Разработка урока
Курс: Основы здорового питания
Раздел: Введение
Тема: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу
Возраст: учащиеся начальной школы
Цель:
формирование компетентностей по здоровому образу жизни.
Задачи:
учебная – ознакомление учащихся с элементами здорового образа жизни; выявление уровня подготовки учащихся по данной теме;
развивающая – формирование потребности сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье окружающих;
воспитательная – воспитание культуры здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: Окружающий мир
Методы обучения:
рассказ, объяснение, диалог, игра, создание проблемной ситуации, обобщение, конкретизация, активная познавательная деятельность.
Оснащение:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, CD-диск «Физкультминутки для глаз», рабочие карточки, цветные самоклеящиеся полоски.
Ход урока:
1.Организационный этап.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к занятию.
2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
Здравствуйте ребята. А как вы думаете, чего мы желаем друг другу, когда здороваемся?
Деятельность учащихся: Отвечают на вопрос:
- Желаем здоровья.
Молодцы. Должна вам сказать, приветствие, с таким смыслом, существует только в русском языке «ЗДРАВСТВУЙТЕ!».
Не зря наш язык называют великим и могучим.
А почему мы желаем друг другу именно здоровья, а не чего-то другого?
Деятельность учащихся: Отвечают на вопрос:
- Потому что, здоровье – это самое дорогое, что есть у человека и его не купишь ни за какие деньги.
3. Актуализация учебной деятельности учащихся.
Верно. Но, к сожалению, здоровье само по себе не сохраняется и не укрепляется, для этого необходимо прикладывать немало усилий.
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия и значительные. Заменить их нельзя ничем. Необходимо научить человека учиться строительству своего здоровья», - так говорил академик Н. М. Амосов.
4.Сообщение цели урока.
Вот учиться строительству своего здоровья мы и будем на наших занятиях.
Сегодня мы с вами выясним, что нужно делать, чтобы быть здоровыми.
5. Подготовка к работе с рабочими карточками.
Сейчас я раздам вам рабочие карточки
(рис. 1) и разноцветные самоклеящиеся полоски, с которыми мы поработаем, а в конце урока сделаем очень важные выводы.
6. Изучение нового материала.
Как вы думаете, что необходимо делать для сохранения и укрепления здоровья?
Деятельность учащихся: Отвечают на вопрос: Правильно питаться.
7. Комментарий учителя к ответам учеников.
Правильно. Здоровье каждого из нас во многом зависит от того, что, как, когда и сколько мы едим.
Мне очень понравилось, что именно правильное питание вы поставили на первое место.
Возьмите, пожалуйста, одну полоску, напишите на ней: «Правильно питаться» и приклейте на рабочие карточки.
Учитель показывает на своём экземпляре, на доске, как нужно приклеить полоску.
Деятельность учащихся: Записывают на полоске:
«Правильно питаться».
Приклеивают полоску на рабочую карточку.
Изучение нового материала.
А что ещё нужно делать для сохранения и укрепления здоровья?
Деятельность учащихся: Отвечают на вопрос:
- Заниматься физкультурой.
Комментарий учителя к ответам учеников.
Совершенно верно, вы молодцы!
Когда вы выполняете различные движения, вы развиваете и укрепляете своё тело и этим необходимо заниматься регулярно:
а) делать зарядку;
Поднимите, пожалуйста, руку те ребята, кто делает утром зарядку. Молодцы! Ну, а те ребята, кто пока не делает этого, я надеюсь, сделает зарядку своей полезной привычкой. Слово-то, какое хорошее «Зарядка!». Сделал с утра зарядку и зарядился на весь день энергией!
б) заниматься физкультурой на уроках;
в) посещать спортивные секции;
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто ходит в секции. Молодцы!
г) заниматься на тренажерах.
Инструктаж учителя к выполнению заданий на рабочих карточках.
А сейчас, возьмите, пожалуйста, вторую полоску и аккуратно напишите на ней «Заниматься физкультурой», приклейте её к изображению «Смайлика» на рабочей карточке.
Учитель показывает на своём экземпляре, на доске, как нужно приклеить полоску.
Деятельность учащихся: Записывают на полоске:
«Заниматься физкультурой».
Приклеивают полоску на рабочую карточку.
Изучение нового материала.
А что ещё нужно делать для сохранения и укрепления здоровья?
Деятельность учащихся: Отвечают на вопрос:
- Соблюдать правила гигиены.
Комментарий учителя к ответам учеников.
Верно. Мыться, умываться, чистить зубы, мыть руки после туалета, перед едой, после возвращения с улицы необходимо для сохранения здоровья.
На третьей полоске напишите «Соблюдать правила гигиены» и приклейте её на рабочие карточки.
Учитель показывает на своём экземпляре, на доске, как приклеить полоску.
Деятельность учащихся: Записывают на полоске:
«Соблюдать правила гигиены».
Приклеивают полоску на рабочую карточку.
Продолжение изучения нового материала.
А что ещё нужно делать для сохранения и укрепления здоровья?
Деятельность учащихся: Отвечают на вопрос:
- Соблюдать режим дня.
Комментарий учителя к ответам учеников.
Да. Кушать, вставать и ложиться спать, делать зарядку, учить уроки в одно и то же время очень полезно. Ваш организм привыкает к режиму и ему легче справляться с нагрузками.
Давайте напишем на полоске «Соблюдать режим дня» и приклеим её.
Учитель показывает на своём экземпляре, на доске, как приклеить полоску.
Деятельность учащихся: Записывают на полоске:
«Соблюдать режим».
Приклеивают полоску на рабочую карточку
Продолжение изучения нового материала.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Когда человек быстрее устаёт, когда он работает с перерывом на отдых, или без перерыва?
Деятельность учащихся: Отвечают на вопрос:
- Человек быстрее устаёт, когда он работает без перерыва на отдых.
Комментарий учителя к ответам учеников.
Вы абсолютно правы. Необходимо периодически менять род занятий. Например, урок - перемена, занятия в школе – прогулка, выполнение домашних заданий - помощь родителям по дому - игра.
Инструктаж учителя к выполнению заданий на рабочих карточках.
Запишите это утверждение на полоске «Чередовать труд и отдых» и приклеим на рабочие карточки.
Деятельность учащихся: Записывают на полоске:
«Чередовать труд и отдых».
Приклеивают полоску на рабочую карточку.
Продолжение изучения нового материала.
Нам с вами тоже нужно отдохнуть.
Поиграем в «Рифмушки»
Встаньте, пожалуйста, рядом с партой.
Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовила я рифмушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
А неправильный совет:
Топаем ногами – НЕТ!
- Чтобы быстро нам проснуться будем долго мы тянуться!
- Сделали с утра зарядку, значит, будет всё в порядке!
- Мы рано просыпаемся, спортом занимаемся,
Зубы чистим каждый день, и трудиться нам не лень!
- Соблюдать режим не буду, всё равно успею всюду!
- Не грызите лист капустный,
он совсем, совсем не вкусный,
Лучше пейте лимонад,
ешьте сахар, мармелад!
- Постоянно нужно есть для здоровья вашего
Фрукты, овощи, омлет, творог, мёд и кашу!
- Навсегда запомните, милые друзья, не почистив зубы, спать идти нельзя!
- Чем разнообразнее еда, тем полезнее она!
Молодцы! Все справились с заданием.
Как вы думаете, вредные привычки влияют на здоровье?
Деятельность учащихся: Отвечают на вопрос:
- Да, они вредят здоровью.
Комментарий учителя к ответам учеников.
Вы правы. Вредные привычки и здоровый образ жизни не совместимы.
Инструктаж учителя к выполнению заданий на рабочих карточках.
Поэтому на следующей полоске мы напишем: «Отказаться от вредных привычек» и приклеим её на рабочие карточки.
Деятельность учащихся: Записывают на полоске:
«Отказаться от вредных привычек».
Приклеивают полоску на рабочую карточку.
Продолжение изучения нового материала.
Когда вы общаетесь с природой, вы так же укрепляете своё здоровье.
Поэтому прогулки по парку, походы за грибами, ягодами, на рыбалку, помощь на огороде, игры на свежем воздухе укрепят ваше здоровье. А вы любите отдыхать на природе?
Давайте посмотрим на экран, представим, что мы отдыхаем на чудо - острове и споём песню «Чунга - Чанга» и выполним гимнастику для глаз.
(приложение 1 «Презентация физкультминутки для глаз»)
Деятельность учащихся: Отвечают на вопрос:
- Да, любим!
Делают гимнастику для глаз и поют песню «Чунга - Чанга».
Инструктаж учителя к выполнению заданий на рабочих карточках.
Напишите на полоске: «Общаться с природой» и приклейте на рабочие карточки. Деятельность учащихся: Записывают на полоске:
«Общаться с природой».
Приклеивают полоску на рабочую карточку.
Продолжение изучения нового материала.
А нужно ли закаляться?
Деятельность учащихся: Отвечают на вопрос:
- Да. Закаливание укрепляет здоровье.
Комментарий учителя к ответам учеников.
Молодцы. Купаться, загорать, ходить босиком, обливаться или обтираться прохладной водой, очень полезно, но только под руководством взрослых.
Инструктаж учителя к выполнению заданий на рабочих карточках.
Напишите на полоске: «Закаляться» и приклейте на рабочие карточки.
Учитель показывает на своём экземпляре, на доске, как приклеить полоску.
Деятельность учащихся: Записывают на полоске:
«Закаляться».
Приклеивают полоску на рабочую карточку.
Продолжение изучения нового материала.
А теперь посмотрите, что у нас получилось?
Деятельность учащихся: Отвечают на вопрос:
- У нас получилось солнышко.
Очень хорошо. Пусть это солнышко светит вам и помогает в нелёгком труде по укреплению здоровья.