Тема: "Добро и зло"
Цель урока: формировать у учащихся представление об основных этических понятиях "добро" и "зло", мотивацию к осознанному нравственному поведению;
Задачи:
- развивать самооценку, творческие способности и познавательный интерес;
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развивать учебно- познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения.
Основные термины и понятия: "Добро", "Зло".
Формы организации учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, самостоятельная работа с источником, словарная работа.
Учебное оборудование: презентация с иллюстрациями, текстовым материалом и видеоклипами; раздаточный материал; проектор; компьютер.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Закройте глаза. Вспомните о чём-нибудь хорошем, что произошло в вашей жизни. Расскажите об этом.
II. Актуализация знаний.
- Назовите особенности морали. Кто заботится о морали в обществе?
- Как вы считаете, нужны ли в обществе специальные "смотрители за моралью"?
- Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры.
III. Формулировка темы урока учащимися, постановка целей урока.
- Прочитайте эпиграфы. (СЛАЙД 2-3)
"Есть только один способ положить конец злу - делать добро злым людям".
Л.Н.Толстой
"Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло".
В.О.Ключевский
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Сегодня мы будем говорить об основных этических понятиях- ДОБРО и ЗЛО. (СЛАЙД 4)
- Послушайте притчу.
Притча о двух волках. (СЛАЙД 5)
"Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: "В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность". Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: "А какой волк в конце побеждает?" Старик улыбнулся и ответил: "Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь".
- Какова основная мысль притчи?
- А какого волка вы кормите и чем?
- Обо всех ли людях можно сказать однозначно: этот человек добрый, а этот злой?
IV. Объяснение нового материала.
- Нравится ли вам путешествовать?
- Представьте, что мы вместе со сказочными героями отправляемся в волшебную страну Добра и зла. (СЛАЙД 6)
- На нашем пути мы встретили Замок слов. (СЛАЙД 7)
- Понятен ли вам смысл слов ДОБРО и ЗЛО?
Добро и Зло с далёких пор,
Ведут свой древний, давний спор.
Кто наяву, а не во сне -
Сильней и крепче на земле?
- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Работа со словарём.
- Так что же такое добро и зло? Обратимся за помощью к толковому словарю? (СЛАЙД 8)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
ДОБРО - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. (СЛАЙД 9)
ЗЛО - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. (СЛАЙД 10)
V. Работа с учебником по группам. Стр. 39-44 (СЛАЙД 11)
1 ГРУППА
2 ГРУППА
- Что такое добро и что входит в понятие добра?
- Для чего люди должны знать, что такое добро и зло?
- Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми
- Нужно ли знать человеку, что такое зло?
- Что такое зло и каковы есть наиболее распространённые его проявления?
- Почему важно бороться со злом?
- Запишите определения в тетрадь.
VI. Закрепление.
- Продолжаем наше путешествие. Перед нами сказочный лес. (СЛАЙД 12)
- Какие сказки о добре и зле вы знаете? (СЛАЙД 13)
- В сказках часто присутствуют положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи.
- Определите, злой или добрый герой изображён на иллюстрации.
(СЛАЙД 14)
- Что побеждает в этих сказках?
- Почему в сказках добро всегда побеждает зло?
- В сказочном лесу есть поляна загадок. (СЛАЙД 15)
Физкультминутка-игра.
- Я буду загадывать имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошами.
1.Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это - доктор ...(Айболит ) (СЛАЙД 16)
2.Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу ...(Золушка) (СЛАЙД 17)
3.Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?(Карабас) (СЛАЙД 18)
4.С Пятачком он ходит в гости,
Любит мёд, варенье просит…
Это кто, скажите вслух!
Медвежонок…(Вини-Пух) (СЛАЙД 19)
5.Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей-разбойник) (СЛАЙД 20)
- На героя какой сказки вы хотели бы быть похожими? Почему?
Работа с пословицами и поговорками.
- На поляне загадок есть озеро пословиц. (СЛАЙД 21)
- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
- Восстановите пословицы и объясните их смысл. (СЛАЙД 22)
Доброе слово
добро и пожинать
Про доброе слово
добро и делай
Делая зло
и кошке приятно
Добра желаешь
говори смело
Добро сеять
на добро не надейся
- Чему учат эти пословицы?
- Вокруг озера кто-то разбил сад добрых дел.(СЛАЙД 23)
- Как можно охарактеризовать человека, посадившего эти прекрасные деревья?
- Великий князь Владимир Мономах давал своим сыновьям советы.
(СЛАЙД 24)
*Старых чтите как отца, а молодых как братьев.
*В дому своём не ленитесь.
*Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.
*Куда ни пойдите и где бы ни остановитесь, напоите и накормите нищего.
*Более же всего чтите гостя.
*Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
*Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
- Чему вас учат родители?
- Действительно, жизнь дана на добрые дела?
VII. Творческий проект. (СЛАЙД 25)
- Нарисуйте дерево жизни с плодами. Каждый плод на этом дереве - доброе дело, которое вы мечтаете сделать для людей.
Выставка рисунков "САД ДОБРЫХ ДЕЛ"
VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Ваше домашнее задание: а) прочитать материал учебника на страницах39-45, привести примеры доброго дела (бескорыстного поступка), свидетелем которого вы были; б) на выбор: сделать коллаж , поделку на тему "Добро и зло", дополнить выставку книг новыми произведениями о добре и зле, написать мини-сочинение о добре и зле.
IX. Рефлексия.
- Важна ли обсуждаемая сегодня тема?
- Задумайтесь над вопросами: "Какой я? Что бы я хотел изменить в себе?"
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
Добрые сердца - сады. (СЛАЙД 26)
- Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками. Наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. (СЛАЙД 27)
Литература
Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. 1-4 классы. М., 2012.
Студеникин М.Т. Основы духовно-нравсвенной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 классов общеобразовательных учреждений. - М.: "Русское слово - учебник", 2012.
Ожегов С.И. Словарь русского языка
http://viki/rdf.ru
http://nsportal.ru
http://www/smisl-zhizni.ru