kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Введение в дополнительную образовательную программу " Юные натуралисты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте идёт знакомство с общеразвивающей дополнительной образовательной программой " Юные натуралисты" и идёт охват основных блоков программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Введение в дополнительную образовательную программу " Юные натуралисты"»

Конспект занятия « Введение в образовательную программу

« Юные натуралисты»


Цель занятия: заинтересовать детей перспективой участия в  дополнительной

общеразвивающей  программе «Юный натуралист».

Задачи:

  • Обучающие

- сформировать познания о деятельности натуралиста;

- познакомить с историей зарождения натуралистического общества и движением юных натуралистов в России;

- сформировать навыки описания живых объектов и работы с растительным материалом

- развивать умения исследовательско - практической деятельности через вовлечение обучающихся в самостоятельную работу частично - поискового и исследовательского характера

  • Развивающие.

 - развивать проектное мышление;

- формировать рефлексивные умения;

-  стимулировать проявления самостоятельности


  • Воспитательные:

- формировать чувства гордости и любви к Родине;

-воспитывать бережное отношение к живой природе

- воспитывать умения работать в группе,  договариваться и распределять между собой объем работы.

Продолжительность занятия: 40 минут

Методы: 
по источникам знаний:

  • словесный (беседа);

  • наглядный (наблюдения учащихся, иллюстрации, фотографии);

  • практический;

по характеру познавательной деятельности:

  • проблемный;

  • частично-поисковый;

по степени самостоятельности обучающихся:

  • учебная работа под руководством педагога;

  • самостоятельная работа обучающихся.

  Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Оборудование:

ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация

Материал для проведения практической работы

раздаточный материал с заданиями, гербарий, ватман,  клей,  ножницы, ,

химические реактивы. Штатив с пробирками, природный материал. аудиозапись «Звуки природы».

Ход занятия.

1.Организационный момент. Приветствие, знакомство.



Окунаясь в советские годы
Не могу ни припомнить, друзья,
Как ходили юннаты в походы,
Познавать, что такое Земля.

Микроскопы, сачки и лопаты,
Да за пазухой зоословарь – 
Вот и всё, что носили юннаты,
Почитая за свой инвентарь.

Они видели час предрассветный,
Изучали язык диких птиц
И гербарий сушили заветный
Для коллекции между страниц.

Дружно слушая речек журчанье
И весёлое эхо в горах,
Любопытство меняли на знанья,
Что-то чиркая вновь в дневниках. 

И, возможно, из этих смышлёных
И обычных советских ребят
Кто-то вырос до знатных учёных,
Не забыв, что он в прошлом юннат.


- Как вы думаете, кого называют НАТУРАЛИСТОМ? (ответы детей)

 

Но ответить на этот вопрос более полно и развёрнуто мы сможем в конце нашего занятия. Для этого нам необходимо с вами совершить виртуальное путешествие в страну « Юннатию»

Но перед этим я хочу вам немного рассказать о возникновении натуралистического движения: 

Первое научное общество исследователей природы открыл Михаил Никитич Муравьёв. Было это 200 лет назад.

 Первая станция юннатов — станция любителей природы была основана в Москве в 1918 году.  Вдохновителем и создателем юннатовского движения в нашей стране стал Пётр Александрович Мантейфель (1882—1960), биолог, охотовед, заслуженный деятель науки РСФСР


Станции юннатов организовывали деятельность школьников по изучению и охране природы, опытническую работу по биологии, общественно-полезный сельскохозяйственный труд, проводили смотры работ и слёты юннатов, традиционные массовые праздники (День леса, Праздник урожая и т. П). При станциях юннатов создавались живые уголки, где  юные натуралисты изучали и ухаживали за его обитателями: морскими свинками, кроликами, хомяками, птицами и др.

В настоящее время юннатское движение работает по всей нашей большой стране.

Правила юннатов( раздать листовки)

1) наблюдай все, что происходит в природе,

2) все наблюдения записывай и что возможно зарисовывай,

3) указывай точное место, где проводилось наблюдение, время и условия наблюдений,

4) будь объективным и справедливым, проводя записи наблюдений,

5) записывай только те наблюдения, которые не вызывают сомнений,

6) не спеши делать выводы из своих наблюдений, не проверив их,

7) передавай все наблюдения кружку для общего использования их.

Ну, что вы готовы отправиться в наше путешествие? Ведь нам надо ответить на главный вопрос нашего занятия: кто такие юные натуралисты и чем они занимаются?

1 остановка « Мир живой природы»


Наш мир многообразен.  В нем много животных и растений. Давайте вспомним о некоторых из них.

Загадки


1.Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес …


 2.На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это …


3.В жизни всякое бывает:

Ласты с ног он не снимает

И ныряет целый день

В море синее …


4. Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.


5.Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь

 А зовется птица….


6. Кто на ветке шишку грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?


7.И в море не купается

И нет у ней щетинки,

Но все же называется

Она морская…


8.Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знайте это…


9. Хоть я не молоток –

по дереву стучу,

В нём каждый уголок

 обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.


10. Стоят в поле сестрички,

желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

11.Синенький звонок висит,

никогда он не звонит. (Колокольчик)

Среди растений и животных есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей). Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.
Посмотрите на эти картинки. (Показ слайдов). Сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся. Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа. И ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы?

Не просто так Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принято решение посвятить 2017 год решению проблем охраны окружающей среды и защиты природы. Это яркое свидетельство, что экология в России стала приоритетной частью государственной политики.

Ну, что сможем мы с вами ответить на вопрос, кто же такие юные натуралисты? ( Ответы детей). Тогда я вам предлагаю отправиться дальше. Следующая наша остановка Экспериментальная.

Вы любите проводить опыты? Тогда я вам предлагаю немного поэкспериментировать.

Осень часто называют волшебницей, художницей. Почему? Неужели правда осень берёт в руки кисточку и красками разрисовывает деревья и происходят такие волшебные превращения. Давайте попробуем разобраться в этом.

Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент - кормилец растения, так как именно с его помощью на свету растение из углекислого газа и воды синтезирует основной сахар - глюкозу, а из него - все остальные питательные вещества. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин (тот самый, который определяет цвет корнеплодов моркови). Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Мы пройдём в нашу научную лабораторию и попробуем с помощью опытов доказать, что в листьях растений содержатся цветные пигменты.

Опыт «Разделение пигментов по методу Крауса»

Свежие листья какого-нибудь растения мелко нарезать ножницами и растереть в фарфоровой ступке в зеленую массу. Для лучшего растирания прибавить немного кварцевого песку и этилового спирта (можно использовать ацетон). К растертой массе прилить чистого этилового спирта (или ацетона) и осторожно продолжать растирать, пока спирт не окрасится в интенсивно зеленый цвет. Полученную вытяжку отфильтровать через сухой фильтр.

Налить в пробирку 4-5 мл спиртовой вытяжки, прилить к ней 6-8 мл бензина и несколько капель воды, закрыть большим пальцем и взболтать ее в течение 2-3 минут, затем дать отстояться. Жидкость в пробирке разделится на два слоя. Спиртовой нижний слой будет окрашен в желтый цвет от присутствия в нем каротина и ксантофилла, а верхний бензиновый слой будет зеленый от хлорофилла.

Так кто же такие юннаты?( Ответы детей)

Двигаемся дальше. Следующая наша остановка «Исследовательская»

Лишайники относятся к числу наиболее ценных биоиндикаторов атмосферного загрязнения и всё чаще привлекаются к получению информации, характеризующей степень загрязнения воздуха в городах. Лишайники – очень интересная и своеобразная группа низших растений.

1) чем сильнее загрязнен воздух города, тем меньше встречается в нем видов лишайников (вместо десятков может быть один-два вида);

2) чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев;

Зная виды лишайников, можно точно установить концентрацию сернистого газа в воздухе. Если в какой-либо части леса нет ни одного лишайника, значит концентрация сернистого газа больше, чем 0,3 мг/м3. Это очень много.

Ксантория, фисция, леканора- содержание сернистого газа от 0,05 до 0,20 мг/м3

Пармелия оливковая (Parmelia Olivacea) - не более 0,05 мг/м3

Гипогимния вздутая (Hypogymnia physodes) - до 0,23 мг/м3

Каждой подгруппе ребят можно раздать образцы лишайников, взятые в экологически отличающихся районах. Необходимо определить видовое разнообразие и визуально жизнеспособность слоевища. Одновременно идёт демонстрация слайдов с изображением лишайников.

Леканора( накипной лишайник у основания стволов)

Ксантория настенная (Xanthoria parietina)

Пармелия бороздчатая (Parmelia sulcata)

. Обилие для каждого вида определяется визуально по пятибальной шкале:

5 баллов - встречаются слоевища в большом количестве и обильно;

4 балла - обильно;

3 балла - в небольшом количестве;

2 балла - в очень малом количестве

1 балл – единичны

А теперь мы сможем с вами сказать в полном объёме, кто такие юннаты?

( Ответы детей)

Двигаемся дальше. Следующая наша остановка « Творческая».

Каждой подгруппе ребят будет предложен природный материал: камни, ракушки, флористический материал и др. Необходимо придумать и составить композицию и защитить её.

Итак, наше занятие подходит к концу. Так кто же такие « Юные натуралисты». Вам необходимо выбрать фразы, подходящие к этому определению и наклеить на ватман. Что у нас получилось

Юный натуралист - это человек, который охраняет природу, умеет наблюдать за животными, изучает растения и животные, исследователь, экспериментатор и творческий человек.

Рефлексия



- Что нового узнали на занятии?

- Что больше всего вас сегодня удивило?

- Кому понравилось быть натуралистом?

- Ребята мне очень понравилось с вами работать. Вы много знаете, любите природу.

Успехов вам в изучении природы.

В конце занятия идёт посвящение ребят в юные натуралисты. Детям вручаются медали и буклеты с заповедями юннатов.








 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калантарова Екатерина Рудольфовна

Дата: 19.08.2017

Номер свидетельства: 425715


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства