Конспект урока. 3 класс. Воспитывать культуру речевого поведения, развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Урок вежливости"»
Назипова Елена Станиславовна учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 пгт Кировский
Классный час: 3 класс Тема. Урок Вежливости Цели урока: * воспитывать культуру речевого поведения;
* развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; * развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета; * показать важность соблюдения нравственных правил общения, способствующих созданию атмосферы доверия; * формировать навыки и привычки, облегчающие установлению контактов в общении; * вызвать потребность употреблять в речи вежливые слова, составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.
* способствовать развитию речи учащихся.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Ход урока
1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в учебную деятельность. Уч-к: - Здравствуйте! – ты скажешь человеку - Здравствуй! – улыбнётся он в ответ И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет. Уч-ль: Мы начинаем наш классный час. Как он называется, какая тема, вы мне скажете прослушав сказку. 2.Постановка учебной проблемы. Уч-ль: А вы любите сказки? Тогда послушайте «Сказку о невоспитанном мышонке» и определите тему и цель нашего классного часа и для чего нам нужен этот разговор. - Подумайте над вопросом «Почему сказка так называется?» Чтение сказки (Приложение) - Понравилась вам сказка? - Почему на мышонка рассердились звери? - Почему стало грустно мышонку? - Как мышонок помирился со зверями? - Почему сказка так называется? - Какие слова мышонок стал говорить? - Давайте сформулируем тему сегодняшнего занятия и цель. - А почему же об этих словах мы поговорим? Уч-ль: - Вы пока ученики, но закончите школу, станете строителями. Трактористами, агрономами, врачами, учителями. Много интересных дел ждёт вас впереди. Но кем бы вы не стали, вы должны вырасти вежливыми, воспитанными. А для этого вы должны всегда пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее и радостнее другим. Вот поэтому мы сегодня будем учиться вежливости и наш классный час будет называться уроком Вежливости. На доске запись: УРОК ВЕЖЛИВОСТИ 3.Основная часть. Уч-ль: - А сейчас послушайте стихотворение об одном школьнике, может быть он похож на наших детей в классе, а может всё-таки таких учеников у нас нет? Вы сделаете вывод сами. - О каких вежливых словах пойдёт речь в стихотворении? И как мы должны произносить эти слова? И почему так, а не иначе? Уч-к 1: Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном Его зовут … а впрочем лучше, Мы здесь его не назовём. Уч-к 2: «Спасибо», «Здравствуйте», «Простите» Произносить он не привык, Простого слова «извините» Не одолел его язык. Уч-к 3: Ему бывает часто лень Сказать при встрече «Добрый день!» Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит, И в лучшем случае «Здорово!» Он вместо «Здравствуй» говорит.
Уч-ль: - Ребята, а есть в нашем классе такие ученики? - Да, есть такие ученики. Мы не будем называть их имена. Но я думаю, они с сегодняшнего дня обязательно будут говорить вежливые слова. - Какие вежливые слова встретились в стихотворении? На доску карточки СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙ - А с какими вежливыми словами мы начинаем наш день? На доску карточка ДОБРОЕ УТРО - Что мы желаем людям, произнося эти слова? Уч-ль: - Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, друзьям, учителям, знакомым хорошего здоровья, доброго настроения. - Вот как об этом говорится в стихотворении «Я и солнышко» Уч-к 4: Солнышко ясное встало, Доброе утро! – сказало. Доброе утро! - Кричу я прохожим, Весёлым прохожим, На утро похожим. Но, если проснёшься - А дождик в окно Стучит да стучит И без солнца темно? Доброе утро, друзья, всё равно… Придумано мудро: Доброе утро! Уч-ль: - Дети, как ещё мы приветствуем друг друга? На доску карточки ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР - Как нужно говорить эти слова? С какой интонацией? Почему? Уч-ль: - Да, их нужно говорить спокойным, приветливым голосом. А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться «вежливыми