Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников. Тип занятия: комбинированный. Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия. Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы, на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас. Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества. Формирование УУД: Личностные УУД: 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию 2) формирование мотивации к обучению и познанию 3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы 4) формирование уважительного отношения к иному мнению Регулятивные УУД: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии 5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности Познавательные УУД: 1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей. 2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи 3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство Коммуникативные УУД: 1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме 2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач 3) формирования умения слушать и вступать в диалог. Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)
Ход занятия
1.Рефлексия.
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна!
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
2.Сообщение темы занятия
Учитель. Ребята. Сегодняшнее занятие я хочу начать со стихотворения. Послушайте его внимательно.
Ю. Друнина «Стираются лица и даты».
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Хотя забываю о Зле.
Учитель Как вы думаете, о чем это стихотворение?
- О добре и зле.
Учитель. Вы очень внимательны, мы действительно будем говорить о добре и зле. Добро и зло (вывести на доске) существовали на земле во все времена. Поэтому 'люди творят и добрые дела и злые. Наверное, бывает трудно отличить добро от зла, ибо у них столько разных лиц. Давайте попробуем разобраться в этих лицах.
-А теперь подумайте, как можно назвать Добро, а как Зло? (Рассуждение детей)
3.Работа над новой темой.
Учитель вот на доске лица Добра и Зла вперемешку, давайте распределим их в две колонки.
(милосердие, война, красота, зло, мир, чуткость, понимание, жесткость, черствость, отзывчивость и др.)
Учитель. Ребята! Сегодня мыс вами будем говорить о добре и добрых делах.
Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. (Дети продолжают перечисление.)
Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
— Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда — зло. (Ответы детей.)
Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на планету Добра.
— Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей.)
- Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей.) Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла —
Тот людям вовеки
Не сделает зла.
Р. Сеф
Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
4.Работа с пословицами
Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно».
- Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.)
Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова. Эти слова еще называют волшебными.
- Почему? (Ответы детей.)
А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».
- Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.)
- Какие добрые, волшебные слова звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы детей.)
Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро».
1). Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т. д.)
2). В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)
3). В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда- нибудь.)
А знаете ли вы историю слова «добро»? Оно является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как «дать добро» и «получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?
1). Дать добро - дать разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
2). Получить добро — получить разрешение, согласие на что- либо, одобрение.
Много теплых, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?
5.Работа со стихотворением.
-Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет?» и ответьте на вопрос.
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
(Ответы детей.)
Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще, ребята, вам необходимо помнить: начатое дело нужно доводить до конца.
— Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе.
— Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)
— Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
А теперь вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте.
1). Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.
2). Доброта — язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.
3). Доброта лучше красоты.
4). Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.
5). Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы.
6.Работа со сказками
-Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый - злой». Я буду показывать сказочного персонажа, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрывайте лицо ладошками.
— А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей.)
Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко — доброта. Она очень нужна вам и близким вам людям, друзьям и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.
Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
(Учитель показывает чашечные весы.)
На одну чашу весов мы будем «класть зло» (таблички с надписями «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь»).
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою капельку: приготовленные заранее орехи. Вскоре чаша добра перевешивает чашу зла.)
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. На листе ватмана составим картину. Необходимо правильно расположить и наклеить фигурки. (На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленную из цветной бумаги деталь аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)
- Как назовём нашу картину? (“Город добра”, « Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)
— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)
- Хотелось бы вам стать жителями такого города?
- Почему?
7. Итог
1) Вопросы
- Какова была тема нашего занятия ?
– Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос ?
2) Рефлексия
—Наше занятие подходит к концу.
Покажите, какое настроение у вас в конце занятия. Если у вас хорошее настроение – покажите веселого смайлика, а если плохое – грустного.
Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро — это здорово!
Стань добрым волшебником,
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другого
Одно удовольствие,
Честное слово!
Тема занятия: «Добро и зло» Класс: 1 Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу. Задачи : - дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека; - учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства; - приобрести опыт коммуникативной деятельности. - Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Человеческая доброта удивительна,А улыбка от души восхитительна!Вы друг другу улыбнитесьИ тихонечко садитесь. Учитель: Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудно Вы узнаете:- Что такое добро и что такое зло. - Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. - Ребята, добро бывает разное. Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. Но есть и противоположное действие , слову добро-(это зло.) Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым? Быть легче добрым или злым? Как вы думаете? Почему? 4. Знакомство с рисунками детей В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте. А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки. Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. - А какой предмет присутствовал почти на всех рисунках -А как вы думаете почему? - Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой. - А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. Давайте представим, что мы с вами лучи солнца. Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. Добро помни, а пожнёшь Что посеешь, то и зло забывай За добро добра не делает никому Худо тому, кто добром плати Пословицы нас учат: Хвалить за хорошие поступки и не всегда замечать недостатки людей; Шутить по -доброму; Не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и многому другому полезному в нашей жизни. Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили дерево Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта. Притча– это рассказ с нравоучением . Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: -А какой волк в конце победит? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Скажите, о каких двух волках говорил старик? Как вы думаете, какой поступок легче совершить? Как вы понимаете последнюю фразу? – Надо ли учиться доброте? Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере притчи. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей. Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе и не замечать урны для мусора, помогает человеку совершать добрые дела дружба, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.
Ход занятия
1. Обсуждение понятия «хороший».
Целесообразно предложить детям порассуждать о смысле слова «хороший».
Вопросы:
- Проанализируйте, когда человеку хорошо?
- Подберите синоним к слову «хорошо». (Добро.)
- Как вы понимаете смысл этого слова? (Это все хорошее, полезное, положительное.)
2.Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского.
КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
- Почему это ты, Дятел, плачешь?
- Нечего есть, Белочка...
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
В. А. Сухомлинский
Вопросы для анализа:
Какое чувство у вас возникло к героям сказки?
Почему радуются Белочка и бельчата?
Какое дело совершила Белка?
Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?
Учитель. Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда нужно просчитать на два шага вперед.
3.Чтение и анализ рассказов.
ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ
Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.
Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?
Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.
Мама увидела и спрашивает:
- Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?
- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.
Вопросы для анализа рассказа:
Как вы оцениваете поступок Зои?
Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? бабочке?
Как бы вы поступили в таком случае?
Какие добрые дела может сделать человек?
Учитель. Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», -гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы - богатый человек.
Далее учитель читает другой рассказ, показывает иллюстрации к нему.
ЖУК НА НИТОЧКЕ
Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.
В общем, вредят как могут.
Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.
Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.
Тряхнешь дерево - и жуки вниз посыплются, только собирай. Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.
Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.
Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.
Вдруг дедушка как крикнет:
- Сейчас же бросьте! Нашли забаву! Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.
- Это же вредитель!
- Знаю, что вредитель.
- Чего же вам жалко?
- Мне, - отвечает дедушка, - тебя жалко! -Меня?!
- Тебя. Хоть ты не жук, а человек.
- Чего же меня жалеть, если я человек?
- А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы. Даже таких вот жуков. Даже вредителей?
Э.Шим
Вопросы для анализа рассказа:
Какие чувства возникли у вас после прочтения?
Поразмышляйте о поступке мальчика.
Прокомментируйте последнюю фразу дедушки.
Какой смысл вы вкладываете в слово «зло»? (Нечто дурное, вредное.)
Какие антонимы у этого слова? (Беда, несчастье, неприятность.)
4. Слово учителя.
В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Дидактический материал
ДОБРОТА
Сл. Н. Тулуповой Муз. И. Лученка
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта — не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
ДОБРОТА
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Распускаются цветы,
Приживаются коты,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это - мама, мама, мама!
Л. Николаенко
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по саду «Доброты». А кого берут с собой в путешествие? Правильно, друзей.
Учитель читает стихотворение:
Прикоснись ко мне добротой, И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной, Озарится душа красотой…
Беседа
— Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)
Доброта — это отзывчивость, стремление делать добро другим. Добро — всё положительное, хорошее.
— Где живёт доброта? (ответы детей)
Ученик:
В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час. Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, В доме столько доброты?
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Дерево первое — «Пословицы»
Итак, в путь. Посмотрите, в нашем саду — «Волшебное дерево». А что на нём написано? (пословицы). Прочитайте пословицу на доске: «Доброе слово человеку, как дождь в засуху». Объясните её смысл(ответы детей).
Правильно, от добрых слов человеку становится хорошо, у него поднимается настроение.
Работа в парах
Предлагаю выполнить задание в парах. Вам необходимо собрать пословицу и объяснить её значение.(на партах конверты с разрезанными пословицами)
Добро помни, а
пожнёшь
Что посеешь, то и
сто рук
За добро
добра не делал никому
Худо тому, кто За доброго человека
добром плати зло забывай
Проверяем по доске. А какие пословицы вы приготовили? (дети называют пословицы и объясняют их смысл). Молодцы, идём дальше.
А впереди второе дерево — «Рисунки»
Посмотрите выступление детей, и подумайте, что же можно сказать, о героях этого стихотворения? «Инсценировка стихотворения М.Садовского «Доброе сердце».
Мальчик:
Я как-то в дом принёс щенка Бездомного бродягу, Чтоб подкормить его слегка, Голодного беднягу.
Мама:
Ну что ж — сказала мама. Пусть поживёт немножко. В глазах его такая грусть, Найдётся супа ложка.
Мальчик:
Я во дворе нашёл потом Котёнка чуть живого. Его принёс я тоже в дом, Сказала мама строго.
Мама:
Ну что ж — сказала мама Пусть поживёт немножко. В глазах его такая грусть, Найдётся каши ложка.
Мальчик:
Я под гнездом нашёл птенца Над ним вороны вились. Я спрятал в шапку сорванца, Мы с ним домой явились.
Мама:
Ну что ж — сказала мама Пусть поживёт немножко. В глазах его такая грусть, Найдётся хлеба крошка.
Мальчик:
Однажды я принёс ежа, ужа и черепаху И заяц в нашу дверь вбежал, Наверное, со страху.
Мама:
Ну что ж — сказала мама Пусть живут. В квартире так чудесно, А если потесниться тут, И нам найдётся место.
— Что можете сказать о мальчике? маме?
— Как бы вы поступили на месте наших героев?
Добро и зло творить всегда Во власти всех людей Но зло творится без труда Добро творить трудней.
Человек от рождения стремиться к прекрасному — добру, красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла?
Работа в группах
Попробуйте изобразить добро и зло в рисунках. Работать будете в группах. У вас на партах лежат цветные карандаши и фломастеры (дети рисуют под спокойную музыку).
Давайте посмотрим ваши рисунки.
(Под руководством учащихся учитель разделяет рисунки на две группы — Добро и Зло)
Вывод: добрых рисунков больше, чем злых.
Дерево третье — «Волшебные слова»
Доброта, милосердие, радость — создают основу человеческого счастья. Быть вежливым к окружающим — это тоже доброта.
Предлагаю поиграть и вспомнить вежливые слова.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят… (до свидания)
Впереди четвёртое Дерево — «Добрые поступки».
А сейчас, ребята будут читать стихи. Если это добрый поступок, то — хлопаете в ладоши, если плохой, то — топаете.
1.Если с другом разделил Ты свои конфеты — Хорошо ты поступил, Каждый скажет это. 2.Ты узнал чужой секрет И разнёс сейчас же, Это плохо, хуже нет, Это подло даже! 3.Если подал ты при всех Девочке пальтишко, Ты — культурный человек, Мировой мальчишка! 4.Если ты, как дикий зверь, Сразу лезешь драться, Не достоин ты, поверь, Человеком зваться! 5.Если ты пригрел кота, Кормишь птичек в стужу, Это — просто красота, Только так и нужно! 6. Ты подбил собаке глаз, Бросил кошку в лужу. Будь уверен, в сорок раз Ты собаки хуже. 7. Уважай людей вокруг, Старших, младших тоже. И тогда тебя, мой друг, Назовут хорошим. 8. — Но как бы нас жизнь ни ломала, В ней некое есть волшебство… Хороших людей слишком мало. И все — таки их большинство. Стань добрым волшебником Ну-ка попробуй Тут хитрости вовсе не нужно особой Понять и исполнить желание другого Одно удовольствие, честное слово. 9. Не стой в стороне равнодушным Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку можно В любую минуту всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя Ты счастлив, что день не напрасно был прожит На свете живешь ты не зря.
Теперь мы в нашем саду помечтаем. Представьте, что у нас появилась волшебная палочка и вы стали добрым волшебником.
— Подумайте, какое доброе дело вы сделали или хотите сделать.
(Дети, передавая волшебную палочку, друг другу, называют добрые поступки)
Впереди последнее Дерево — «Правила Доброты»
— Ребята, как вы думаете, какое правило доброты самое главное? (ответы детей). Добрые дела надо совершать просто так.
Попробуем вместе составить правила Доброты? В этом нам поможет «Ромашка» (на доску прикрепляются лепестки с правилами)
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
Давайте ещё раз зачитаем наши правила.
— Легко или трудно быть добрым? (ответы детей)
Добрым быть совсем-совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть.
Итог
Весь сад Доброты мы обошли. Осталось только украсить его цветами, но цветами не простыми. Цветы разного цвета — каждый цветок — это ваше настроение.
(Под музыку учащиеся выбирают цветок и прикрепляют к доске).
Заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Будьте добрыми и всегда идите только дорогою добра.
Как бы жизнь не летела Дней своих не жалей. Делай доброе дело — Ради счастья друзей! Ход урока
1. Оргмомент
Добрый день, ребята. Повернитесь лицом друг к другу, посмотрите на своего товарища, протяните ему свои ладони, возьмитесь за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Ведь улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни.
Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Садитесь, пожалуйста. Начинаем наш урок.
2. Объявление темы урока
- Послушайте внимательно стихотворение Юрия Шмидта
Гласит легенда, в смутное то время, Воды с тех пор немало утекло, Сев на коней, слегка поправив стремя, Сражались на Земле Добро и Зло. И белого коня вперед направив, Добро открыто мчалось на врага. Но Зло, оно не соблюдает правил, Ударило ножом исподтишка. Добро едва успело увернуться, А может, ему просто повезло, С тех пор они сражаются, дерутся, И кто из них сильней, Добро иль Зло? Вот, кажется, Добро уж победило, Мы воспоем победу храбреца, Но живо зло, оно лишь затаилось, Оно не умирает до конца. И что поделать, им не примириться, Никто из них не может победить. Добро и Зло – их некем заменить.
- Ребята, а как бы вы озаглавили это стихотворение? (Добро и зло)
- Назовите тему нашего урока
3. Сообщение темы урока, постановка проблемы
- Сегодня на уроке наш разговор пойдет о добре и зле. (Слайд 2)
В течение всего урока за правильные ответы вам будут даваться фигурки из бумаги (дерево, домик, цветок , фигурки людей, солнышко и др.)
(Слайд 3, 4, 5)
Древнегреческий философ Платон утверждал: “Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.
Римский философ Сенека считал: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем пользу, не может быть добрым”.
А святой апостол Павел, проповедуя учение Христа, так наставлял римлян: “Любовь да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру”.
4. Работа по новой теме
- Большинство живущих на земле людей не задается мыслью, что есть “добро”.
В чем оно “добро”? Кому добро? От кого добро?
- Как бы вы смогли ответить на эти вопросы? (ответы детей)
- Какого же человека можно назвать добрым?
Работа со словарём С.И. Ожегова (Слайд 6, 7)
Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква Д - обозначала “добро”. Видите, какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова, чтобы постигнуть значение слова “добро”.
“Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.
Вывод о понятии “добро” (ответы детей: сравнивают свои ответы с толкованием из словаря)
- А что есть зло? (ответы детей)
Зло - это нечто противоположное добру, дурное, плохое, например: беда, зависть... (дети продолжают по цепочке)
Работа со словарём С.И. Ожегова
“Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.
Вывод о понятии “зло” (ответы детей: сравнивают свои ответы с толкованием из словаря)
5. Физминутка
6. Сценка(Слайд 8)
В.А.Сухомлинский “Обыкновенный человек”
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек? – спросил внук деда?
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек? – спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? - спросил внук деда.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.
Вопросы:
1. Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
2.Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
3. Какое отношение вызывают у вас злые люди? Добрые люди?
7. Работа в группах – Мозговой штурм (Слайд 9)
1-я гр. – понятие добра;
2-я гр. – понятие зла.
Каждая группа готовит сообщение по памяткам:
1-я группа.
- Для чего люди должны знать, что такое “добро”?
- Что такое добро?
- Как должен совершать человек добрые поступки?
2-я группа.
- Нужно ли знать человеку, что такое “зло”?
- Что такое зло?
- Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?
1) С древних времён наш народ ценил добро. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.
Пословицы недаром появляются. Без них прожить никак нельзя, Они - великие помощницы И в жизни - верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то научают И от беды нас берегут.
- Какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете?
2) Игра “Составь пословицу”
(каждый учащийся на карточке стрелками соединяет начало пословицы с её концом)
Кто любит добрые дела,
будешь и сам без беды.
Делай другим добро –
тому и жизнь мила.
Доброе слово человеку,
на добрые дела.
Жизнь дана
а злое калечит.
Доброе слово лечит,
что дождь в засуху
Добро помни, а
пожнёшь.
Что посеешь, то и
зло забывай.
За добро
добра не делает никому.
Худо тому, кто
добром платим.
Проверка (Слайд 10)
- Какая пословица понравилась больше других?
- Как вы понимаете её смысл?
10. Работа в группах - дидактическая игра “Я смогу ...” (Слайд 11)
Задание: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка ...
2. У твоего друга (подруги) тяжело заболел близкий человек .
3. Вы нашли у своего дома маленького котенка ...
4. Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка...
Выступление учащихся
11. Синквейн
По результатам выполненных заданий можно сказать, что вы ребята уже хорошо отличаете добро и зло. А теперь следующее задание, составьте “синквейн” со словами “добро” и “зло”.
добро
зло
бескорыстное, искреннее
жестокое, бессердечное
присутствует, наделяет, впечатляет
ранит, убивает, уничтожает
проявление чувств, полезных другим
разрушение души человека
любовь
беда
Проверка работ
12. Коллективная творческая работа
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Посмотрите , какие фигурки вы получили ,работая на уроке? (Дома, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.)
А сейчас на листе ватмана составим картину. Необходимо правильно расположить и наклеить фигурки.
- Как назовём нашу картину? (“Город добра”)
- Хотелось бы вам стать жителями такого города?
- Почему?
13. Итог
1) вопросы
- Какова была тема нашего урока?
– Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?
– Какой момент урока был самым запоминающим для вас?
2) Рефлексия деятельности на уроке
С помощью смайлика оцените своё настроение на уроке:
а) отлично б) хорошо в) скучно
14. Домашнее задание(Слайд 12)
1 группа – сочинить сказку о добре и зле;
2 группа – найти и подготовить пересказ 1 сказки о добре и зле;
3 группа – нарисовать рисунок по теме
(Слайд 13) заключительное высказывание.
Сценарий для 1-2 класса «Доброе слово и кошке приятно. Добрые дела живут века»
Цели: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.
Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Человек живет век, а доброе дело — два», «Спешите делать добро».
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(206) "Урок з української мови у 7 класі. Тема: Борис Харчук "Платенник". Добро і зло у повісті, сучасному світі та людині. "
["seo_title"] => string(117) "urok-z-ukrayins-koyi-movi-u-7-klasi-tiema-boris-kharchuk-platiennik-dobro-i-zlo-u-povisti-suchasnomu-sviti-ta-liudini"
["file_id"] => string(6) "146318"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1419158622"
}
}