Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комаричская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено и утверждено Согласовано Утверждаю
На заседании МО учителей _______________ Директор МБОУ
Начальных классов Зам. директора по ВР Комаричской СОШ №1
Протокол №___от_______ _________ (Коршкова С. Н.) __________ (Радченко И. А.)
Руководитель МО Приказ №___от________
___________ (Султанова А. В.)
Рабочая программа
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА ?»
Курса внеурочной деятельности
1-4 класс
Направления – проектная деятельность
Воспитатель ГПД: Ефанова Л.В.
П Комаричи
I. Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), данный курс построен на основе системы заданий и организации формирования у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности, направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и
познанию, ценностного отношения к знаниям.
Программа внеурочной проектной деятельности по программе «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения практической деятельности, мыслить системно, комплексно; непрерывно овладевать новыми знаниями, выявлять творческие способности школьников, развивающиеся в процессе выполнения проектных заданий.
Целью программы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе выполнения проекта как самому, так и в группе детей, которое определяется задачами развития этой личности на этапе выполнения проекта и задачами исследовательской деятельности детей в процессе всего проекта.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- развивать поисковую деятельность детей – способность к определению зада
на основе поставленной проблемы:
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя
и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- развивать художественный вкус младшего школьника; совершенствовать стиль партнерских отношений в группе;
- решать разнообразные конструкторско – технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов.
Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать их дальнейшему образованию, формированию навыков культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.
II. Общая характеристика учебного курса.
Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и для организации самостоятельного добывания знаний учащимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в проектной деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс внеурочной проектной деятельности по программе «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность носит как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» имеет направления:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основными формами занятий являются:
– беседы, дискуссии;
– экскурсии;
– настольные тематические игры, викторины, игры-путешествия,
коллективные игры;
–использование на занятиях наглядных пособий (видеофильмов, диафильмов, слайдфильмов, плакатов, презентаций, карт);
– подвижные игры;
– работа с детскими конструкторами-играми, лепка из пластилина, рисование;
– проведение конкурсов рисунков, поделок;
– проведение театрализованных представлений.
Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
временем выполнения проекта:
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно выбирают, в каком из проектов, предложенных, они будут участвовать. Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, привязывается этот проект к теме и предоставляется ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. Каждый проект доводится до успешного завершения и оставляет у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами оказывается помощь детям в соизмерении свои желаний и возможностей. После завершения работы над проектом предоставляется учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Данный курс позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности.
III. Описание места учебного курса в учебном плане.
Целью внеурочной проектной деятельности по программе «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Программа рассчитана на школьников 1- 4 классов на три года обучения - 1 час в неделю, 35 часов для каждого класса, общий объём учебного времени составляет105 часов. Занятия курса разделены на теоретические и практические
В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с проектной деятельностью. В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: выставки творческих работ учащихся; презентации проектов, праздники.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Результатом внеурочной проектной деятельности по программе «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» являются задачи позволяет успешно решать проектную деятельность в универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации , формировании у детей мотивации к обучению и помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Образовательные: структура программы позволяет познакомить детей 1 – 3 классов с многообразием проектов, умением самостоятельно находить к ним необходимый минимум материала, формулировать и высказывать свою точку зрения в процессе подготовки проекта, учитывать возможность реализации межпредметных связей.
Развивающие: развивать свободную творческую личность, наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать речь, мышление, воображение; проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала.
Воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; культуру труда и этику общения; бережное отношение к источнику знаний – книге, компьютеру, справочной литературе, журналам, газетам.
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Формирование позитивной самооценки, самоуважении. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
Формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
Воспитание целеустремленности и настойчивости;
Формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
Формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
V. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного курса.
Концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».
Программа предусматривает достижение 4 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2- класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (3-класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Четвёртый уровень результатов (4-класс) реализация итога программы представлена через презентации проектов, участие в конкурсах, выставках.
Личностные и метапредметные результаты творческого
образовательного процесса в 1-4 классах.
Результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | - формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии; - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; - ориентироваться в информационном пространстве; - развитие критического и творческого мышления; | организация на уроке парно-групповой работы |
|
регулятивные |
- учитывать выделенные ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с детьми: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам; |
- ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; |
познавательные |
- умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литера туры; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
коммуникативные | - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - умение координировать свои усилия с усилиями других; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; |
Материально – техническое обеспечение курса внеурочной деятельности.
Для учителя:
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010г.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения : / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. : / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. –
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: Москва «Вента- Граф» 2010г.
Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: Волгоград: Учитель, 2008 г.
Кривов Н. С. Елка - Пчелка: православный сборник для детей, - 1994 г.
Конышева Н.М.«Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для детей з классов», Автор составитель Изд-е.2 – е. – Ростов – н/Д: изд – во «Феникс», 2003г.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения: Савенков А.И. М.: Академия, 2005г.
Старостин А. Родословное древо . – М: 1995 г.
.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. –
Экслер А . «Моя родословная»; Издат: Вита-Пресс, 2008 г.
11.Энциклопедия для детей «Биология», «Птицы и звери»; Издат: Москва «Аванта +» «2004г
,
Для обучающихся:
Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» /
«Хорошая погода», 2007.- 159с.
. 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
Детская энциклопедия «1000 ответов на 1000 вопросов о вещах, которые интересно знать» «Академия развития», 1996 г.
4.О. А. Степанова О.А. Рыдзе. Дидактические игры на уроках в начальной школе
Москва «Творческий центр» 2003г.
5.А. А. Бирюкова, Е. И. Синицына. Справочник школьника начальных классов
Москва, Эксмо, 2005
6.М. А. Калугин. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Ярославль:
«Академия развития», 1997 г.
7.Н. Н. Непомнящий. Я познаю мир. Детская энциклопедия Москва, «Издательство
Астрель» 2004 г.
8 Г. П. Шалаева. Новые правила поведения для воспитанных детей. Москва «Слово»,
2006 год
Электронные ресурсы:
1. .Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
2. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
4. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/
5. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
6. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4кл
:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения : / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.
3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. : / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. –
4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: Зиновьева Е.Е., 2010г.
5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 г.
6. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения: Савенков А.И. М.: Академия, 2005г.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010г.
8. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. –