Направление ВД: социальное
Название курса: Светофор
Класс: 2
Тема занятия: Пожарная служба. Аппликация пожарной машины
Форма: беседа с элементами игры
Цель: формирование познавательных УУД ( осуществлять анализ и синтез) посредством создания аппликации по заданной теме.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Алексеевна и сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.
-Встаньте пожалуйста из-за своих парт. Подравняйтесь и посмотрите на меня.
-Присаживайтесь и сразу проверяйте правильно ли вы сидите. Спинка прямая, ноги стоят на полу, а расстояние между вашим животом и партой - кулачок. Проверяйте.
-Умнички!
-Ребята, проверим, готовы ли мы начать наше занятие.
Все ль на месте?
Все ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
-Сегодня к нам в гости пришел необычный гость. Посмотрите на доску. Кто это? (пожарный).
-Правильно. А как вы поняли, что это пожарный? (по специальной одежде, внешнему виду, пожарной машине).
-Ребята, а вы встречали пожарных? Где? (ответы ребят).
-А какую работу они выполняют? (спасают людей, тушат пожары).
-На чём передвигаются пожарные? (на специальных машинах).
-Как они выглядят? (большие, красно белые, со шлангами и мигалками).
-Так, молодцы! А каким цветом его костюм? (серый, зелёный жёлтый).
-А что одевают пожарные на голову, когда едут тушить пожар? (каску).
-Дети, а зачем он надевает каску? (Для защиты головы от удара, от огня).
-А тогда одежда зачем пожарному? (Для защиты тела и кожи от огня, ожогов).
-А сапоги зачем ему? (Для защиты ног от ожогов).
- Ребята, вы все правильно назвали.
-Вам интересно зачем он к нам сегодня пришёл? (да).
-А пожарный пришёл не один. Он привел с собой друга. Посмотрите кто он? (Бобёр).
-Вы знаете что это за животное? Что они делают? (это грызуны, трудятся над деревом, строят плотины).
-Верно! Это грызуны, которые своими зубками обрабатывают древесину и строят разные постройки из них.
-Ребята, мне было очень интересно что привело к нам этих двоих друзей и заранее их спросила об этом. Они сказали, что Бобёр хочет стать настоящим пожарным. Но он ничего не знает ни о пожаре, ни о вещах, которые необходимы пожарному, ни о пожарной машине. И пожарный просит нашей помощи, чтобы подготовить его друга к пожарной службе.
-Поможем нашим друзьям? (да).
-Как вы думаете, как мы поможем друзьям? (что-то расскажем, узнаем, научим).
*-Может мы можем им о чём-нибудь рассказать? (да, можем).
*-А о чём мы им расскажем? (о пожарных, их работе, машине, их вещах).
-А для того чтобы нам ничего не упустить, нам нужен план. Кто согласен покажите класс.
-Ребята, посмотрите на изображения на доске. Скажите пожалуйста о чём мы с вами сегодня узнаем? (о пожарной службе, работе пожарного, о машине пожарного, о том чем пользуются пожарные).
-Кто ещё как думает? (возможны дополнения ребят).
-Кто считает, что на занятии мы узнаем о пожарной службе, о пожарных, топните ножкой.
-А кто думает, что мы узнаем о пожарной машине поднимите руку.
-Верно! Сначала мы узнаем о пожарной службе. Это будет первым пунктом плана. А затем мы сделаем нашу собственную пожарную машину. Если вы согласны с таким планом покажите нам класс?
-Я тоже согласна.
Фиксирую план на доске.
-Ребята, для того чтобы лучше узнать о пожарном деле послушайте стихотворение. Слушайте внимательно. После прочтения я задам вопросы.
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперед.
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных, ждет.
Вой пронзительный сирены
Может оглушить.
Будем и водой и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
С пламенем бороться будем
Мы и день и ночь!
-Чем пожарные тушат бушующее пламя? (ответы детей).
-На какой машине ездят пожарные? (ярко-красной).
-Чем тушат пожары пожарные? (водой и пеной).
-Верно! Заливают водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях. (по ходу рассказа указываю на иллюстрации).
-Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает пожарным и высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы. Иногда действуют и пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий. (по ходу рассказа указываю на иллюстрации).
-Ребята, тяжёлый ли труд пожарного? (да)
-А чем он тяжёлый? (опасен для жизни, физическая нагрузка).
-А что нужно пожарному чтобы потушить огонь? (пена, шланги “рукава” с водой, лестница, специальная одежда).
-А вы бы хотели стать пожарными? (ответы детей)
-Скажите ребята, а каким должен быть пожарный? Какими качествами обладать? (храбрость чтобы бороться с огнём, смелость чтобы спасать жизни людей, хорошая реакция чтобы вовремя потушить пожар)
-Почему работу пожарного называют опасной? (они могут сами пострадать)
-Верно, ребята, пожар очень опасен для жизни человека. А огонь может вспыхнуть за секунду от многих предметов нашего быта.
-А давайте поиграем в игру пожарных и узнаем какие предметы могут стать причиной пожара.
-Достаньте из конвертов все изображения.
-На них изображены разные предметы. Выберите и положите перед собой те предметы от которых может загореться огонь.
-Максим, скажи пожалуйста какой первый предмет ты выбрал? (розетка,утюг,чайник и спички).
-Кто выбрал то же самое, поднимите эту карточку вверх. Спасибо!
-А что выбрал ты? (розетка,утюг,чайник и спички)
-У кого также, хлопните в ладоши.
-Хорошо. А какие ещё карточки ты выбрал. Покажи их нам пожалуйста.
-Ребята, у вас также? или можете добавить карточку?
-Верно, ребята. вы большие молодцы.
-А почему они могут вызвать пожар? (они нагреваются, с ними нужно аккуратно обращаться, они возгораются).
-Ребята, а что у вас осталось? Какие картинки? (вещи пожарного, каска, огнетушитель, пожарный шланг).
-А где используются эти вещи? (в работе пожарного).
-А для чего им нужна каждая из этих вещей? (чтобы защищать себя, тушить пожары).
-Молодцы, все знаете, что нужно нашим пожарным, чтобы выполнять свою работу.
-Какие вы молодцы! Всё знаете! И наверное немного устали?
-Давайте встанем и немного отдохнём.
-Наш гость пожарный предлагает размяться как это делают пожарные во время отдыха. Повторяйте движения за мной.
-Чтобы сильным стать и ловким- (сгибание и разгибание рук к плечам – в стороны)
Приступаем к тренировке: - (ходьба на месте )
Носом вдох, а выдох ртом. – (руки вверх – вдох, вниз – выдох).
Дышим глубже, а потом -
Смело боремся с огнем – ( имитируют движения тушения огня (ш-ш-ш).
-Молодцы! Присаживайтесь и проверяйте правильную посадку. Помним где у нас руки, а где ноги.
-Хорошо вижу вы готовы помогать нашим друзьям дальше.
-Ребята, пожар очень опасен. И мы с вами должны быть аккуратными и внимательными чтобы не допустить огня. А самое главное мы должны знать что нужно сделать чтобы спастись от огня.
-И для того чтобы повторить правила пожарной безопасности наши друзья предлагают сыграть в ещё одну игру. Я буду говорить вам начала предложения, а вы продолжите его по смыслу. Отвечать будем все вместе. Хорошо? Готовы? (да).
-Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…….(пожар)
-Раз,.два, три, четыре.
У кого пожар в ….(квартире )
-Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил….( утюг)
-Красный отблеск побежал.
Кто со спичками……(играл)
-Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над …(газом)
-Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дому жог…(траву)
-Кто в огонь бросал при этом
Не знакомые …(предметы)
-Помни каждый гражданин: Этот номер:….(01)
-Дым увидел- не зевай. И пожарных ….(вызывай)
-Умнички! Теперь вы точно знаете что делать в случае пожара!
-Ребята, мы с вами выполнили первый пункт плана и узнали о пожарной службе. О чём мы расскажем Бобру? (о том как выглядят пожарные, что они делают, что они с собой берут чтобы тушить пожары, какие предметы вызывают пожар и что делать в случае пожара).
-Во что одет пожарный? (каска, специальная форма, огнезащитная).
-Что делают пожарные? (тушат огонь, спасают людей).
-Какие вещи могут вызвать пожар? (розетки, утюги, спички и другое).
-Куда мы будем звонить если увидим пожар? (01,112,101)
-А что мы должны сообщить? Какие данные? (адрес, место, имя).(карточку закрепляю, обращаю на неё внимание)
-Хорошо, умнички! Что мы ещё не сделали? (не сделали пожарную машину).
-Для того, чтобы сделать красивую, аккуратную поделку нам нужно размять наши пальчики.
-Повторяйте движения за мной.
-На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули… (тянем кисти в стороны)
Покрутили… (волнообразные движения)
Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)
И открыли! (пальцы расцепились)
-Молодцы. Мы размяли наши пальчики и ручки.
-Посмотрите на доску. Что на ней появилось? (пожарная машина).
-А какого она цвета? (красного).
-Как вы думаете, а почему именно такой цвет у пожарной машины? (цвет огня, опасности).
-Интересные варианты! Вы правы. Красный цвет у пожарной машины-это цвет огня и так ее проще заметить.
-А как нам понять, что пожарные едут на пожар? (сирена).
-Верно!
-А что может находиться внутри пожарной машины? (специальные предметы, пожарные, огнетушители, шланги, вода).
-Ребята, сейчас мы с вами сделаем точно такую же аппликацию для наших друзей.
-Вы делали аппликации раньше? (возможно да, возможно нет).
*если да-ребята, что такое аппликация? (это изготовление рисунка из наклеенных деталей цветной бумаги)
*если нет-Ребята, аппликация — это изготовление рисунков из наклеенных деталей цветной бумаги.
-Посмотрите на аппликацию на доске. Из каких геометрических фигур она состоит? (квадрат, круг, прямоугольник).
Сейчас мы с вами сделаем такую же пожарную машину. Но для начала повторим технику безопасности.
-Ребята, как мы работаем с клеем? Что делать нельзя? (брать в рот, пробовать, не закрывать)
-А что нельзя делать с бумагой? (рвать, мять).
-После того как наклеили деталь, клей что нужно сделать? (закрыть).
-Умнички!
-Мы с вами:
1) Не берём клей в рот.
2) Приклеиваем детали после слов учителя.
3) Ничего рвём и не берем в рот.
4) После использования, клей закрываем и кладём на край парты.
-У вас есть конверты с деталями нашей машины. Положите их перед собой.
-Придвиньте к себе картон. Сначала мы приклеим большой красный прямоугольник. Покажите мне его пожалуйста.
-Хорошо. Нанесите клей на деталь.
-Приклеиваем на расчерченную внизу листа линию (показываю)
-А сейчас возьмем большой красный квадрат. Покажите мне, что вы взяли. И наносим на него клей.
-Хорошо. Клеим его рядом, вот так (показала).
-Далее берём белую полоску с прямоугольниками, наносим клей и приклеиваем её на прямоугольник так как это сделаю я.
-Берём белый квадрат, наносим клей и приклеиваем его на красный квадрат.
-Умнички. У вас очень красиво получается.
-Помним про аккуратность и правила пользования клеем.
-Нам осталась мигалка. Это жёлтая деталь. наносим на неё клей. И клеим её сверху красного квадрата.
-И остались колёса. Куда мы их приклеим? (внизу листа и прямоугольника).
-Правильно. Нанесём на них клей и приклеим!
-Я вижу все закончили. Закрывайте клей. Кладите его на край парты.
-Выполнили ли мы с вами второй пункт плана? Смогли сделать пожарные машины для нашего гостя? (да).
(если время есть, то выходим к доске, если времени мало, то рассказ с места, фронтально).
-Вы большие молодцы! Предлагаю повесить ваши машины поближе к Бобру, чтобы он их рассмотрел. Будем выходить по одному, вешать аппликацию и рассказывать Бобру что мы узнали нового о пожарном деле. (как выглядят пожарные, что они делают, что они с собой берут чтобы тушить пожары, какие предметы вызывают пожар и что делать в случае пожара, как выглядит пожарная машина).
-Максим, выходи первый. Расскажи пожалуйста нашему гостю, что-то одно о чём ты сегодня узнал (и так успеть с каждым учеником, по одной фразе)
-Как много вы смогли рассказать. Наши гости благодарят вас за помощь. Теперь Бобёр сможет стать настоящим пожарным и спасать людей от пожаров.
-Ребята, вы очень активно сегодня поработали. Спасибо вам большое за это!
-Давайте вместе оценим своё настроение на этом занятии. Перед вами две карточки. На них изображены весёлый и грустный Бобёр.
-Поднимите и покажите карточку с весёлым Бобром если вам сегодня было интересно, вы узнали что-то новое и вам было легко выполнять задания.
-И поднимите грустного Бобра, если вам было трудно, грустно и что-то не понравилось.
-Я вижу многим было интересно на занятии и легко. Это очень радует.
*если грустное
-Что было трудно? С чем я могу тебе помочь?
-А я хочу поделиться с вами своим настроением. Оно у меня весёлые и позитивное, благодаря вам! Мне было с вами интересно, радостно. Спасибо за ваши ответы, активность.
-Спасибо тебе за то, что ты всегда поднимал руку.
-Спасибо тебе за твои ответы на вопросы.
-Спасибо тебе за аккуратность.
-Спасибо тебе за твою любознательность на занятии.
-Спасибо тебе что ты внимательно слушал.
-Спасибо тебе что быстро выполнил задание.
-Спасибо тебе за то, что ты правильно выполнил задание.
-Спасибо тебе что поделился с одноклассником.
-Спасибо тебе, что ты рассказал новое и интересное нам.
Желаю вам всегда быть такими любознательными!
-Спасибо! До свидания!