kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казачество на Дону.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие о развитии казачества на Дону. Цель этого урока познакомить учащихся с наиболее яркими страницами истории донских казаков. Тип урока: комбинированный, эврестическая беседа.Работа над понятиями: казак, городок, круг, курень.

Предполагаемый результат:

  • Расширение представлений о казачестве, о его истории, традициях, заповедях.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Казачество на Дону.»

Тема урока : «Казачество на Дону»

Цели:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с наиболее яркими страницами истории донских казаков.

  2. Воспитательная: прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.

  3. Развивающая: продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Работа над понятиями: казак, городок, круг, курень.

Тип урока: комбинированный, эврестическая беседа.

Оборудование: план-конспект, презентация.


Условия конкурса:

1. Участвуют две команды по 13 человек.

2. Подготовка домашнего задания:

  • Визитка

  • Конкурс «Историческая страничка»-блиц опрос.

  • Конкурс «Озорные казаки».

  • Конкурс «Казацкие загадки».


Предполагаемый результат:

  • Расширение представлений о казачестве, о его истории, традициях, заповедях.



















Ход классного часа

Учитель:

-Здравствуйте ребята! Мы с вами приехали в станицу Старочеркасскую. Сейчас мы находимся в казачьем подворье. Старочеркасск славен своими традициями, обычиями, историей.

-А на какой земле вы живете? (Донской, Российской, Шахтинской и т.д.)

-Почему земля называется Донская? ( потому,что на этой территории протекает река Дон)

Учитель:

-У каждого человека есть своя малая Родина. Это то место, где он родился и вырос, где жили его предки, где живут его дети.

Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать о том, кто его предки, какими они были, что ценили, как относились к родине и семье, должен знать историю своего края, гордиться ею, любить свою малую Родину.

Мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми крае. И сегодня мы познакомимся с его историей – жизнью и бытом донского казачества. Мы узнаем о зарождении донского казачества, о нравах и обычаях этих героических людей, познакомимся с их фольклором.

Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон- одна из крупнейших рек нашей Родины. Течение Дона медленно и величаво.

Учитель:

-Наша Родина –Донская земля. У этой большой земли яркая и богатая история. Здесь всегда было место подвигу –Она знала нашествие кочевников, испепеляющих цветущие города. А когда заканчивалась война, народ строил, пахал землю, рыл каналы, возводил заводы и фабрики,чтобы еще могущественнее была наша страна, еще лучше жили люди.

Ученик:(Воробьева Вика)

Мы живем на Дону где сады и поля,

Где воркует голубка у родного крыльца,

Где большое село рано с солнцем встает

До заката на поле хлеб России дает.

Ученик: (Очепира Дарья)

Трудом и дружбой край богат,
Богат казачьей славой.
Здесь песни вольные звучат
Над полем, над дубравой.



Ученик: (Каяева Зайнаф)

Село, историю твою мы славим,
И петь о тебе никогда не устанем,
Полей и лугов не отыщется краше
Великое славное – родина наша!


Ученик: (Куджаев Осман)

Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.

 Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь

Наши предки – казаки

Нам завет давали,

Чтоб традиции отцов мы не забывали,

Чтобы землю берегли не жалея жизни,

Чтоб любили край родной и свою Отчизну

Учитель:

-Мы все с вами живём на удивительной земле. Земле, чья история вошла в летопись казачества. Мы, жители Донского края.

И сегодня на нашем мероприятии мы вспомним историю донского казачества.

-А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? Откуда они появились? ( Ответы детей) (дети отвечают)

Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов..

А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу.

И начали они создавать свой неповторимый образ жизни.

Плели хаты из ивовых прутьев, обмазывали глиной, крыли камышом и соломой. Разводили лошадей и коров. Бедовали вначале, мало было пригодных земель. Нужно было выжигать бурьян. Долго потом пахло гарью и в слободе, а прошли дожди - взлущили пепелище сохами, повесили мешки с зерном на шею, перекрестились казаки (непривычное дело) и начали сеять. Было все –и засухи, и пожары, и град. Так появились наши предки-казаки на Дону..


Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Новорожденному друзья и родственники приносили подарки только военные: патрон, стрелу, лук, пулю; дед дарил шашку или ружье. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Ее украшали золотом или серебром, вешали под образа, давали почетное место.

Трехлетние казачата уже ездили верхом по двору, а пятилетние скакали, отводя лошадь в табун.

Каждая станица или ватага выбирала себе старшего, которого называли атаманом – “Без атамана казак сирота” (атаман казаку как отец родной).

Казак высоко ценил женщину, особенно свою маму . Мама для казака есть величайшая святыня. В защите семьи, родителей, сестер, братьев казак готов умереть.  

Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом так, как мы видим сейчас.

