kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История и литература в 11 классе по теме «Гражданская война на Дону. Изображение Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выяснить особенности Гражданской войны в России; причины Гражданской войны на Дону ; сопоставить исторические сведения с изображением войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»; воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, непринятия насилия. 1.Так уж сложилось исторически, что казаки всегда были независимыми, свободолюбивыми воинами, которые селились по окраинам русских земель и, по сути. Несли на Руси пограничную службу, а в свободное от военных действий время сеяли хлеб. И Донское казачество не было здесь исключением. Земля на Дону жирная, богатая. Да и нет в ней особого дефицита: бескрайни донские степи. «Степь- матушка, Дон – батюшка» - так называли их казаки, кормильцем величали тихий Дон. И впрямь: напоят щедрые воды Дона степь, и родит она богатый урожай на радость казакам и в прибыток их хозяйствам. Поэтому и располагаются казачьи хутора по берегам могучей реки: течёт вода – идёт время, немудрёные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота. Сев, покос, жатва. Но как неизменны речные берега, так неизменна в основе своей и жизнь на лоне природы; за зимой приходит весна, за жатвой – пахота. Природное время циклично, течёт по кругу. Однако где бы ни странствовал донской казак, по возвращении первым его встретит Дон – батюшка, по – прежнему полноводный и тихий. Впрочем, циклична и сама жизнь казака – земледельца, чего не скажешь, правда, про казака – воина. Историческое время вламывается в его хутор, срывает его с родных мест и ведёт на войну. Не отсидеться казаку на печи, потому что с малых лет приучен он к седлу и шашке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История и литература в 11 классе по теме «Гражданская война на Дону. Изображение Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». »

Интегрированный открытый урок (история и литература) в 11 классе по теме «Гражданская война на Дону. Изображение Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».


Цель: выяснить особенности Гражданской войны в России; причины Гражданской войны на Дону ; сопоставить исторические сведения с изображением войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»;

воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, непринятия насилия.


1.Так уж сложилось исторически, что казаки всегда были независимыми, свободолюбивыми воинами, которые селились по окраинам русских земель и, по сути. Несли на Руси пограничную службу, а в свободное от военных действий время сеяли хлеб. И Донское казачество не было здесь исключением. Земля на Дону жирная, богатая. Да и нет в ней особого дефицита: бескрайни донские степи. «Степь- матушка, Дон – батюшка» - так называли их казаки, кормильцем величали тихий Дон. И впрямь: напоят щедрые воды Дона степь, и родит она богатый урожай на радость казакам и в прибыток их хозяйствам.

Поэтому и располагаются казачьи хутора по берегам могучей реки: течёт вода – идёт время, немудрёные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота. Сев, покос, жатва. Но как неизменны речные берега, так неизменна в основе своей и жизнь на лоне природы; за зимой приходит весна, за жатвой – пахота. Природное время циклично, течёт по кругу. Однако где бы ни странствовал донской казак, по возвращении первым его встретит Дон – батюшка, по – прежнему полноводный и тихий. Впрочем , циклична и сама жизнь казака – земледельца, чего не скажешь , правда, про казака – воина. Историческое время вламывается в его хутор, срывает его с родных мест и ведёт на войну. Не отсидеться казаку на печи, потому что с малых лет приучен он к седлу и шашке.


2. Гражданская война - самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживающиеся одних идеалов. Нужна ли народу эта война? Если бы люди знали , какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, то ответили бы отрицательно. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны.


3.Сегодня мы с вами проведём не обычный урок , а интегрированный: урок истории и литературы. С точки зрения истории , мы посмотрим, как это было на самом деле, а с точки зрения литературы проследим, так же правдиво, как в истории, показана Гражданская война на Дону в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». В течение урока мы должны будем гипотезу «Могут ли быть победители в Гражданской войне?» или подтвердить или опровергнуть.


4.Что такое Гражданская война? Период острых классовых столкновений. Способы разрешения противоречий между сторонами с помощью вооружённых сил. Противостояние классов и общественных групп.


5. Гражданская война в России – это величайшая трагедия нашего народа , которая проходила при активном вмешательстве иностранных сил и принимала различные формы: вооружённые восстания. В романе читаем: «В марте 1919 года на Дону вспыхнуло восстание. 30 тысяч казаков, в основном середняки, держались до лета, пока не соединились с белыми…», крупные военные операции «Совнарком Советской России создаёт Южный фронт под командованием Антонова – Овсиенко. По мере продвижения этих войск на юг активизируются сторонники новой власти и в Донской области. 23 января открывается Съезд фронтового казачества, который объявляет себя властью в Донской области, избирает казачий Военно – Революционный комитет во главе с Ф. Г. Подтёлковым и М. В. Кривошлыковым и признаёт власть Совета Народных Комиссаров. Действия вооружённых отрядов в тылу, деверсионно – террористические акты


6. В России Гражданская война имела свои особенности. Назовите их.

1.Не имеет чётких границ - ни временных, ни пространственных. ( В научной исторической литературе существует несколько точек зрения по вопросу о том, когда началась Гражданская война в России.

Ряд западных историков считает, что начало Гражданской войне положил вооружённый захват власти большевиками в октябре 1917 года. Однако большое распространение получило у отечественных историков мнение о начале Гражданской войны с весны – лета 1918 года»

2.На первый план выходят классовые интересы ( роман часть 6, глава 31) « Круто завернула на повороте жизнь». Хутор напоминал «потревоженный пчельник». «Жгучей ненавистью к казакам оделось Мишкино сердце». Действия властей разводили казаков в разные стороны.

«Народ стравили», - вспоминаем мы, когда читаем о казни командира отряда Лихачёва, захваченного повстанцами: «Его не расстреляли… В семи верстах от Вешенской, в песчаных, сурово насупленных бурунах его зверски зарубили конвойные. Живому выкололи ему глаза, отрубили руки, уши, нос, искрестили шашками лицо. Расстегнули штаны и надругались, испоганили большое, мужественное, красивое тело. Надругались над кровоточащим обрубком, а потом один из конвойных наступил на хлипко дрожавшую грудь, на поверженное навзничь тело и одним ударом наискось отсёк голову». Стр. 90, 92, 146

3.Общечеловеческие ценности отступают на второй план, главный принцип – «Кто не с нами, тот против нас» (роман стр. 498 – 499

4. Это величайшая трагедия нашей страны, т.к. несёт взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу.

5.Здесь нет победителей и побеждённых.


7. С Февральской революцией 1917 года и падением монархии заканчивается единоначалие на Дону, начинается раскол общества и власти в Донской области. С весны 1917 года на Дону формируется несколько структур, претендующих на власть в регионе:

1)комиссары Временного правительства

2)Советы рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов

3)Донской Войсковой Круг(Съезд) и его исполнительные органы: Войсковое правительство и Донской областной атаман. ( роман часть6, глава 24, стр. 125 – 126. )

ВОПРОС? Почему казаки вспомнили 1905 год? ( Во время Кровавого воскресенья казаки расстреливали народ, идущий к царю с петицией , стр. 127, роман)


8.В мае 1917 года Областной съезд крестьян принимает решение об отмене частной собственности на землю, но Донской войсковой Круг объявляет земли Дона «исторической собственностью казаков» и принимает решение об отзыве казаков из аппарата Временного правительства и из Советов. Борьба между Войсковым правительством и Советом рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов – обостряется. Казаков в России к 1917 году насчитывалось свыше 4,5 млн. человек, почти столько же и пролетариата в стране.


9. Среди казаков назревает недовольство начавшимся переделом земли на Дону, тем, что крестьяне (так называемые «иногородние») начинают обрабатывать войсковую запасную землю и излишки земли в казачьих станицах. Противоречия в сельской местности нарастают и приводят к многочисленным восстаниям казаков против новой власти. Происходит процесс, который в истории получил название «расказачивание» казаков. « Всё Обдонье жило потаённой, придавленной жизнью… Мга нависла над будущим». « Круто завернула на повороте жизнь» : обложили контрибуцией богатейшие дома, начались аресты, расстрелы.

--- Давайте посмотрим, как же воспринимают это время казаки?


Петро Мелихов: «- Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемехом. Чёртова жизня, и время страшное! Один другого уже не угадывает… - Вот ты. – круто перевёл он разговор, - ты вот брат мне родной, а я тебя не пойму, ей- богу! Чую, что ты уходишь как – то от меня… правду говорю? – и сам себе ответил: - Правду. Мутишься ты… Боюсь, переметнёшься ты к кранным… Ты, Гришатка, до сё себя не нашёл.

- А ты нашёл?- спросил Григорий.

- Нашёл. Я на свою борозду попал… Меня к красным арканом не притянешь. Казачество против них, и я против.


10. Как же новая власть отреагировала на недовольство казаков? Перед вами лежит фрагмент циркулярного письма ЦК об отношении к казакам от 24 января 1919 года. Прочитайте его и ответьте на вопросы: 1)К каким последствиям привела такая директива? 2)Дайте вашу оценку проводимой политики «расказачивания».

«Последние события на различных фронтах в казачьих районах – наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск – заставляет нас дать указания партийным работникам о характере их работе при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. Никакие компромиссы. Никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

1)Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое – либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких – либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2)Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки.

3)Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.


11. Необычный размах приобрёл антиказачий террор. Это относилось к территориям всех казачьих войск, но особенно жестокие формы он приобрёл на Дону, где, по некоторым подсчётам , было истреблено до 50% казачьего населения. Дон был объявлен советскими пропагандистами «Вандеей», подобно департаменту Франции, население которого упорно противостояло Французской революции конца XVIII века. Помимо того, Дон стал областью, в которой зарождалось белое движение.

Казачество, поначалу занимавшее нейтральную позицию в борьбе красных и белых, для новой власти было одним из самых подозрительных формирований в России. Его крепкие земледельческие традиции и воинская служба создавали потенциальную угрозу для власти, исповедавшей уравнительный коммунизм. В январе 1919 года руководство большевистской партии принимает решение начать «самую беспощадную войну со всеми верхами казачества путём их поголовного истребления». Началось расказачивание, в результате которого, как признавал один из его руководителей, С. Сырцов, «станицы обезлюдели». Всё это привело к нарастанию массового сопротивления новой власти.


12. ВОПРОС? Какой из этих документов можно сделать вывод?

Террор был абсолютно осознанной государственной политикой. Он стал возможен при условии раскола страны, раскола народа. Идёт разрушение не только уклада жизни казаков и их сословной общности, но и основы народной нравственности- христианской веры, и это гораздо страшнее всего остального.


13. Характеристика потерь Гражданской войны. За четыре года Гражданской войны (1918 – 1922) Россия потеряла 13 млн. человек из них примерно 2 млн. покинули страну, жертвами террора стали 1. 5 млн.человек, 7, 5 млн. погибли от болезней и голода..


14.Если определить Гражданскую войну как вооружённую борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государственную власть. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России, утвердили власть большевистской партии в обществе.

КАК вы думаете , приняло бы общество 20 – х годов такое торжество, как день победы в Гражданской войне? Хотели бы вы ввести такой праздник сейчас? Есть ли сходство между Гражданской войной и локальной войной?


15.Никакая другая книга прошлых лет так непосредственно , как « Тихий Дон» отзывается сегодня на многие наши беды и поиски. Связаны ли они с межнациональными распрями, с вопросами земли и собственности, конфликтами между политикой и народной жизнью. Это не современность проверяет на прочность шолоховский роман, а он , на свой лад, проверяет истинность новых времён своим общечеловеческим идеалом добра и народной мудростью.


16. Проанализировав документы, прочитав главы из романа, подумайте, какие уроки из Гражданской войны можем извлечь мы с вами сегодня?

- Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия

- Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.

- Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам

- Диктатура одного класса или партии должна быть исключена.


17.Б. Васильев, наш современник, автор многих произведений о войне, сказал: «В Гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все. Весь народ, вся Россия…». Прокомментируйте эти слова.


Дома: сочинение – эссе . Уроки Гражданской войны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Ткачёва В.И. , Ципушников А.В,

Дата: 18.06.2015

Номер свидетельства: 220326


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства