Час психологии для учащихся начальных классов «МИР ПРАВ РЕБЕНКА»
Час психологии для учащихся начальных классов «МИР ПРАВ РЕБЕНКА»
Час психологии для учащихся начальных классов
«МИР ПРАВ РЕБЕНКА»
Цель: учебная – познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными «Конвенцией о правах ребенка» и способами их реализации;
воспитательная – воспитать полноценную личность как самостоятельного субъекта права;
развивающая – развить уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Ход урока:
Приветствие.
- Дорогие ребята! Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей. Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Не так – то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время с истории человечества царил закон «око за око», «зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана ООН. В 1948 году государства, входящие в ООН подписали «Всеобщую декларацию прав человека» - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и т.д. «Всеобщая декларация прав человека» - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще – и ни слова о детях. А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
О каких же правах идет речь в Конвенции, на что каждый ребенок имеет право?
С возрастом изменяются потребности ребенка. Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше. Сейчас мы познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из – за границы.
Статья 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мысли.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 16. Право на защиту от посягательств на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
- Ребята, в «Конвенции о правах ребенка» в статье 6 записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать.)
- Мне хотелось бы, вместе с вами, все – таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.
«Литературно – правовая викторина».
Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наше время? (статья 31)
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Да, статья 1).
Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (статья 23).
Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (волк по отношению к козлятам).
Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (мышь - Дюймовочку).
Кто кого в сказке «Золотой ключик» лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).
Кто кого в сказке «Лиса и заяц» лишил права владеть имуществом? (лиса - зайца).
Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (волк – бабушку и Красную шапочку).
- Каждый ребенок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Что такое обязанности? (круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А какие обязанности существуют у учеников?
- А откуда вы это знаете? (Устав школы).
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
Уважать права, честь и достоинство всех участников;
Прилежно учиться;
Иметь аккуратный вид;
Соблюдать правил техники безопасности;
Беречь школьное имущество;
Придерживаться общепринятых правил поведения;
- Мы сегодня с вами поговорили о правах и обязанностях и узнали, что у детей, как и у взрослых, есть права.
- Какие документы защищают ваши права?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защищать свои права. Спасибо за работу!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Час психологии для учащихся начальных классов «МИР ПРАВ РЕБЕНКА»»
Час психологии для учащихся начальных классов
«МИР ПРАВ РЕБЕНКА»
Цель: учебная – познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными «Конвенцией о правах ребенка» и способами их реализации;
воспитательная– воспитать полноценную личность как самостоятельного субъекта права;
развивающая – развить уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Ход урока:
Приветствие.
- Дорогие ребята! Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей. Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Не так – то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время с истории человечества царил закон «око за око», «зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана ООН. В 1948 году государства, входящие в ООН подписали «Всеобщую декларацию прав человека» - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и т.д. «Всеобщая декларация прав человека» - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще – и ни слова о детях. А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
О каких же правах идет речь в Конвенции, на что каждый ребенок имеет право?
С возрастом изменяются потребности ребенка. Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше. Сейчас мы познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из – за границы.
Статья 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мысли.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 16. Право на защиту от посягательств на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
- Ребята, в «Конвенции о правах ребенка» в статье 6 записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать.)
- Мне хотелось бы, вместе с вами, все – таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.
«Литературно – правовая викторина».
Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наше время? (статья 31)
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Да, статья 1).
Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (статья 23).
Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (волк по отношению к козлятам).
Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (мышь - Дюймовочку).
Кто кого в сказке «Золотой ключик» лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).
Кто кого в сказке «Лиса и заяц» лишил права владеть имуществом? (лиса - зайца).
Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (волк – бабушку и Красную шапочку).
- Каждый ребенок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Что такое обязанности? (круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А какие обязанности существуют у учеников?
- А откуда вы это знаете? (Устав школы).
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
Уважать права, честь и достоинство всех участников;
Прилежно учиться;
Иметь аккуратный вид;
Соблюдать правил техники безопасности;
Беречь школьное имущество;
Придерживаться общепринятых правил поведения;
- Мы сегодня с вами поговорили о правах и обязанностях и узнали, что у детей, как и у взрослых, есть права.
- Какие документы защищают ваши права?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защищать свои права. Спасибо за работу!