-Ребята, а кто из вас знает ,что из украшений держали в хате казаки и почему? (Из украшений в доме держали, прежде всего, кинжалы, шашки, другое оружие, добытое как трофей в сражениях).

Культура малой родины богата. Дом в котором жили наши предки – хата, еще курень покрытый – камышом, её жильцам метели нипочем.

Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

- Как вы думаете, для чего?(Белый цвет – это символ чистоты и опрятности) Самым главным местом в горнице считался Святой угол \

Хату огораживали вот таким плетнём. Слайд

Казаки всегда славились несравненной выносливостью, бешеной яростью в поединке, дерзкой храбростью и удивительной верностью своему боевому братству.

Сейчас ребята мы подкрепим наши знания с помощью конкурса.

И первый конкурс нашего мероприятия представление команд «Визитка». (Каждая команда представляет название и девиз команд.

1 команда «Казакия», девиз: «Казачья воля- Казакия наша цель»

2 команда «Шашки на голо», девиз «Сколько казака не корми, он все равно на шашку смотрит»)

-А сейчас мы объявляем начало второго конкурса, который называется «Казачий Дон». Он будет проходить в виде Блиц-опроса – по 5 вопросов каждой команде.

  1. Что такое курень? (ответ: казачий дом в два этажа, где комнаты соединены между собой по кругу).

  2. Назовите три вида казачьего холодного оружия. ( ответ: шашка, пика, нагайка).

  3. С какого возраста казаки учили своих детей владеть шашкой? ( ответ: с 10 лет).

  4. Как казаки называли Дон? ( ответ: Тихий Дон-батюшка).

  5. Кто такой наказной атаман? ( ответ: атаман назначенный сверху, не выборный)



Учитель:

- Следующий третий конкурс «Казацкие загадки». Каждой команде предлагается старая казацкая загадка, которую вы должны отгадать. (Каждой команде по 4 загадки)

Загадки:

-Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год, месяцы)

- Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)

-Вечером цветут, утром вянут. (Звезды)

-В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)

-Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)

-Песни играет, всяк его знает. (Сверчок)

-Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи)

-Не больная – стонет, не трудится – пыхтит, не теряла – ищет. (Свинья)

-Стоит старушка на грядках, вся в сорока заплатках. (Капуста)

-Мелкие людишки, красные штанишки. (Морковь)

-Отгадай-ка, что это: из-под земли вылезает, одетым в жаркую баню идет, а после бани его раздевают. (Картофель)

-Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла)

-Летала пташка промеж рта и чашки. (Ложка)

-Слаще меда, тяжелее железа, в магазине не купишь, на базаре не -продается. (Сон)

-Целый день ходят, ночью с раскрытым ртом стоят. (Сапоги)

-Нос имеет, а глаз нет; едет, едет, а следа нет. (Лодка)


Учитель:

-Последний конкурс называется «Казацкие пословицы». Каждой команде предлагается старая казацкая пословица, которую вы должны обьяснить. (Каждой команде по 2 пословицы)

1.Казак без песни, что виноградная лоза, без гроздьев.

2. Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет.

3.Казак в бою, как орел в небе.

4.Казак без коня, что воин без ружья.

-А сейчас мы подведем итоги конкурса. ( подводятся итоги)

Учитель:

Я думаю, что в ходе сегодняшнего мероприятия у нас нет проигравших, т.к. все мы узнали очень много из истории и традиций казачества.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Казачество на Дону.

Автор: Авдиева Каркаш Халитовна

Дата: 20.11.2015

Номер свидетельства: 255920

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "История и литература в 11 классе по теме «Гражданская война на Дону.  Изображение Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». "
    ["seo_title"] => string(143) "istoriia-i-litieratura-v-11-klassie-po-tiemie-grazhdanskaia-voina-na-donu-izobrazhieniie-grazhdanskoi-voiny-v-romanie-m-a-sholokhova-tikhii-don"
    ["file_id"] => string(6) "220326"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434600966"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему "Картины жизни донских казаков в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон" "
    ["seo_title"] => string(135) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-v-11-klassie-na-tiemu-kartiny-zhizni-donskikh-kazakov-v-romanie-m-a-sholokhova-tikhii-don"
    ["file_id"] => string(6) "110705"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406467943"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "История создания Тихого Дона "
    ["seo_title"] => string(32) "istoriia-sozdaniia-tikhogho-dona"
    ["file_id"] => string(6) "161252"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422196052"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока "Женские судьбы и тема любви в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-zhienskiie-sud-by-i-tiema-liubvi-v-romanie-m-a-sholokhova-tikhii-don"
    ["file_id"] => string(6) "156340"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421412894"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Казачество на донской земле"
    ["seo_title"] => string(28) "kazachestvo_na_donskoi_zemle"
    ["file_id"] => string(6) "477538"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1536681710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства