- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любви к малой родине;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к малой Родине, людям живущим в нём;
- прививать у учащихся чувство уважения к своим предкам, родственникам, родителям.
Оборудование: слайды; фонограммы песен;
Посадка обучающихся: в группах
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Включается запись песни «С чего начинается Родина». На фоне музыки слова учителя:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Давайте улыбнемся друг другу, и пусть нам сегодня сопутствует удача.
Учитель: Ребята! Давайте вместе послушаем песню.
-Скажите, ребята, о чем эта песня?
Учитель: Предположите, как называется тема нашего урока?
Тема урока: Моя малая Родина
Постановка учебной задачи.
Учитель: Ребята, а какова цель нашего урока?
Проводится совместное целеполагание:
- пополнить знания о нашей Родине, ее символики, народа, природы.
Учитель: А что для вас означает слово Родина? С какими словами связано для вас понятие Родина? Обсуждают в группе.
Учитель: Да, Родина- это и наше с вами село, это и наша школа с тишиной уроков и шумом перемен, любимые книги и игры, это улица, двор, где играете с друзьями, любимый уголок природы, где отдыхаете.
У каждого человека есть малая Родина – место, где человек родился, где сделал свои первые шаги, где провёл своё детство, юность.
Учитель: Ребята, как называется наша страна? Россия
- Как называется край, в котором мы с вами живём? Пермский.
- Как называется район, где мы с вами живем? Мы живём в Бардымском районе.
Мы с вами – жители Бардымского района. Это – наша малая Родина.
- Ребята, любите вы свою малую Родину? Ответы…………
- Как называют людей, которые любят Родину (патриотами).
Учитель: Сейчас вашему вниманию я предлагаю творческое задание – дать расшифровку слову «патриот». Патриот – это какой человек? Какими качествами он обладает? У вас на столах есть карточки, которые вы должны сейчас заполнить. На каждую букву этого слова вы должны придумать качество, которое на ваш взгляд, есть в личности патриота.
Обсуждают в группе.
Учитель: Прошу представителей групп прокомментировать результаты вашей работы.
Учитель: Да, вы правильно определили. Молодцы! Патриот — тот, кто любит свое родину, предан своему народу, готов служить ей, укреплять и защищать её, готов на подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм (греч. - земляк, соотечественник; любовь к родине) - глубокое чувство любви к родине.
Учитель:Ребята, вы считаете себя патриотом? (Ответы ребят).
- Да все это у вас получится, а пока вы можете радовать своими достижениями в учебе своих родителей, учителей и окружающих вас людей.
Учитель: Каждая страна, каждый субъект России имеет свои отличительные символы, по которым их можно узнать. Это: герб, флаг, гимн.
(Демонстрируется слайд «Герб, флаг, гимн)».
Символика малой Родины
- герб;
- флаг;
- гимн;
- памятник Гусю. Ребята рассказывают о легенде.
Учитель: Посмотрим на карту Бардымского района. О чем может рассказать нам карта? (Заслушиваются ответы учащихся).
Район расположен на юге в одном из красивейших уголков Пермского края в бассейне реки Тулва. Районный центр - с. Барда.
Занимаемая им территория равна 2382,2 кв. км. 12 сельских поселений, 63 населенных пункта.
Граничит с Осинским, Кунгурским, Уинским, Чернушинским, Еловским, Куединским районами Пермского края.
В районе находятся памятники природы. Кленовая гора; Сарашевская дубрава; Сарашевский сосново-дубовый лес; Бардымская вишнёвая гора; Красноярский и Куземьяровский орешники; Печменские родники и один заказник — Тулвинский.
Учитель: С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.
- А знаете ли вы, какова численность населения и какие народы живут в районе?
(ответы учащихся).
Население 25538 человек. Плотность расселения на 1 кв. км составляет 11 человек. Это самая высокая плотность сельского населения в Пермском крае. На территории района проживают более 10 национальностей татары и башкиры (95%), русские- 4,2%. и другие национальности.
Учитель: Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.
А каких знаменитых земляков вы знаете? (Ответы учеников, работа с презентацией, в которой ученики рассматривают знаменитых людей района и называют их.)
Почему эти люди являются гордостью района? (Заслушиваются ответы учащихся).
Учитель: Какие достопримечательности района вы знаете?
Достопримечательности малой Родины: (Заслушиваются ответы учащихся).
- Памятник павшим в боях
- памятник Тукаю
- краеведческий музей;
- старинные здания в сёлах Барда, Елпачиха, Краснояр I
- тюбетейки - национальный мужской головной убор.
- праздник «Барда–зиен»;
- чак-чак;
Рефлексия.
Что вам понравилось?
Что узнали нового?
Закончите предложения:
Я не ожидал, что…
Оказывается…
Самым неожиданным для меня было…
Мне больше всего…
Итог урока. Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа иРодины. Помните, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве».