Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе
Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе
От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставит его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе »
Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе
В.Н. Журбенко
учитель начальных классов
МКОУ «Шестопаловская основная
общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза П.Л. Пашина»
От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставит его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
С первых дней пребывания детей в школе не упускаю ни одной возможности на любом уроке, чтобы использовать её для воспитания любви и бережного отношения к природе.
По словам В.А. Сухомлинского, чувство хозяина родной земли – важнейшее патриотическое чувство, которое нам надо утверждать в юных сердцах. Общественное станет для ребенка глубоко личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души в труд, создающий что-то для людей.
Совершая экскурсию в первый день пребывания первоклассников в школе, обращаю их внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминающих, что к растениям надо относиться бережно, говорю о том, что их старшие товарищи затратили много труда, чтобы школьный двор стал красивым, что теперь они будут заботиться о красоте школьного двора, охранять все, что уже сделано, выращивать цветы и деревья, ухаживать за ними. В нашем классе много комнатных цветов. Напоминаю, что за цветами надо тщательно ухаживать.
Уже в букварный период при изучении звука и буквы Г провожу беседу о грибах, рассказываю о том, как правильно надо собирать их, предупреждаю, что нельзя без надобности сбивать ядовитые грибы – они служат лекарством для некоторых животных. Знакомя с насекомыми, рассказываю о той большой позе, которую приносят муравьи; истребляют вредителей леса.
К концу октября провожу внеклассные занятия на тему «Кто живёт в зимнем лесу». Цель – познакомить детей с зимующими птицами, воспитать желание заботиться о них. Перед детьми – красочные картинки зимующих в нашем крае птиц.
На занятие дети приносят кормушки, изготовленные дома вместе с родителями. Мы должны сделать все, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Дети читают стихи, поют песни о зимующей природе. После занятия отправляемся развешивать кормушки.
Знакомлю детей с «Красной книгой», так как многие дети рассказывают, что рвут в лесу ландыши и подснежники, жгут с родителями костры, ловят бабочек и стрекоз. Но на уроке нет времени, чтобы много говорить на эту тему. Поэтому провожу классный час, на котором рассказываю о «Красной книге», о поведении в лесу, о бережном отношении к природе. Подвожу детей к выводу: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».
Знакомлю детей с цветами, занёсенными в «Красную книгу», изображенными на плакате.
Каждый раз, отправляя детей на каникулы, провожу беседу о поведении у водоёмов, об охране водоёмов.
Возвращаясь в школу после школьных каникул, дети рассказывают о своём общении с природой: где были, что наблюдали, что делали для охраны природы.
Наблюдая за природой, дети отмечают, как изменяется природа, по временам года, устанавливают связи между живой и неживой природой, знакомятся с трудом людей по временам года и обязательно оказывают помощь старшим в труде.
Считаю, что если человек наблюдает за природой, помогает ей, у него не поднимется рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел порадоваться.
Забота ребёнка о маленьком растении, о беспомощном живом существе делает его добрее, внимательнее, воспитывает в нем гуманность. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за всё живое, бережное, разумное отношение к природе в целом.
Экологическое образование можно осуществлять на всех уроках в начальной школе.