Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Час психолога" для 1-4 классов»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Час психолога»
для 1-4 классов
Автор-составитель:
Надышева Татьяна Борисовна,
педагог-психолог
2018 год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Час психолога» у детей должны быть на достаточном уровне сформированы универсальные учебные действия.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы: педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий.
Содержание курса внеурочной деятельности
Данная программа содержит четыре блока по классам. В каждом классе по 9 часов.
Форма занятий предполагает практические занятия по диагностике и формированию УУД: проведение диагностических методик, тренинги, беседы, занятия по сказкотерапии.
В каждом классе есть диагностические занятия на изучение личностных УУД и межличностных отношений в классе (социометрия, методика «Наши отношения»).
В первом классе предполагается изучение адаптации к школьной жизни. Занятия по сказкотерапии направлены на укрепление межличностных отношений в классе и любовь к природе. Занятия на освоение основных социальных ролей предполагается проводить в 1-3 классах, используя разные упражнения. Развитию познавательного процесса внимания посвящено одно занятие в 1 классе, по два занятия в 3-4 классах. Занятия в 1 классе заканчиваются уроком здоровья «Как сохранить свой мозг здоровым».
Занятия во втором классе начинаются с активизации познавательного процесса памяти. Им программа отводит четыре часа. Занятия по сказкотерапии направлены на укрепление межличностных отношений в классе и воспитание нравственности. Занятия во 2 классе заканчиваются играми на развитие коммуникативных навыков.
Занятия по сказкотерапии в третьем классе направлены на укрепление межличностных отношений в классе и семье. Занятие на развитие эмпатии, усвоение моральных норм предполагает чтение и обсуждение рассказов из книги «Азбука нравственного воспитания» под редакцией И.А.Каирова, О.С.Богдановой.- М.: «Просвещение», 1979. Основные разделы: «О доброте и отзывчивости», «Любить всё живое», «Ты не один на свете», «О товариществе и дружбе». Занятия на формирование адекватной самооценки, предусмотренные программой в 3 и 4 классах, предполагает проведение упражнения «Волшебный стул». Занятия с элементами тренинга на формирование нравственных качеств по итогам диагностики являются завершающими в третьем и четвёртом классах.
Занятия по сказкотерапии в четвёртом классе направлены на усвоение моральных норм, развитие самооценки, мотивационной основы УД. Занятие на развитие эмпатии, усвоение моральных норм предполагает чтение и обсуждение текстов из книги Бушелёвой Б.В. «Поговорим о воспитанности» – М.: Просвещение, 1989. Разделы: «Мы и другие», «Семь наших «Я», «Для чего человеку зеркало?», «Краеугольные камни». Развитие мотивационной основы учебных действий предполагает упражнения на развитие логического мышления.
Программа рассчитана на развитие всех УУД, но формированию личностных и коммуникативных УУД придаётся большее значение.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
1 класс
1.
Игры на развитие коммуникативных навыков.
2.
Изучение адаптации первоклассников к школьной жизни. Игры на развитие коммуникативных навыков.
3.
Занятие по сказкотерапии «Звёздная страна».
4.
Освоение основных социальных ролей. Развивающее занятие «Я – хороший ученик».
5.
Королевство внутреннего мира: внимание.
Развитие концентрации и распределения внимания
учащихся.
6.
Занятие по сказкотерапии «Две ужинки».
7.
Социометрия, «Наши отношения».
8.
Диагностика сформированности личностных УУД.
9.
Урок здоровья «Как сохранить свой мозг здоровым».
2 класс
1.
Занятие по сказкотерапии «Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная
история».
Социометрия, «Наши отношения».
2.
Занятие по сказкотерапии «Не строй домок из чужих досок».
3.
Освоение основных социальных ролей.
4.
Активизация познавательного процесса памяти (1 зан.)
5.
Активизация познавательного процесса памяти (2 зан.)
6.
Активизация познавательного процесса памяти (3 зан.)
7.
Активизация познавательного процесса памяти (4 зан.)
8.
Диагностика сформированности личностных УУД.
9.
Игры на развитие коммуникативных навыков.
3 класс
1.
Игры на развитие коммуникативных навыков. Социометрия, «Наши отношения».
2.
Активизация познавательного процесса внимания.
3.
Активизация познавательного процесса мышления.
4.
Освоение основных социальных ролей.
5.
Задания на развитие эмпатии, усвоение моральных норм.
6.
Занятие по сказкотерапии «Серебрины и серебрята».
7.
Формирование адекватной самооценки. Волшебный стул.
8.
Диагностика сформированности личностных УУД.
9.
Занятие с элементами тренинга на формирование нравственных качеств по итогам диагностики.
4 класс
1.
Активизация познавательного процесса внимания. Социометрия, «Наши отношения».
2.
Активизация познавательного процесса внимания.
3.
Активизация познавательного процесса мышления.
4.
Формирование адекватной самооценки. Волшебный стул.
5.
Задания на развитие эмпатии, усвоение моральных норм.
6.
Занятие по сказкотерапии «Конфеты», «Мудрый муравьишка» (развитие самооценки, мотивационная основа УД).
7.
Развитие мотивационной основы учебных действий.
8.
Диагностика сформированности личностных УУД.
9.
Занятие с элементами тренинга на формирование нравственных качеств по итогам диагностики.