Цель: Эстетика как философская категория. Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Современный дизайн газеты. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста. Дизайн школьной газеты.
Ход занятия:
Орг. момент.
Прежде чем начать наше занятие, зачитаю вам стихотворение Алины Макаровой.
Перо вспорхнуло вязью тонкой
Над белой линией листа...
Упало буквой, нежной, звонкой,
Чернилами с небес холста...
(Из "Философия поэта")
- Как вы думаете, в этом стихотворение есть, что то философское? (ответ детей).
- Что такое эстетика?
Эсте́тика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Как вы думаете о чем сегодня на уроке, мы с вами разберем? (ответ детей)
Изучение нового материала.
Эсте́тика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Эстетическое имеет два аспекта, которые нераздельны: объективный. (предметный) и субъективный (эмоциональный).
История эстетики насчитывает много веков, на протяжении этого времени отношение к ней и ее место в системе философского знания неоднократно менялось. Наиболее фундаментальные подходы к определению предмета и содержания эстетики сформировались еще в античности.
Таким образом полное определение эстетики с точки зрения ее метода должно звучать следующим образом: эстетика это система закономерностей, категорий, общих понятий, отражающая в свете определенной практики существенные эстетические свойства реальности и процесса ее освоения по законам красоты, в том числе бытия и функционирования искусства восприятия и понимания продуктов художественной деятельности.
Дизайн газеты.
Особенности профессиональной лексики газетных дизайнеров.
Профессиональная лексика газетных дизайнеров:
- разговорный характер, бытовая сниженность многих терминов - технические термины - иноязычные термины - искусствоведческие термины - научные термины
Содержание газеты:
Содержание газеты (журнала) для дизайнера представляет собой набор текстовых и иллюстрационных материалов различной тематики, проблематики и жанров.
Основные параметры:
- актуальность
- оперативность
- направленность (позитивная или критическая)
- авторство (редакционный, агентский и др.)
- география и объем материалов.
Форма газеты:
Форма газеты – совместное произведение оформителей и типографов,
в котором целесообразно выявлены содержание газеты и его внутренняя организация при помощи размерно-пространственных и графических элементов и полиграфического исполнения.
Формообразование – процесс создания формы, подразделяющийся на предпечатный, печатный и после печатный этапы.
Художественно-техническое оформление газеты.
Художественно-техническое оформление газеты – это «система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного – и дополнительных цветов».
С помощью оформления редакция может подчеркнуть свою политику, свое направление – неслучайно его считают тонким инструментом комментария.
Дизайн газеты:
Дизайн (design – англ. – замысел, проект, чертеж, рисунок) – это художественное конструирование, художественно-проектная деятельность.
Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения
и др. являются средствами, отдельными элементами для проектирования
печатной полосы как единого целого на основе модульной верстки.
Дизайн – это оптимальное оформление.
«Лицо» газеты
«Лицо» периодического издания – понятие комплексное, вбирающее в себя представление о направлении (характере, политике) издания, проблематике, тематике, жанровой палитре, особенностях языка и стиля, специфических формах и приемах подачи материалов, а также об особенностях дизайна данной газеты или журнала. Это понятие можно сопоставить с понятиями образа, имиджа.
«Лицо» издания складывается из двух сторон – из элементов, общих для всех изданий данного вида (газеты, журнала, альманаха), и из специфичных, характеризующий данный тип, конкретную газету (журнал, альманах). «Лицо» может совершенствоваться и улучшаться, но его основы, при сохранении характера издания, следует сохранять неизменными.
Композиция и графика
Композиция – это построение номера и каждой из его страниц. Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. Устойчивая композиция номера – один из основных компонентов долговременной модели газеты. Различаются: композиция газеты (номера), композиция полосы, композиция подборки, композиция материала, композиция заголовочного комплекса и др.
Графика – это внешнее оформление газеты/журнала, выразительные средства которого – контурная линия, штрих, пятно, фон белого листа (орнамент газеты).
Верстка газеты.
Верстка – технический процесс монтажа печатной формы; размещение конкретных материалов в номере (макетирование).
Верстка различается по: - конфигурации материалов (простая, ломаная) - направлению разверстки материалов (вертикальная, горизонтальная, смешанная) - по степени симметрии (симметричная, асимметричная)
Наиболее современная верстка – простая (прямая, «брусковая»), смешанная, асимметричная.
Композиционно-графическая модель.
Композиционно-графическая модель – модель, включающая в себя наиболее типичные особенности содержания и формы газеты: главную тематику, структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты.
КГМ опирается на: «формулу» издания, типологическую концепцию графическую концепцию организационную концепцию (сетевой график и др.)
Стиль газеты.
Стиль – явление комплексное, охватывающее аспекты содержания и формы.
Уровни стиля газеты:
- совокупность особенностей «лица» конкретной газеты
- специфическое оформление газеты на определенном этапе ее
развития
- совокупность особенностей композиции и графики газет одного типа
- стиль определенной национальной школы газетного оформления.
Функции дизайна:
Утилитарная (функция визуализации информации)
Идеологическая (функция комментирования)
Эстетическая (функция распространения культуры)
Рекреативная (функция релаксации)
Задачи дизайна:
Основные задачи дизайна:
способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов
облегчить их восприятие
руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы)
Принципы дизайна:
Подчинённость содержанию
Единство стиля (уместность)
Контрастность
Пропорциональность
Направленность
Экономность и сдержанность
Экспериментальность
Правила дизайна (по У. Робинс)
Контраст
Повтор
Выравнивание
Приближенность
Современные тенденции газетного дизайна
Композиционно-графическое моделирование – обязательная составляющая работы дизайнеров
Визуализация
- Влияние журнального оформления («журнальные» приёмы)
- Влияние телевизионного и интернет-дизайна (инфографические решениях полос и разворотов, посвящённых конкретным проблемам)
- Увеличение площади, отдаваемой под иллюстрации
Изменение структуры и внешнего вида газет из-за наличия рекламных разделов
Предпочтение малого формата
Увеличение объёма номера
Более выраженная структурированность материалов
Развитие заголовочного комплекса
Повышенное внимание к шрифтографии
Активное применение спецэффектов при подаче текстов и иллюстраций
Расширение арсенала средств ориентирования
Введение многоцветия
Шрифт читабельный, единственный для основного текста, 1 – 2 шрифта для заголовков, постоянный шрифт заголовков, связанных с определенными рубриками, в заголовках прописные и строчные буквы.