Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему "Картины жизни донских казаков в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон"
Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему "Картины жизни донских казаков в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон"
Проведение данного урока литературы уместно в начале изучения романа М.А.Шолохова "Тихий Дон". На занятии учащиеся знакомятся с историей возникновения донского казачества, с их образом жизни, характерными особенностями казачества как сословия, что в значительной степени облегчает усвоение содержания произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему "Картины жизни донских казаков в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон" »
Методическая разработка
урока литературы
в 11 классе на тему:
«Картины жизни донских казаков в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Попова Е.В.,
учитель русского языка
и литературы
АОНО Лицей «ЭКУС»
г.Подольск, 2014г
Тема урока: «Картины жизни донских казаков в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Цели урока:
- познакомить с историей возникновения донского казачества, с их образом жизни, характерными особенностями казачества как сословия;
- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей.
Оборудование и материалы к уроку: проектор, компьютер, фильм-презентация «Донские казаки. История и традиции».
Ход урока.
Организационный момент.
(Сообщение темы и целей урока).
Изучение материала урока.
Вступительное слово учителя.
-«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве. Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали. Но в необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно-исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью то, что всегда волновало Шолохова больше всего, внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.
Действие романа сосредотачивается в одной из наиболее «сложных» провинций России – на Дону. Кто же составляет население Донской области? Кто такие казаки?
Просмотр фрагментов фильма «Донские казаки. Истории и традиции» и беседа по роману «Тихий Дон».
1) 1 эпизод (5 мин) – образование казачества, внешность казаков (фильм 1).
- Какую роль играет описание быта казаков в начале романа?
(Внимание М.А.Шолохова к быту казаков не случайно. Обычная жизнь, мелочи быта подчиняют человека сложившимся обычаям, нравам, привычкам. Именно в быту проявляется традиционный уклад жизни.)
2) При чтении романа вы не могли не обратить внимание на язык героев. Язык донского казачества довольно своеобразный. Он получил название донских говоров. Эта народная речь, или донской диалект, относится, безусловно, к русскому языку, но в то же время имеет значительные особенности.В традиционном диалекте употребляются специфические донские слова и выражения, отражающие старинный казачий быт, военные занятия, складывавшиеся общественные отношения.
- Какие диалектные слова встретили вы на страницах романа «Тихий Дон»? О значении большинства слов можно было догадаться по контексту, но если какие-то из них остались для вас не понятыми, вы можете посмотреть в специальный словарь диалектных слов, составленный М.Г.Павловец, Т.В.Павловец (распечатка словаря у каждого ученика на столе – см. приложение №1)
- Донские выражения очень певучи и искрометны, читаешь их и не перестаешь удивляться, как точно в них проявляется душа донского жителя.
3) Привольная и братская жизнь сильно привязала казаков к родине. Они славили свой Тихий Дон, называя его “кормилец родимый”. В плену ли, на смертном одре казак, прощаясь со всем, что имел драгоценного в своей жизни, всегда обращался к Дону: “Ты прости, мой Тихий Дон Иванович! Мне по тебе не ездити, дикого зверя не стреливать, вкусной рыбы не лавливать”. Великий русский поэт А.С.Пушкин сумел передать эти чувства в стихотворении “Дон”(текст стихотворения распечатан для каждого ученика):
Блеща средь полей широких, Вот он льется!.. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких Я привез тебе поклон. Как прославленного брата, Реки знают Тихий Дон: От Аракса и Евфрата Я привез тебе поклон. Отдохнув от злой погони, Чуя родину свою, Пьют уже донские кони Арпачайскую струю. Приготовь же, Дон заветный, Для наездников лихих Сок кипучий, искрометный Виноградников твоих.
4) Свои чувства казаки выражали в песенном фольклоре. Истоки донской казачьей песни уходят вглубь столетий. В песнях рассказывалось, прежде всего, о героях-донцах, прославивших себя и своих сподвижников на ратном поле. Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке — Дону, к щедрой природе родного края. Сколько песен сложено о Доне — казачьей реке? А как он уважительно величается:
Ой ты, батюшка наш, славный тихий Дон. Дон — кормилец наш, Дон Иванович! Про тебя лежит слава добрая, Слава добрая, речь хорошая.
Песня... Она сопутствовала казаку всю жизнь. Обрядовые и бытовые, исторические и походные, хороводные...Не без основания один из первых собирателей донских песен в прошлом веке Андроник Савельев, говоря о природном даровании донцов, назвал их «народом в высшей степени певучим». Тексты старинных песен выказывают душу казачью со всей ее многогранностью. Вот одна из них:
На заре то было, на зорюшке, На заре то было, на утренней, На восходе было солнца красного: Не буйные ветры подымалися, Не синее море всколыхалося, Не фузеюшка в поле прогрянула, Не люта змея в поле присвиснула Просвиснула пулечка свинчатая; Она падала, пулька, не на землю, Не на землю пули и не на воду, Она падала, пуля, в казачий круг, На урочную-то на головушку, Что да на первого есаулушку; Попадала пулечка промеж бровей, Что промеж бровей, промеж ясных очей; Упал молодец коню на черну гриву.
5) Конечно же, без песен не обходилась ни одна казачья свадьба.
2 эпизод (5 мин)– свадебный обряд (фильм 3).
- Найдите в романе описание сватовства и свадьбы главного героя романа, Григория Мелехова. Как данные эпизоды характеризуют нравы казаков?
6) Главная идея романа – идея дома, святости семейного очага, его защиты. Не случайно роман начинается с предыстории семьи Мелеховых.
- На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?
- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?
3 эпизод (5 мин) – уклад в казачьей семье (фильм 2).
- Какие еще семьи находятся в центре повествования?
7) Вывод: таким образом, казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, дисциплинированностью, почитанием старших. То есть казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком.
Заключительное слово учителя.
Закономерности эпохи заключаются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и ломка их рождает острые, драматические конфликты. Мирный труд казаков, жизнь, наполненная повседневными заботами, запутанные сложные отношения обрываются с войной.
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. - М: «ВАКО», 2007г.
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 11 классе. Урок за уроком.- М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008г.
http://www.npi-tu.ru/assets/files/kazaki/HTML/55.html - Обычаи, обряды и язык донских казаков.
http://www.youtube.com/watch?v=W3J-oNV6RD8 – «Донские казаки. История и традиции». (Презентация по истории педагогики, выполненная студентами факльтета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Стародуб Н.М. и Смотровой Н.А., преподаватель: Авилова Е.А.).