Цель работы с учащимися: сформировать у учащихся навыки владения своими эмоциями и развития психических процессов: внимания, памяти, воображения, способностей; способствовать развитию желания самоcовершенствоваться, саморазвиваться, учиться владеть собой и уметь налаживать отношения с другими людьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель. Сформировать у учащихся навыки владения своими эмоциями и развития психических процессов: внимания, памяти, воображения, способностей; способствовать развитию желания самоcовершенствоваться, саморазвиваться, учиться владеть собой и уметь налаживать отношения с другими людьми.
Задача. Дать основы развития психологи, как науки, элементарные понятия о психических процессах и их развитии для саморазвития личности.
В течение всего курса учащиеся овладевают начальными знаниями по психологии. Получают основы развития психических процессов и их развития. Учатся владеть своими эмоциями и строить отношения с другими соучастниками курса. Узнают особенности формирования человека, как природного существа и как личности.
З-тие 1
Т. №1 История развития науки «Психология»
Дать начальные знания по истории развития психологии на разных этапах развития человеческого общества. (От общинного строя до современности) Основные цели в области воспитания и развития личности.
З-тие 2
Т. №4 Темперамент и телесная конституция, ее влияние на поведение человека.
Основные понятия о темпераменте. Раскрыть основные виды телесной конституции, рассказать о том, как телесная конституция влияет на поведение человека.
З-тие 3
Т. №5 Характер и акцентуация характера.
Основное понятие о характере, его формировании, о типах акцентуации характера определяющих поведение человека в разных ситуациях..
Д/З – составить генеалогическое древо семьи и указать следующие параметры: -цвет кожи, глаз, волос; рост, интересы и увлечения, профессию, темперамент и характер, хронические заболевания, где жили раньше (IX-XXв.)
З-тие 4 и 5
Т. №2 Личность, структура личности.
Раскрыть все составляющие понятие личность. Я – концепция. (мини-сочинение «Я …» .) Влияние генеалогии на развитие и поведение человека. Генеалогическая норма. Генеалогия в семейном древе.
З-тие 6 и 7
Т. №3 Психические процессы и их развитие: внимание, память, воображение.
Дать понятие о психических процессах, их видах и значения для человека, о приемах развития всех процессов. Раскрыть понятия – кинестетик, аудиалист, визуалист.
З-тие 8
Т. №6 Эмоции и чувства.
Дать понятие об эмоциях и чувствах, их принадлежность человеку и животным. Правила умения управлять своими эмоциями и чувствами. Виды Эмоциональных состояний.
З-тие 9
Т. №7 Воля, развитие силы воли.
Понятие о воле, как основном качестве личности и упражнения, рекомендации по развитию, тренировки силы воли. Рубинштейн о двух выборах жизненного пути.
З-тие 10
Т. №8 Талант и способности.
Основные понятия о таланте и способностях, об их происхождении и развитии. Отличия и схожесть понятий и свойств (способностей и таланта).
ТРЕНИНГИ
Я – HOMO SAPIENS – человек разумное существо (тест «Я есть …»)
Упражнения на развитие внимания.
Упражнения на развитие памяти, правила заучивания наизусть и работы с текстом.
Упражнения на развитие воображения.
Учись владеть собой.
Скажи комплимент.
ТЕСТЫ
«Несуществующее животное»
«Определение темперамента»
«Геометрическая фигура»
«Объем памяти»
«Объем внимания»
«Представь свою мечту» и др. на определение внутреннего состояния и самоопределения.
Литература:
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -С.П.: ПИТЕР.2002.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -С.П.: ПИТЕР.2002.
Асмолов А.Г. Психология личности. – М. 1990.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -С.П : ПИТЕР. 2001.
Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М. 1994.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М. 1995.
Степанов С. Психология в лицах. - М.: Эксмо-Пресс. 2001.
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М.1996
Маслоу А. Психология бытия. – М. 1997.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С.П.: ПИТЕР. 2000.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М. 1988.
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. –С.П. 2000.
Мерлин В.С. Личность, как предмет психологического исследования. –Пермь. 1988.
Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М. 1984.
Фрейд З. Я и ОНО. Т 1 и 2 .Тбилиси. 1991.
Хабернас Ю. Понятие индивидуальности// О человеческом в человеке. М. 1990.
Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М. 1997.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М. 1998.
Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М. 1986.
Кон И.С. Открытие «Я». М. 1978.
Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. М.1991.
Фрейд З. Психология бессознательного. М. 1989.
Мифическое имя АФРОДИТА
Психология и педагогика.
Лекции.
№ 1. Что изучает психология как наука? (предмет, объект, методы психологии)
- психология – наука о душе – учение о душе
происхождение
- миф (Эрот – сын богов, влюбился в Психею, простую смертную девушку. Афродита – его мать узнав об этом была недовольна - …негоже сыну богов любить простую смертную.
Чтобы помешать влюбленным, она устроила испытания для Психеи, которые девушка с честью выдержала. Это произвело впечатление на богов. После чего Эрот убедил Зевса превратить психею в богиню, сделав ее бессмертной.
Для греков этот миф – классический образец истинной любви, высшей реализации человеческой души. Именно поэтому Психея – простая смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души ищущей свой идеал).
Термин «психология»впервые появился в науке в XVIII в. (в книгах немецкого философа
Х.Вольфа «Рациональная психология» и «эмпирическая психология»).
ПЕРВОНАЧАЛЬНО - наука изучающая душевные и психологические явления, связанные с сознанием.
В начале XX в. исследования психологов включили неосознаваемые психические процессы, поведение и деятельность.
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА – стала в XIX веке. Основанная В.Вундом в конце XIX в. в Лейпциге положила начало новой ветви психологии.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ – психика человека:
-ощущения и восприятие
-внимание и память
-воображение и мышление
-общение и поведение
-сознание и речь
-способности
-свойства и качества личности и др.
фундаментальное научное понятие психологии – это психика
(связь организма с внешней средой с помощью нервной системы через рефлекс как ответная реакция организма на раздражение) И.М.Сеченов установил психические процессы:
-ощущения
-мысли
-чувства и т. д. (это часть рефлексов головного мозга)
Душа, психика – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
Уникальность существования конкретного человека, которая обнаруживается благодаря углублению в себя с целью выбрать не зависящий ни от чего внешнего свой «жизненный план»;
Главная задача человека – наполнить смыслом жизнь в нашем абсурдном мире;
Каждый человек является ответственным за свои действия;
Люди - мыслящие существа, свободно выбирающие свои действия; (Ж. П. Сартр «Я есть мой выбор»);
Принцип «здесь и сейчас».
2.Индивид как единое целое:
Раньше психологи изучали деревья, а не лес;
Холизм (целостность) и системный подход.
3.Неуместность экспериментов на животных:
глубокое различие поведения человека и животных;
изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина и др. чувства).
4.Внутренняя природа человека:
оптимизм: природа человека, в сущности, хороша или нейтральна;
разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации или не удовлетворенных основных потребностей, а не каких-то наследственных пороков.
5.Творческий потенциал человека:
Творчество потенциально присуще всем людям от рождения. Однако теряется в результате «окультуривания», чему способствует официальное образование.
6.акцент на психическом здоровье человека:
Понимать человека следует не с позиции сравнения с психически больным.
В современной психологии предложены теории трех человеческих природ.
1.Человек особый биологический вид с более острым умом и социальным инстинктом, который признается важнейшим инстинктом человека.
2.Человек как существо «обработанное» цивилизацией; его способ мировосприятия ограничивается культурой («конформист культуры»).
3.Человек, стремящийся к индивидуальному творчеству.
3. Научно-исследовательские методы познания реальности.
Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности, представляющий совокупность приемов и операций.
М-д наблюдения – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Предмет наблюдения – действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика и жесты. Восприятие носит субъективный характер. Необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований. Основным условием научности наблюдения является его объективность.
Наблюдения бывают нескольких видов:
Стандартизированное (проведенное строго в соответствии с намеченной программой)
Свободное (не имеющее заранее установленных рамок)
Включенное (исследователь становиться непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение)
Скрытое (пример – телепередача «Скрытая камера»)
Внешнее (наблюдение со стороны)
Внутреннее (самонаблюдение, интроспекция – наблюдение за своими мыслями и чувствами)
Развивается профессиональная наблюдательность у психолога, педагога.
М-д беседы – основной способ получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях, степени усвоения им учебного материала и т.д.
Виды беседы: «введение в эксперимент» - привлечение к сотрудничеству;
«экспериментальная беседа» - проявление рабочих гипотез;
интервью – общение с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.
М-д изучения документов и продуктов деятельности испытуемых. Выделяются типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности и способности.
Биографический метод – автобиография, дневники, письма, воспоминания, свидетельства очевидцев, аудио- или видеозаписи.
Эксперимент (лабораторный, естественный по идее отечественного психолога А.Ф.Лазурского 1874-1917г., формирующий.)
4. Т. №10. Внешнее поведение человека (мимика, жесты, поза, осанка, речь)
Как проявляется внешнее поведение человека? Приемы определения настроения и поведения человека по мимике, жестам, позе. Выражение основных черт характера в речи, осанке. Составляющие имидж личности и в частности, как потребителя услуг сервиса и туризма, так и сотрудника туристического агентства. Определение потребностей и возможностей клиента. Основные приемы восприятия окружающего мира (визуальный тип, аудиальный тип, кинестетический тип)
ТЕМА. «Развитие личности в коллективе»
ЦЕЛЬ. Изучить систему вхождения личности в коллектив и во взаимоотношения в нем.
Определение коллектива.
Фазы развития личности.
Причины развития конфликта.
Функции конфликта.
Методика преодоления конфликта.
Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через принятие данной социальной группы. Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «МЫ – ЧУВСТВА».В социальной группе личность усваивает социальные влияния и реализует свою социальную сущность. Малая группа – это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель, нормы, правила, ценности и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называют фазами развития личности:
Фаза становления личности – активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.
Фаза обострения противоречий – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе и не удовлетворяемой, на первом этапе, потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.
Фаза противоречий – возникают противоречия между стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями значимыми для него отличиями. С одной стороны – потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые импонируют данной общности, соответствую ее ценностям, стандартам, успеху совместной деятельности – с другой стороны.
В соответствии с развитием коллектива и вхождения в него новых субъектов, возникают конфликтные ситуации. По значению конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.
Конструктивный – конфликт бывает тогда, когда оппоненты не входят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Для них характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны и выводят на более высокий и эффективный уровень развития.
Деструктивный – возникает в двух случаях:
1.Когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;
2.Когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремиться психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.
Деструтивные конфликты приводят к негативным и часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных действиях, отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и организацией, между организациями или группами.
Причины возникновения конфликта (Р.Л.Кричевский «Если ты руководитель»):
группы причин обусловленные
-трудовым процессом
-психологическими особенностями человеческих взаимоотношений (симпатиями или антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией)
-личностным своеобразием членов группы (неумение контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивность, некоммуникабельность, бестактность).