавать новое.
Приложение 1
Викторина «Морская»
Стоп-кран у корабля? (якорь)
Кухня на судне? (камбуз)
Герметически закрывающееся — обычно круглое — окно на корабле? (иллюминатор)
Гидротехническое причальное сооружение, выступающее в акваторию порта и предназначенное для швартовки судов с двух сторон? (пирс)
Время, в течении которого по климатическим условиям возможно судоходство? (навигация)
На корабле у офицеров — каюта, а у матросов? (кубрик)
Кожуру какого плода используют в Индии для смазки стапелей в доке? (банан)
Прочная защитная облицовка на военных судах? (броня)
Прибор для измерения глубины воды с судна? (лот)
Безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству, обозначенный бакенами, буями и створными знаками? (фарватер)
Большая многовесельная корабельная шлюпка? (баркас)
Лицо, ответственное за палубное имущество на морских судах? (шкипер)
Крупное соединение военных кораблей. (эскадра)
Первое, младшее воинское звание военнослужащих в ВМС? (матрос)
Отклонение судна от курса, его непроизвольное перемещение при спущенных парусах или неработающем двигателе под воздействием ветра, течения? (дрейф)
На судах какого типа Колумб доплыл до Америки? (каравелла)
Приложение 2.
Капитан
Я капитан большого корабля,
На капитанском мостике стою бессменно
И к пристани по имени Земля
Вас приведу я непременно.
Механик
У механика забота.
Есть с утра уже работа:
Свет в отсеке не горит,
И вода в трубе шумит
Надо срочно все исправить,
Капитану доложить.
Штурман
А куда корабль идет?
Кто фарватер знает?
Все он рифы обойдет,
Безопасный путь найдет
Боцман
Если что-то неисправно,
Где поломка, не учет.
Боцман все это запишет,
И порядок наведет.
Старший помощник
Я помощник капитана,
Его правая рука
Без меня он никуда
Матрос
Ещё на судне есть одна специальность
Матрос на флоте хоть и рядовой
Но важен также как радист, механик
Он служащий команды судовой.
Радист
По передаче и приему сообщений
На судне есть большой специалист.
Он знает своё дело без сомнений
Отличный парень – судовой радист.
Кок
Он приготовил все как мог
Со знаньем и уменьем.
Своей едой поднимет кок
Команде настроенье.
Приложение 3.
Физкультминутка «Морское путешествие»
Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
(движения руками выполнять соответственно тексту)
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри.
(ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа - налево, изображая волны, руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз)
Кто это? Что это?
Как угадать?
Кто это? Что это?
Как разгадать?
(повороты вправо-влево с вытянутыми руками, руки подняты вверх, выполнять покачивающие движения вправо-влево)
- Это рыбацкая лодка.
(ноги на ширине плеч, руки в стороны, кисти подняты вверх, в таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону)
- Это морская звезда.
(руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз)