kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Питание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание  урока  знакомит с традициями чаепития на Руси, ритуалом русского гостеприимства, даёт возможность практически  закрепить навыки заваривания  чая  полученные  ранее,  используемые формы работы  на уроке воспитывают культуру  поведения на уроке  при работе  в группах, аккуратность, эстетический вкус, коллективистские отношения и  интерес к народным традициям;                         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок СБО»








урок социально-бытовой ориентировки

«Народные традиции.Чаепитие.»

6класс











Составитела: учитель СБО Мищенко З.А.,

МБОУ коррекционная школа-интернат №8

г. Саяногорск





Тема. Народные традиции.Чаепитие..

Цель:

•способствовать созданию благоприятного эмоционального настроя к учебной деятельности и подготовке учащихся к продуктивной работе;

•создать условия для изложения новых знаний: познакомить с традициями чаепития на Руси, ритуалом русского гостеприимства;

•повторить, обобщить и закрепить теоретические и практические знания и умения обучающихся правильно заваривать чай;

Коррекционно-обучающие:

•вырабатывать практические навыки и самостоятельность при выполнении практических заданий.

Коррекционно-развивающие:

•коррекция мыслительных операций, сенсорных и моторных навыков, умений извлекать информацию через выявление особенностей изучаемого материала, обобщать и делать выводы на основе анализа, развивать психические функции;

•содействовать развитию устной связной речи, внимания;

•дать представление о назначении чая и его целебных свойствах.

Коррекционно-воспитательные:

•воспитывать культуру поведения на уроке при работе в группах, аккуратность, эстетический вкус.коллективистские отношения, воспитывать интерес к народным традициям;

•способствовать воспитанию взаимопомощи и сотрудничества.

•воспитывать положительные навыки и привычки;

Методы: словесный, здоровьесберегающий, объяснение, наблюдение, демонстрация, проблемное обучение, ИКТ ( для повышения мотивации обучения), активные методы самостоятельной работы учащихся с дополнительным материалом в виде карточек- заданий, частично- поисковый.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Тип урока: интегрированный:

урок социально-бытовой ориентировки и музыки.

Время проведения: 2 урока.

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.

Способы контроля: в форме устного опроса, во время выполнения практической работы.

Оснащение урока: компьютерная презентация, инструкционные карты, карточки-задания, технологические карты, карточки с советами.

Cловарь: гранулированный, байховый, чайная


Ход урока.

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

Учитель СБО:

Прямо встали, улыбнулись

И тихонько потянулись.

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

(Проверка готовности к уроку)

- Какое у вас настроение? Пожалуйста, поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению сегодня (презентация, слайд 2)

- Я думаю, - к концу урока у всех оно будет замечательным.

II. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала

-Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома все хорошо, когда его любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том о сём. Сент - Экзюпери сказал: "Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения". И если Вас пригласили на чай, на чаепитие - значит, вас пригласили к общению.

Учитель СБО:

Гостей всех близких привечаем

Мы ароматным нашим чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Что может быть еще полезней?

От недуга исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир.

– На прошлых уроках вы познакомились с историей появления чая на Руси, разновидностями чая, правилами его употребления.

Вопросы для повторения:

• Какие правила вы должны соблюдать при работе на кухне?

• Какие горячие блюда употребляют на завтрак?

• Какие еще продукты можно употреблять на завтрак?(ответы обучающихся)

Загадка:

1.Заливаем кипятком,

Пьем с лимоном, сахарком! (чай)

2. «Чёрный ящик».

-Как вы думаете, что спрятано в ящике? (чайная ложка, упаковки с чаем различные по виду, чайник для заваривания чая, салфетка тканевая, грелка для заварника, сахар, баночки с мёдом и вареньем)

а/(не вынимая) назвать предмет;

б/рассказать о предмете.

-Что объединяет эти столь разные предметы? (ответы обучающихся)

Частушки «Чайные» (презентация, слайд 3)

III.Работа по теме урока.

Учитель СБО:

-Запишите тему урока в тетрадь: "Заваривание чая".

Сегодня на уроке вы узнаете историю чая, познакомитесь с рецептами заваривания и конечно попьёте чай. (просмотр презентации).

Информация о пользе чая.

- Работа с пословицей «Чай пьёшь – до ста лет проживёшь».

(объяснить смысл пословицы)

- Чай пьют в любом уголке земли. Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиваться от многих болезней, для многих народов он также необходим и незаменим, как и хлеб.

1.Конкурс «Знатаков»

(слушание подготовленных сообщений детьми о чае) (приложение1)

2.Конкурс «Угадай, что за чай» (работа по группам)

Учитель СБО: Родина чая – Китай. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. Впервые в Россию чай привёз русский посол Василий Старков. (фото В. Старкова, презентация, слайд 4)

Так с 1679г. в Россию потянулись, груженые «сушеной травой» караваны в Москву. Вот почему чай стоил очень дорого и распространялся только среди дворянской знати. Для крестьян чай был почти недоступен, и они его пили лишь в особых случаях. Поэтому и возникло выражение “Чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай.

Практическая работа(с призами)

1.Выполнение практического задания: определить состав чая на вкус (душица, мелисса, листья смородины, лимон).

Приз – баранка.

В Сибири чай в 18 веке был у сибиряков повседневным напитком. Чаепитие в России стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев.

За чаем решались семейные дела, происходил обмен мнениями, заключались деловые договоры, до сих пор угощение чаем считается символом гостеприимства. Оно нашло отражение в пословицах и поговорках.

«Хоть не богат, а гостям рад».

«Гостю почёт, а хозяину честь».

В народном творчестве сложилось много пословиц и о чае.

Проверка домашнее задания.

Называем пословицы (по цепочке) .

(Приз – баранка)

- Пей чай- удовольствие получай!

- Самовар кипит- уходить не велит.

- От чая пьян не будешь

- Чай пить - не дрова рубить!

- Чай пьешь - до 100 лет проживешь!

- Чай не пьешь - откуда силу возьмешь ?

- Выпей чайку - позабудешь тоску .

- За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем .

- С чая лиха не бывает

- Пей чай не вдавайся в печаль.

-Учитель:

-Мало кто задумывается о том, как пили чай в старину. Главным предметом настоящих чайных застолий был…. «толстячок подбоченивши бочок

и шипит и кипит наливать чай велит». Что это? (Самовар).

Правильно, ребята! Самовар появился на свет 300 лет назад, при Петре I. Недаром говорилось в народе – «печка – матушка, да самовар – батюшка».

Звучат частушки «Самоварные» (презентация, слайд 5)

- Самовар изготовили на Урале.

Затем началось массовое производство самоваров в Туле. Поначалу туляки называли его самогреем, самокипцем. Но лучше всего пришлось по душе народу слово самовар. Сам варит- На экране вы можете видеть множество старинных и современных самоваров).

Самый большой и уникальный самовар на свете.(презентация, слайд 6).

Этот самовар весил 305кг, и высотой был 1,8м, объёмом в 360 литров (более 30 вёдер воды). За день самовар-гигант может обслужить до 10 тысяч человек.

Его стоимость составила около 70 тысяч гривен. Изготавливали самовар-гигант 40 человек в течение трёх месяцев.

Самый маленький самовар. (презентация, слайд 7).

Самый маленький самовар был сделан слесарем Института радиотехники и электроники АН СССР Василием Васюренко. Высота его 3,5 миллиметра, в нем можно вскипятить одну каплю воды.

Самовар-паровоз. (презентация, слайд 8).

Этот необычный самовар находится в Вышневолоцком краеведческом музее. Нагревается вода на спиртовке в паровозном «котле», когда вода закипает, начинает пронзительно свистеть. Самовар-паровозик передвигается по столу и доставляет каждому из участников застолья крутой кипяток и наколотый сахар, уложенный в тендер.

- Давайте мы вскипятим воду в самоваре.

(Одна из учениц включает самовар, а остальные контролируют правильность действий).

В те времена не было электричества, поэтому растапливали самовар лучинами, сосновыми и еловыми шишками, углем, а раздували огонь сапогом, который сверху надевали на трубу. Когда самовар нагревался, то на трубу ставили часто маленький заварной чайник.

Учитель СБО:

-Чаепитие на Руси обставлялось красиво и имело праздничный вид. А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» писал о деталях русского чаепития:

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая:

Под ним клубился лёгкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал...

Конкурс. «Сервировка стола к чаю» (класс делится на 2две группы)

Команды выполняют сервировку стола. Приз – баранка:

Оценивание:«5» - 5 баранок;

«4» - 4 баранки;

«3» - 3 баранки

Учитель СБО:

- Столы сервированы. А чай еще не заварен. Как заваривать чай?

Конкурс «Заваривание чая» ( использование инструкционных карт, приложение 2)

(класс делится на 2две группы) Приз-баранка.

Учитель музыки:

- Давайте дадим возможность чаю настояться. А в это время отгадаем загадки (презентация, слайд 9)

(Разливается чай по чайным парам. Даётся оценка качеству приготовленному напитку.)

УчительСБО:

- Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».

Итог работы команд.

Приз – баранка:

Оценивание:«5» - 5 баранок;

«4» - 4 баранки;

«3» - 3 баранки

- Ну, что же, столы накрыты, чай заварен, пора и чай пить. Давайте же из самоваров нальем себе чая и продолжим общение.

Самовар шумит, баранки

На скатерти- самобранке.

И конфеты, и печенье.

И душистое варенье.

Подходите, всех вас чаем

Мы сердечно угощаем.

К чаю ароматному

Пряники печатные.

Пейте чай и торт берите

Чаще в гости заходите! (чаепитие)

Итог урока. (подсчёт баранок)

Учитель СБО: Наш урок подходит к концу и мы надеемся, что вы многое для себя узнали, расширили свои представления о чае и теперь в домашних условиях сможете заварить чай разными способами для своих родных, близких и друзей.

Учитель музыки: Наш урок получился настоящим чайным праздником и мы закончим его песней.

«Песенка о чайном празднике» (на мотив песенки "Голубой вагон"), выполнение танцевальных упражнений. (презентация, слайд 10)


Урок закончен! Приятного Вам общения за чашкой чая!










Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку о чае»

урок социально-бытовой ориентировки   «В гостях у чая»   Составители: учитель СБО Мищенко З.А МБОУ коррекционная школа-интернат №8 г. Саяногорск

урок социально-бытовой ориентировки «В гостях у чая»

Составители: учитель СБО Мищенко З.А

МБОУ коррекционная школа-интернат №8

г. Саяногорск

Сигнальные карточки

Сигнальные карточки

  • Жёлтый - спокойствие
  • Красный - активность
  • Синий - безразличие
  • Чёрный – плохое,скука
«ЧАЙНЫЕ» частушки 1.Эй, девчата – хохотушки, 2.Приходите чаевать  4.На столе лежат баранки, Запевайте – ка частушки! 5.Если хворь с кем приключиться, Самовар уже кипит. Поскорее, гости, 3.Подавай мне чашку чая, Запевайте поскорей, Чаем можете лечиться. Ведь люблю я русский чай. И душистого опять Чёрный чай в сухой жестянке, Чтобы было веселей! 6.Мы хотим открыть секрет, Чаю в чайник бросьте. И полезный дать совет: Чай всех снадобий полезней, Словно гвоздики звенит. В чае я души не чаю,  Помогает от болезней. Наливай горячий чай! Чай – здоровью – лучший друг!  Сокрушит любой недуг.

«ЧАЙНЫЕ» частушки

1.Эй, девчата – хохотушки,

2.Приходите чаевать

4.На столе лежат баранки,

Запевайте – ка частушки!

5.Если хворь с кем приключиться,

Самовар уже кипит.

Поскорее, гости,

3.Подавай мне чашку чая,

Запевайте поскорей,

Чаем можете лечиться.

Ведь люблю я русский чай.

И душистого опять

Чёрный чай в сухой жестянке,

Чтобы было веселей!

6.Мы хотим открыть секрет,

Чаю в чайник бросьте.

И полезный дать совет:

Чай всех снадобий полезней,

Словно гвоздики звенит.

В чае я души не чаю,

Помогает от болезней.

Наливай горячий чай!

Чай – здоровью – лучший друг!

Сокрушит любой недуг.

Василий Старков

Василий Старков

«САМОВАРНЫЕ» частушки 1. Посидеть за самоваром 2. Самовар поет, гудит. 4. В пляске не жалей ботинки! Рады все наверни-ка, 5.Самовар пыхтит, искрится, Предлагай-ка чай друзьям. Только с виду он сердит. 3. Лучше доктора любого Ярим солнечным пожаром Щедрый, круглый.золотой, 6.Самовар блестит кипя, К потолку пускает пар Если в чашке есть чаинки, У него горят бока.  Лечит скуку и тоску Наш красавец самовар. Озаряет наши лица И чаёк в нём пенится. Значит, письма пишут нам.  Чашка вкусного, крутого Он своею добротой. Самоварного чайку.  Погляди-ка на себя  Ну, и отраженьице!

«САМОВАРНЫЕ» частушки

1. Посидеть за самоваром

2. Самовар поет, гудит.

4. В пляске не жалей ботинки!

Рады все наверни-ка,

5.Самовар пыхтит, искрится,

Предлагай-ка чай друзьям.

Только с виду он сердит.

3. Лучше доктора любого

Ярим солнечным пожаром

Щедрый, круглый.золотой,

6.Самовар блестит кипя,

К потолку пускает пар

Если в чашке есть чаинки,

У него горят бока.

Лечит скуку и тоску

Наш красавец самовар.

Озаряет наши лица

И чаёк в нём пенится.

Значит, письма пишут нам.

Чашка вкусного, крутого

Он своею добротой.

Самоварного чайку.

Погляди-ка на себя

Ну, и отраженьице!

Самый большой самовар

Самый большой самовар

Самый маленький самовар

Самый маленький самовар

Самовар - паровоз

Самовар - паровоз

Загадки Никогда не ест - только пьет, А как зашумит - всех приманит. Белый камень во рту тает? В печь сперва его сажают , А как выйдет он оттуда,  То кладут его на блюдо.  Ну , теперь зови ребят По кусочку все съедят. Сама не ем , а людей кормлю. Под одной крышей 4 брата стоят. Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье… Ну, и объедение!

Загадки

  • Никогда не ест - только пьет,

А как зашумит - всех приманит.

  • Белый камень во рту тает?
  • В печь сперва его сажают ,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну , теперь зови ребят

По кусочку все съедят.

  • Сама не ем , а людей кормлю.
  • Под одной крышей 4 брата стоят.
  • Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну, и объедение!

Песенка о чайном празднике 1.Если вы пришли сегодня в гости к нам, Будем рады чаем угостить. Вы поспели к нашим сдобным пирогам. Вкус их всех вас может удивить. Припев: Скатертью, скатертью Стол скорей накрывай И наливай-ка всем ароматный чай. (2 раза) 2.Знаем лучше доктора серьёзного – Лечит чай и скуку и тоску. Приглашаем взрослых мы и малышей Выпить ароматного чайку! Припев: Скатертью, скатертью Стол скорей накрывай И наливай-ка всем ароматный чай. (2 раза)  

Песенка о чайном празднике

1.Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам.

Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем ароматный чай. (2 раза)

2.Знаем лучше доктора серьёзного –

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем взрослых мы и малышей

Выпить ароматного чайку!

Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем ароматный чай. (2 раза)

 

ПРИЯТНОГО ЧАЕПИТИЯ!

ПРИЯТНОГО ЧАЕПИТИЯ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Питание"

Автор: Мищенко Зинаида Александровна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока правила питания 8 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokapravilapitaniia8klass"
    ["file_id"] => string(6) "306135"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458056037"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Ернест Хемінгуей-конспект уроку "
    ["seo_title"] => string(38) "ierniest-khieminghuiei-konspiekt-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "107753"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403432061"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока биологии "Фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-biologhii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "132310"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416324332"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-morfiemika-morfiemy-ikh-rol-v-slovoobrazovanii-i-formoobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "130104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415817665"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока и презентация по теме: "Гигиена питания""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokaipriezientatsiiapotiemiegighiienapitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "339506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471333973"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства