Тема. Женские судьбы и тема любви в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Задачи:
- образовательная: показать своеобразие и роль женских образов в романе, средства создания литературных характеров;
- воспитательная: умение сочувствовать, сопереживать;
- развивающая: формировать умение характеризовать литературных героев произведении, сравнивать поведение персонажей в рамках зпизода; формировать умение определять роль определённого персонажа в системе всего произведения.
Тип урока – комбинированный.
- : портрет М.А.Шолохова, иллюстрации к роману «Тихий Дон», фрагменты из кинофильма по роману.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы уже говорили, что роман «Тихий Дон» посвящён изображению жизни казачества в трагические годы российской истории: империалистическая война, революция, Гражданская война. На многих страницах эпопеи мы читаем о военных событиях. Антитезой к ним является мирная жизнь казаков в хуторах и станицах. Война пройдёт по этим хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. На примере семьи Мелеховых Шолохов показал процесс разрушения гармонии казачьего мира, существовавшего на протяжении веков.
Сегодня наш разговор о женских судьбах в романе. Большинство из них завязано на образе главного героя Григория Мелехова: для Ильиничны он младшенький, любимый сын, для Дуняшки – любимый брат. Дарья, жена Петра, тоже ладит с ним. Трагичны судьбы любимых женщин Григория Мелехова, Натальи и Аксиньи.
Сегодняшний урок посвящён теме любви и женским судьбам.
2. Сообщения учащихся о предыстории Аксиньи (по 7 главе из части 1 книги1) и Наталье, её семье, жизни до замужества (кн.1, ч.1, гл.18).
- Аналитическая работа в парах по карточкам. Чей литературный портрет перед вами? Какую деталь во внешности героини выделяет автор? Почему?
Карточка№1
«Под чёрной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Григорий в минуту обежал всю её – с головы до высоких красивых ног…подумал: «Хороша» - и встретился с её глазами, направленными на него в упор. Бесхитростный, чуть смущённый, правдивый взгляд словно говорил: «Вот вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня». – «Славная, - ответил Григорий глазами и улыбкой».
«Распутывая бредень, Григорий всматривался в … . Лицо её мелово-бледно, но красные, чуть вывернутые губы уже смеются».
- «…ходила, не кутая лица платком, траурно чернели глубокие ямы под глазами, припухшие, слегка вывернутые жадные губы её беспокойно и вызывающе смеялись».
«Красивая баба, в глаза шибается…»
Карточка №3
«На пожелтевших её щеках, как на осеннем листке, чахнул неяркий румянец, в глазах появилось что-то новое, жалкое».
«Она подурнела за лето, но статной её фигуры почти не портила беременность: общая полнота скрадывала округлившийся живот, а исхудавшее лицо красили тепло похорошевшие глаза».
Что можно сказать о внешности героинь? Какую деталь внешности Шолохов выделяет в Наталье, какую - в Аксинье? Почему глаза в лице Аксиньи он отмечает в тот момент, когда она беременна?
- Я считаю, что в основе любви к Григорию и Аксиньи, и Натальи лежит жертвенность. Чем жертвует Аксинья ради любви? А Наталья?
Сравните два маленьких фрагмента. «По ночам, исступлённо лаская мужа, думала Аксинья о другом, и плелась в душе ненависть с великой любовью. В мыслях шла баба на новое бесчестье, на прежний позор: решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей Натальи Коршуновой. По ночам передумывала вороха мыслей, моргала сухими глазами в темь» (книга 1, часть 1, гл.20).
«Наталья, услышав о смерти Григория от Дуняшки, выбежала на баз. «Руки наложу! Всё теперь мне! Скорей!» - гнала её, огнём хлестала мысль. Наталья билась в руках Дарьи и с радостным облегчением принимала беспамятство. Лишь бы отдалить тот момент, когда вернётся сознание и властно напомнит о случившемся. Неделю провела в дурном забытьи и вернулась в мир реального иная, притихшая. Изглоданная чёрной немочью…» (Нежелание жить без него, позднее – попытка самоубийства) (книга1, часть3, гл.16).
5.Анализ эпизодов. Попытки Натальи уговорить Аксинью оставить Григория. Чтение по ролям. Книга1, часть3, гл.19 – в Ягодном; кн.4, часть7, гл.16 - у Аксиньи.
6. Анализ эпизода. Григорий прожил в браке с Натальей 6 лет. Отношения с Аксиньей то затухали, то разгорались с новой силой. И тем не менее между Григорием и Натальей появляется особая душевность, какой не было в самом начале их женатой жизни. Помните эпизод на пахоте, когда он прямо сказал молодой жене, что не любит её?
Кн.4, часть 7, гл.8.
- Наталья никогда не хотела делить его ни с кем. Так неправильно. Она это не приемлет. Слишком велика её любовь к нему, единственному. Поэтому она погибает, покусившись на самое святое и дорогое, что у неё есть – детей, которых обрекает на сиротство, а нерождённому так и не позволяет родиться.
Просмотр кинофрагмента о смерти Натальи. (TD5, 3 серия, 7 минут).
Шолохов пишет в 4 книге романа об отношении Григория к Наталье следующее: «После разрыва с Аксиньей Григорий никогда не думал всерьёз о том, чтобы разойтись с женой; никогда, даже вновь сойдясь с Аксиньей, он не думал. Чтобы она заменила мать его детям. Он не прочь был жить с ними обеими, любя каждую из них по-разному, но, потеряв жену, вдруг почувствовал и к Аксинье какую-то отчуждённость, потом глухую злобу за то, что она выдала их отношения и – тем самым – толкнула Наталью на смерть.
Как ни старался Григорий, уехав в поле, забыть о своём горе, - в мыслях он неизбежно возвращался к этому. Он изнурял себя работой, часами не слезая с лобогрейки, и всё же вспоминал Наталью; память настойчиво воскрешала давно минувшее, различные, зачастую незначительные эпизоды совместной жизни, разговоры. Стоило на минуту снять узду с услужливой памяти, и перед глазами его вставала живая, улыбающаяся Наталья. Он вспоминал её фигуру, походку, манеру поправлять волосы, её улыбку, интонации голоса…»
8.Погибает и Аксинья. От почти шальной пули. Такой же шальной, какой была её любовь к Григорию.
Просмотр кинофрагмента гибели Аксиньи. (TD6, 4 серия, 5 минут)
9.Д/з: Составить сенквейн об одной из героинь.