словами». - Поднимал ли он настроение своим знакомым? Послушайте, как у него получилось. Уч-к 5: Обещал отцу Петрусь: «Я за вежливость возьмусь, Буду всех благодарить, Первым «здравствуй» говорить!» Но мальчишка со стараньем Выполняет обещанье. Видит – утром у сторожки Дремлет сторож на порожке На посту он ночь не спал, Только – только задремал… А Петрусь как заорёт: «С добрым утром, дед Федот!» Отругал его дед. Вот Петрусь догнал Яринку, Да как дёрнет за косынку: «Ты куда, Яринка, стой, Я здороваюсь с тобой!» Та отпрянула в сторонку - «Как невежлива девчонка!» (Петрусь качает головой) Нёс Володя стопку книг, А Петрусь с ограды – прыг! Чуть не сел ему на плечи: «Извините, добрый вечер!» «Ты – невежа и нахал!» - Володя так ему сказал. Петя очень удивлён: «Разве был невежлив он?» Уч-ль: - Дети, вежлив ли был Петя? Почему? - Поднял ли он настроение деду? Яринке? Володе? - А теперь послушайте, как папе однажды помогло «волшебное слово» Уч-к 6: Папа разбил драгоценную вазу, Бабушка с мамой нахмурились сразу, Но папа нашёлся, взглянул им в глаза, И робко, и тихо «Простите» сказал. Мама молчит, улыбается даже. «Мы купим другую, есть лучше в продаже». «Простите» - казалось бы, что в нём такого? А вот ведь какое чудесное слово! Уч-ль: - Какое слово помогло папе? На доску ПРОСТИТЕ, ИЗВИНИТЕ - Как нужно произносить эти слова? Почему? (глядя в глаза, чтобы человек увидел, что вы признали свою ошибку и извиняетесь - раскаиваетесь за содеянное – сделанное - Итак, с какими словами вы должны крепко подружиться? Хором читают слова на доске Физминутка «Игра – мирилка» Примечание. 4. Заключительная часть. Уч-ль: - А теперь я хочу у вас проверить, как вы усвоили эти слова. Игра называется «Подскажи словечко», угадайте «волшебные слова». Приложение. - Молодцы! Я вижу вы все слова вежливые усвоили, коль справились с моим заданием. - Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют «волшебными». - Достаточно ли знать только вежливые слова? (Не достаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения. Уч-ль: - Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе. 1. Мы приходим в школу. Что нужно сделать? 2. С кем здороваться? Как здороваться? - А теперь мы на уроке. Попробуем сами составить правила поведения в стихах. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
На уроке будь старательным Будь спокойным и … (внимательным) Всё пиши, не отставая, Слушай не … (перебивая) Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … (понятно) Если хочешь отвечать Надо руку … (поднимать) На математике считают На перемене … (отдыхают) Будь прилежен на уроке Не болтай, ты не …(сорока) Если друг стал отвечать Не спеши … (перебивать) А помочь захочешь другу - Подними спокойно … (руку) Знай: закончился урок Коль услышал ты … (звонок) Когда звонок раздался снова К уроку будь всегда … (готовым) Чтоб не тревожились врачи На переменах не … (кричи) - Почему громко кричать вредно? 5. Закрепление.
Игра «Хлопай – топай» - Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы хлопаете в ладоши. Если же это не правило и так мы не делаем – топаете. - Если хохочешь ответить на вопрос учителя, подними руку (хлоп) - Входящего в класс взрослого приветствуй стоя (хлоп) - Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места (топ) - Входящему в класс можно крикнуть «привет» (топ) - Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке (хлоп) - Если очень нужно что – то спросить, можно перебить разговор взрослых (топ) - На перемене можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову (топ) - Помогать друг другу нужно всегда и всюду «Один за всех и все за одного (хлоп) - Не надо ябедничать (хлоп) - В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно (топ) Уч-ль: Молодцы, спасибо. - И в заключении давайте прочитаем Правила вежливости и запомним на всю жизнь. На экране правила. Читают хором. (Приложение) Уч-ль: Раз мы заговорили об улыбке, давайте закончим наш классный час песней "Улыбка". Спасибо всем за активное участие. Ученики поют песню «Улыбка»
Приложение Сказка о невоспитанном мышонке
Жил в лесу один невоспитанный Мышонок. Утром он никому не говорил "доброе утро". А вечером никому не говорил "спокойной ночи".
Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним дружить. Не хотят с ним играть. Ягодами не угощают. Грустно стало Мышонку.
Рано утром прибежал Мышонок к Маше и говорит: — Маша, Маша! Как мне помириться со всеми зверями в лесу?
Маша сказала Мышонку: — Утром надо всем говорить "доброе утро". А вечером надо всем говорить "спокойной ночи". И тогда все будут с тобой дружить.
Побежал Мышонок к зайцам. Всем зайцам сказал "доброе утро". И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и маленькому Зайчонку.
Улыбнулись зайцы и дали Мышонку морковку. Побежал Мышонок к белкам. Всем белкам сказал "доброе утро". И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и даже маленькому Бельчонку. Засмеялись белки, похвалили Мышонка.
Долго бегал Мышонок по лесу. Всем зверям, большим и маленьким, сказал "доброе утро". Побежал Мышонок к Лесной Птице. Свила гнездо Лесная Птица на самой верхушке высокой сосны.
—Доброе утро!—крикнул Мышонок. Голосок у Мышонка тонкий. А сосна высокая-высокая. Не слышит его Лесная Птица. — Доброе утро! — изо всех сил крикнул Мышонок. Всё равно не слышит его Лесная Птица. Делать нечего. Полез Мышонок на сосну. Трудно лезть Мышонку. Цепляется лапками за кору, за ветки. Проплыло мимо Белое Облако. — Доброе утро! — крикнул Мышонок Белому Облаку. —Доброе утро! — тихо ответило Белое Облако. Ещё выше ползёт Мышонок. Пролетел мимо Самолёт. — Доброе утро, Самолёт! — закричал Мышонок. —Доброе утро! — громко прогудел Самолёт. Наконец добрался Мышонок до вершины дерева. — Доброе утро, Лесная Птица! — сказал Мышонок. — Ох как долго я до тебя добирался! Лесная Птица засмеялась: — Спокойной ночи. Мышонок! Посмотри, уже темно. Уже ночь наступила. Уже пора всем говорить "спокойной ночи".
Посмотрел Мышонок вокруг — и правда: небо совсем тёмное, а на небе звёзды. — Ну тогда спокойной ночи, Лесная Птица! — сказал Мышонок.
Лесная Птица погладила Мышонка крылом: — Какой ты стал хороший. Мышонок, вежливый! Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к твоей маме.
«Игра – мирилка» Тому, кто справа, улыбнись Тому, кто слева, улыбнись Тому, кто справа, поклонись Тому, кто слева, поклонись Тому, кто справа, руку дай Теперь по кругу ты шагай, С друзьями вместе ты шагай. Тому, кто справа, подмигни Тому, кто слева, подмигни Того, кто справа, обними Того, кто слева, обними Ну вот, закончилась игра, И снова дружат все! Ура!
Игра «Подскажи словечко» Растает даже ледяная глыба От слова тёплого … (спасибо) Зазеленеет старый пень Когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах Скажем маме мы … (спасибо) Мальчик вежливый и развитый Говорит при встрече … (здравствуйте) Когда нас бранят за шалости Мы говорим … (извините, пожалуйста) И во Франции, и в Дании На прощание говорят … (до свидания) Встретил Витю я – соседа Встреча грустная была На меня он как торпеда Налетел из-за угла Но представьте, зря от Вити Ждал я слова … (извините) Дед про внучку говорил Экая досада! Я портфель ей подарил Вижу, очень рада. Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну сказала бы … (спасибо)
Правила вежливости 1.Вежливость проявляется в общении с людьми. 2. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид. 3. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек. 4. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно. 5.В разговоре и в игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших. 6. Не отвечай на грубость грубостью. 7. Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям. 8. Приучи себя постоянно помнить об окружающих. 9. Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!