kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казачество на донской земле

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дон… Земля донская… Донские казаки.    Произнесешь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон - батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и Булавина и сотен других донцов, прославивших Дон и        Россию своими деяниями. 
  Наверное, мало найдется на земле народов, история которых окутана таким количеством тайн и преданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Казачество на донской земле»

Казачество на Донской земле


Дон… Земля донская… Донские казаки.    Произнесешь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон - батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и Булавина и сотен других донцов, прославивших Дон и Россию своими деяниями. 
  Наверное, мало найдется на земле народов, история которых окутана таким количеством тайн и преданий.

   Сами казаки считают себя древним народом, в незапамятные времена пришедшим на берега Дона и Азовского моря.

  Казаки были прирожденными воинами. А иначе на Дону, в окружении жестоких и не знавших пощады кочевников, выжить было нельзя.

 



Казака с детства готовили к военной жизни. Буквально с пеленок проводился ритуал – посвящение в воина-казака. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) пули, у изголовья младенца клали саблю, пистолет, лук и ружье. После рождения как можно скорее старались окрестить ребенка в церкви. Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «Определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». Когда у младенца прорезался первый зуб, отец и мать несли его в церковь, заказывали молебен святому мученику Иоанну-воину. Вернувшись из церкви, отец сажал сына на коня и наблюдал: если ребенок хватался за гриву, значит, можно проводить учение дальше и из него получится воин, если заплачет, упадет с коня – быть убитому. На первый взгляд, очень жестоко, на самом деле, это была суровая реальность.
 В истории сохранились удивительные свидетельства беспримерной храбрости и фантастической боеспособности казачества.

   В 1637 году казаки захватывают турецкую крепость Азов. Оскорбленные турки в 1641 году осадили крепость.

    В турецкой армии было 240 тысяч под командованием паши Гусейн-Дели. А казаков было всего 7 тысяч, включая женщин и детей! Почти 40-кратное превосходство врага! За все 4 месяца осады казаки не получили ни подкрепления, ни провианта, ни оружия. Турецкий флот регулярно поставлял провиант, боеприпасы и людей своим войскам, стоящим под стенами Азова. После двух месяцев осады паша Гусеин-Дели писал в Константинополь: «Воевать Азов нечем, а прочь идти бесчестно. Мы воевали целые царства и торжествовали победы, а теперь несем стыд…». Помогала в этом казакам православная вера и совершеннейшая боевая подготовка.

  Султан Мурад II, перед могуществом и силой которого в страхе склонялись многие европейские государи и владетели азиатских стран, говорил: «Ненависть всех христианских народов не мешает мне спать, но казаки причиняют мне бессонные ночи».

  В 80-х годах 16-го столетия казачий герой Ермак Тимофеевич с 840 воинами покорил огромное Сибирское ханство, почти ежедневно ведя бои с татарами, чьи войска насчитывали десятки тысяч опытных воинов.

  И в двадцатом веке на Дону встречались казаки, владеющие невероятной силой духа и воли, позволяющей противостоять обстоятельствам и пренебрегать смертью. Писатель Юрий Сергеев оставил такие строки: «У меня записан рассказ старика-очевидца о том, как в 1920 году полковник Васищев с 54 казаками взял станицу Наурскую, отбив у красного корпуса пулеметы и все орудия. После боя вся черкеска у него была в дырах от пуль. На людном станичном плацу он соскочил с коня, расстегнул пояс и встряхнул одежду, пули горохом посыпались к его ногам. Старик-казак божился мне, что стоял в трех шагах от полковника и все видел своими глазами».

  Казачество немыслимо без православия, оно воспитывает в небрежении к земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном служении народу христианскому. Казаки принимали у себя всех, но при принятии в казаки к кандидату было два требования – православная вера и говорить он должен был на русском языке. За хулу на Бога казаки убивали всякого, не считаясь с его чинами, должностями или прежними заслугами.

  Со времен святого благоверного князя Дмитрия Донского казаки стояли на страже интересов Московского государства, а Россия, в свою очередь, помогала Дону, т. к. со времени падения Византии оставались только два независимых от турок православных государства – Московская Русская Православная Монархия и Казачья Православная Республика – Всевеликое Войско Донское.

  После победы русского воинства над татарами в Куликовской битве 8 сентября 1380 года донские казаки, участвовавшие в ней, как отмечает летописец, преподнесли Великому князю Димитрию икону-хоругвь Донской Богородицы и образ Богородицы Гребневской.

  Тесные связи с казачеством с 1570 года установил русский царь Иоанн IV Грозный. Он ежегодно помогал Войску деньгами, а так же провиантом, состоящим из селитры, свинца, сукна, вина, ядер и хлеба, в котором был особый недостаток (запрет на занятие земледелием, чтобы ничего не мешало военной подготовке, на Дону был снят только в XVIII столетии). Царево жалованье делилось между всеми казаками.

  А первое боевое знамя за участие в изгнании поляков Всевеликое Войско Донское получило 18 марта 1614 года от первого государя династии Романовых Михаила Федоровича, в избрании которого на российский престол донцы сыграли одну из решающих ролей.

 В 1613 году атаман Межаков со своими людьми помог завершить русскую Смуту благополучным избранием молодого царя Михаила Федоровича Романова. Атаман положил на стол перед руководителями Земского Собора родословную запись Михаила и накрыл ее своей шашкой. На этот акт красноречивого голосования исчезли разногласия и «бысть единадушен ответ» всего Собора. На трон вступила новая династия Романовых. С той поры судьба казачества неразрывно связана с Русской Монархией.

После подавления движения Степана Разина на Дон в 1671 г. прибыл полковник Григорий Косагов. Он привел Войско Донское к присяге на верность царю Алексею Михайловичу.

  Сын его, царь Петр I, провел реформы в области Войска Донского, полностью подчинив его и упразднив на Дону самоуправление.

    Начиная с XVII века, казачество участвовало во всех войнах, которые вела Россия, проявляя при этом беспримерное геройство.

  Когда армии шли вперед, казаки были впереди армий, «освещали» местность, вели разведку, наводили панику в тылу противника; когда наши войска отступали, казаки прикрывали их отход. Они не боялись никого и ничего, кроме Бога. Их полки не знали дезертирства, не знали, что такое «попасть в плен».

 Непримиримый и неоднократно битый русскими, враг России, прусский король Фридрих II, после Семилетней войны (1756-1763) писал: «В сие время войска были в таком беспорядке, что при малейшем крике казаков пехота бежала оттуда шагов за 1000, так что и удержать ее никак было не можно».

 Война 1812-1814 гг. принесла казачеству всемирную известность.

  Газеты и журналы того времени пестрели сообщениями о донцах, их боевых подвигах. Огромной популярностью пользовалось имя донского атамана Матвея Платова.

    У героев-донцов, несомненно, должны быть такие же герои-атаманы. Таким был и Яков Петрович Бакланов, прозванный чеченцами за его ум, необычайную силу и беззаветную отвагу «Боклю» (Лев) и «Даджал-шайтан» (что-то среднее между сатаной и чертом).

  В 1852 году предводитель горцев Шамиль поручил опытному стрелку-тавлинцу по имени Джанем во что бы то ни стало убить Бакланова. Горец поклялся это сделать. Об этом сообщили Якову Петровичу. На следующий день он подъехал к ущелью, на противоположной стороне которого, в 150-200 шагах, были позиции чеченцев. На него и с русской, и с противоположной стороны смотрели тысячи глаз. Джанем через минуту выстрелил, но пуля пролетела, задев лишь край. Для тавлинца его промах был неожиданностью, и он принялся вновь заряжать ружье. Он торопился, Бакланов это знал. Как только раздался второй выстрел, Бакланов, вынув ногу из стремени, вскинул ружье и – с колена – выстрелил в ответ. Пуля ударила стрелку между бровей и прошла на вылет через голову. Восхищенные такой необычайной меткостью чеченцы, побросав ружья, выскочили из-за своих укрытий и, махая шапками, начали неистово кричать: «Якши, Боклю! Браво, Боклю! Молодец, Боклю!».

  Впечатление, которое произвела на горцев эта история, перешло в народную поговорку. «Не хочешь ли убить Бакланова?“ — говорили в Чечне, когда хотели остановить какого-нибудь расхваставшегося юношу.

Казаков считали элитными войсками Российской империи. Красота их мирного полкового быта пленяла из глубины веков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом. Служить у казаков, служить с казаками было мечтой всех истинно военных», — так описывал казаков в начале XX в. один из последних атаманов.
   Многие великие поэты, писатели и художники, композиторы воспевали казаков и казачество. Их привлекали казачья удаль, любовь к Богу и Родине, сочетание воинского долга и вольности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Казачество на донской земле

Автор: Кравченко Наталья Борисовна

Дата: 11.09.2018

Номер свидетельства: 477538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Летопись Донского края"
    ["seo_title"] => string(24) "lietopis_donskogho_kraia"
    ["file_id"] => string(6) "433525"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508506103"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Творческие работы учащихся. "
    ["seo_title"] => string(35) "tvorchieskiie-raboty-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "215607"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432738891"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Казачий край - Родина моя "
    ["seo_title"] => string(25) "kazachii-krai-rodina-moia"
    ["file_id"] => string(6) "207883"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430672928"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Открытый урок по ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(22) "otkrytyi_urok_po_orkse"
    ["file_id"] => string(6) "377212"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483994844"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "История и литература в 11 классе по теме «Гражданская война на Дону.  Изображение Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». "
    ["seo_title"] => string(143) "istoriia-i-litieratura-v-11-klassie-po-tiemie-grazhdanskaia-voina-na-donu-izobrazhieniie-grazhdanskoi-voiny-v-romanie-m-a-sholokhova-tikhii-don"
    ["file_id"] => string(6) "220326"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434600966"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства